Члены комитета по природопользованию и экологии Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей выступили сегодня с предложением создать регламент, прописывающий механизмы разрешения конфликтных ситуаций с надзорными органами, в первую очередь Росприроднадзором и Ростехнадзором. По мнению представителей бизнеса и научного сообщества, из-за отсутствия четкого регулирования отдельных вопросов в законодательных и ведомственных актах недропользователи сталкиваются со штрафами. Так, ОАО «Ураласбест», имея утвержденный проект разработки месторождения, из-за снижения спроса на продукцию было вынуждено сократить объемы добычи и привести в соответствие с этим техническое решение. При этом Росприроднадзор дважды вынес предписание по административному правонарушению о необходимости корректировать всю проектную документацию. Однако нормативной базы для этого, по словам директора Института горного дела УрО РАН Сергея Корнилкова, не создано.
С необходимостью вносить изменения в нормативные акты сталкивался и «Качканарский ГОК». При наличии данных о залежах полезных ископаемых территория Собственно-Качканарского месторождения была включена в природоохранную зону, но после длительных согласований предприятию удалось решить вопрос. Проблемы при добыче полезных ископаемых возникли и у «Сухоложскцемента». В границы горного отвода, полученного под разработку карьера, не были включены площади под отвалы, технологические дороги и зона разлета осколков, притом, что вблизи промплощадки находятся поселки.
«Если заранее не позаботиться о горном отводе в зоне осколков, то будет происходить самозахват земель. Необходимо организовывать запретную зону, но если она уже входит внутрь технической границы, произойдет потеря запасов», – описал экономические последствия для предприятия Сергей Корнилков.
Плата за использование земель за границами горного отвода в подобных ситуациях может вырастать на порядок. В случае с «Сухоложскцементом» вопрос удалось разрешить после длительных консультаций с общественным советом при Росприроднадзоре и привлечения федеральных экспертов. Однако подобные споры, по словам промышленников, возникают регулярно, поэтому уже сейчас необходимо прописать сам регламент их разрешения с привлечением общественных советов при надзорных органах и областных министерствах, чтобы не доводить конфликты до судов. В Ростехнадзоре, по словам Сергея Корнилкова, готовы к введению такого документа.
Впрочем, помимо надзорных органов, как отмечают члены СОСПП, зачастую стороной конфликтов становятся жители и общественники. Большинство вопросов населения удается снять при проведении общественных слушаний. Однако с лицами, представляющимися общественниками, ситуация обстоит сложнее.
«Всегда находятся 1-2 человека, которым абсолютно наплевать на то, что решают на общественных слушаниях. Их эти слушания ни в чем не убеждают. Они выходят и начинаются звонки, таблички, и до тех пор, пока они не нарушат реально закон, никаких мер воздействия нет. Они реально блокируют работу. Триллионы рублей теряет государство на проектах, которые прошли общественные слушания, но из-за протестов не были реализованы», – описал ситуацию вице-президент по контроллингу за производством и инвестициям «Русской медной компании» Юрий Король.
Причем противостояние с активистами уже привело к отказу от реализации не менее 10 промышленных проектов в Свердловской области. Так, например, инвесторы отказались от строительства завода по выпуску сурьмы в Асбесте с вложением порядка 500 млн рублей. После двух попыток создания производства металлургического кремния в Новоуральске, а затем в Златоусте компания «Силарус» объявила об отказе от строительства предприятия, в которое намеревалась вложить 100 млн евро. При этом городские администрации особой активности в сохранении инвесторов на территории не проявили.
«Местные власти не несут ответственности за возникновение протестных движений. Разрешать эти ситуации они не берутся. Они готовы получать подарки в хорошем смысле слова: построить какой-то социальный объект, новые рабочие места. Когда есть заказ (на проведение протестных акций), это не работает», – подчеркнул Юрий Король.
По его словам, значительное влияние на активность протестных групп имеет позиция региональных властей. Так, в Казахстане при соответствии промпроекта всем требованиям закона проблемы недропользователя при возникновении решаются «в течение 1-2 часов» с помощью областных акимов. На Урале пока такой же оперативности власти не проявляют.
Пока же промышленники надеются укрепить свои позиции за счет налаживания четкого взаимодействия с участниками общественных советов при надзорных ведомствах и министерствах.