На очередном заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений прошло обсуждение вопроса о проведении профессиональной ориентации подростков и молодежи на территории Асбестовского городского округа.
«Организация профессиональной ориентации является государственной услугой органов службы занятости населения и оказывается бесплатно. Охват государственной услугой по профориентации граждан в возрасте 14-17 лет, проживающих в Асбестовском городском округе, в 2014 году составил 772 человека, в 2015 – 644. По итогам 9 месяцев 2016 года получателями государственных услуг по профориентации стали 553 человека в возрасте 14-17 лет, что составляет 35% от всех получателей данной услуги», - доложила заместитель директора, начальник отдела профобучения и профориентации ГКУ службы занятости населения СО «Асбестовский центр занятости» Марина Анатольевна Булыгина.
Одним из показателей доступности и качества государственной услуги являются возможность получения информации о порядке предоставления государственной услуги на официальном сайте Департамента в сети Интернет, Едином портале, региональном портале государственных услуг, в МФЦ.
Гражданам обеспечена возможность выбора способа подачи заявления: при личном обращении в центры занятости или в МФЦ, почтовой связью, с использованием средств факсимильной связи или в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала, регионального портала государственных услуг или сайта Департамента.
Большая работа по профессиональной ориентации проводится учреждениями по делам молодежи. В МБУ ЦСПП «Ковчег» систематически проводятся мероприятия для молодежи и подростков по профессиональной ориентации. В их числе: конкурсно-развлекательная программа «Стань режиссером своей судьбы», профориентационная игра «Профессионал», круглый стол «Молодежь 21 века». Специалисты центра «Ковчег» готовят и проводят мероприятия по запросам предприятий, общеобразовательных организаций и учреждений города. Каждый год в сентябре и мае педагоги-психологи проводят диагностику профессиональных наклонностей учащихся старших классов школ города. В рамках этого направления были проведены: интерактивная программа «День студента», тренинг «Эффективные продажи» для молодых бизнесменов города по запросу фонда предпринимателей, тренинг «Профориентационные способности и склонности» для учащихся школ.Раз в квартал в различных учреждениях города специалисты Центра проводят деловую игру по избирательной культуре «Выбор за вами!». Участвующие в игре также получают необходимые знания по профессиональной ориентации.
«Анализируя ситуацию на рынке труда Асбеста и данные диагностики по профориентации молодежи, выявлено следующее. Уходит в прошлое стремление молодых людей учиться на юристов и экономистов. На первом месте стоит желание стать программистами, бизнесменами, психологами, логопедами, международными деятелями. Среди рабочих специальностей превалируют профессии: газоэлектросварщик, экскаваторщик, бурильщик, автомеханик», - отметила и.о. начальника отдела физкультуры, спорта и молодежной политики администрации Асбестовского городского округа Наталья Конашкова.
Огромное внимание уделяется проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников в образовательных организациях. Как отметила и.о. начальника Управления образованием Асбестовского городского округа Екатерина Волкова, в муниципальных образовательных организациях сложилась система профориентационной работы - организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся - процесс, распределенный по всем уровням образования, предусматривающий координацию действий всех вовлеченных субъектов (обучающихся и их семей, образовательных организаций всех уровней, специализированных профориентационных учреждений, предприятий и организаций).
Среди основных направлений деятельности профориентационной работы: создание условий для профессионального самоопределения учащихся в образовательных организациях через учебную и внеучебную деятельность; сетевое взаимодействие с учреждениями профессионального образования, предоставляющее учащимся возможности профессионального выбора и профессиональных проб; взаимодействие с промышленными предприятиями и с центром занятости.
Среди особо значимых мероприятий в этом направлении стало проведение Единого дня профориентационной работы, в рамках которого проходят встречи с представителями разных профессий, увлекательные автобусные экскурсии на шефствующее предприятие. Проведение Дня науки и творчества, целями и задачами которого является не только создание условий для формирования навыков экспериментально-исследовательской и творческой деятельности учащихся, способствование расширению кругозора учащихся, углублению знаний по интересующим предметным областям, но и содействие в выборе дальнейшего профессионального маршрута.
Также и.о. начальника Управления образованием Асбестовского городского округа Екатерина Волкова отметила роль специализированных учебных кабинетов учреждений в реализации системы профориентационной работы. За последние пять лет получено и установлено учебно-лабораторное оборудование в кабинетах физики, химии, географии, биологии. В этом году на базе Лицея № 9 создан и открыт Центр технического образования, получено учебно-наглядное, учебно-лабораторное и учебно-практическое оборудования для оснащения кабинетов естественно-научного цикла, учебно-производственное оборудование для проведения профориентационной работы, 3D-принтер. Возможности нового учебно-лабораторного оборудования позволяют учащимся активно вести проектно-исследовательскую деятельность.
Сетевое взаимодействие с учреждениями профессионального образования предоставляет учащимся возможность профессионального выбора и профессиональных проб. В рамках данного направления осуществляются такие виды деятельности как проведение практико-ориентированных уроков, которые проводят преподаватели вузов с использованием разнообразного лабораторного оборудования вуза; участие в межтерриториальных конкурсах научно-исследовательских работ школьников, олимпиадах; участие в инновационного образовательных проектах («Школа – кадровый центр»).
«Таким образом, профессиональное самоопределение учащихся рассматривается как сложный динамический процесс формирования учащимися своих основополагающих отношений к профессиональной деятельности, развития и самореализации своих возможностей, формирование адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала, в связи с чем, главной задачей педагогического коллектива остается оказание максимально эффективной помощи детям в этом процессе через различные формы урочной и внеклассной профориентационной работы», - подчеркнула и.о. начальника Управления образованием Асбестовского городского округа Екатерина Волкова.
Источник |