Информационный гид АСБЕСТА

ФОТОИСТОРИЯ ГОРОДА

Разделы новостей

Авто [1601]
Бизнес [926]
Громкие имена [214]
Домашний доктор [275]
Жизнь молодежи [1751]
Земляки [622]
История [643]
История города [93]
История в судьбах [88]
Культура, творчество [866]
Криминал [1705]
Любимый край [68]
Медицина, здоровье [2227]
Мероприятия [2016]
Народный календарь [328]
Наука, образование [1011]
Общество [13116]
Официоз [938]
Острый вопрос [149]
Поздравления [5]
Политика [706]
Право [444]
Праздники, памятные даты [1177]
Проблемы ЖКХ [1524]
Проиcшествия [2099]
Реклама [21]
Религия [181]
Ретроспектива [89]
События [148]
Советы врача [0]
Социальные вопросы [1073]
Спорт [2211]
Ураласбест [319]
Храмы Урала [70]
Экология [1122]
Экономика, производство [1941]


Как нас обслуживают


Анекдот


Интернет-компас

Главная » 2023 » Январь » 27 » Первый асбест добывали вручную - кайлой и лопатой

Первый асбест добывали вручную - кайлой и лопатой
13:00
Механического оборудования не было.

Дореволюционное развитие асбестовой промышленности характеризуется почти полным отсутствием механизации. Все горные работы велись примитивно — вручную. Кайла, лопата, лом, клин и кувалда — вот немудреный инструмент тогдашнего горняка.

После того как заканчивались поисковые работы и определялись контуры будущего разреза, на площади вырубался лес и начинались вскрышные работы. Они велись без всякого плана, по мере надобности и только в теплое время года. Разрезы разрабатывались уступами высотою в два метра каждый. Пустая порода отвозилась лошадьми на отвалы, расположенные в непосредственной близости от разрезов.

Работа на верхних уступах не требовала устройства водоотлива, но при глубине разреза в шесть-восемь метров в забоях уже появлялась вода. Надо было принимать меры против затопления нижних горизонтов. Долгое время в карьерах применялись ручные малопроизводительные приспособления для откачки воды. Только в 1896 году на прииске Поклевского появилась паровая машина, которая была использована для механического удаления воды из разреза.

Спустя еще пять лет, в 1901 году, на асбестовых приисках стали применяться взрывные работы. Взрывчатые вещества — горный порох и динамит — применялись в небольших количествах и только для взрывания твердых пород. Например, за весь 1901 год на приисках Поклевского-Козелл было израсходовано всего лишь «12 фунтов динамита, 10 аршин фитиля и одна коробка пистонов»1.

Взрывные работы в первые годы их внедрения развивались медленно. Они сдерживались, главным образом, большой трудоемкостью и малой производительностью ручного бурения. Физически здоровый рабочий с большим трудом пробуривал за день 16—20 вершков шпура. Кроме того, техники безопасности не было, и несчастные случаи происходили довольно часто. Поэтому забойщики предпочитали пользоваться клином, и только в крайних случаях, когда порода не поддавалась клину, ее разбуривали и взрывали.

Хозяева приисков не заботились об облегчении труда рабочих. Всякие нововведения внедрялись медленно,, и то лишь в погоне за прибылью.

В 1904 году на некоторых приисках для транспортировки руды появились железнодорожные пути 600-миллиметровой колеи и полуторатонные вагонетки «коппель». Но главным двигателем долгое время оставались человек и лошадь. На каждом прииске содержались конные дворы со значительным количеством лошадей.

И только в начале 1910 года на Вознесенском прииске впервые появилось два узкоколейных паровоза мощностью 12 лошадиных сил. Очевидно, об одном из них. вспоминает в своей автобиографической повести «Березовый сок» поэт Степан Щипачев, работавший в детстве на Кудельке.

«Мы сначала отправились в контору за назначением,— пишет он.— Я страшно боялся, как бы меня не отделили от своих, не поставили на работу с чужими ребятишками. Но все обошлось хорошо: всех из нашей деревни направили в одно место. Отдельно очутились только Тимка и матрос Василий. Тимке захотелось походить в непромокаемых сапогах с высокими голенищами, и он сам напросился в мокрый забой, а Василия назначили машинистом на маленький паровозик, который я уже там видел. Он тут же, неподалеку, бегал по узкоколейке и тоненько свистел».

Позднее и на других рудниках появились паровозы. Максимальная их мощность не превышала 25 лошадиных сил. Но паровозы использовались только для транспортировки руды. На борту разрезов строились невысокие эстакады, рядом с которыми укладывались железнодорожные пути. Руда из разрезов завозилась на эстакаду колымажками на лошадях и по лоткам загружалась в вагонетки.


П. Никитин, Н. Рубцов
"Город горного льна"

 


 

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История | Просмотров: 282 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
avatar
Отправьте свою новость 


Поделись с другом


Новости от партнеров



Календарь новостей

«  Январь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Форма входа

Логин:
Пароль:

Ищу знакомства

Я

Ищу

от до лет

знакомства

Наш опрос

О состоянии площадок для бытовых отходов
Всего ответов: 89

Статистика

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест.
Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию.
Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru