Информационный гид АСБЕСТА

ФОТОИСТОРИЯ ГОРОДА

Разделы новостей

Авто [1601]
Бизнес [926]
Громкие имена [214]
Домашний доктор [276]
Жизнь молодежи [1754]
Земляки [622]
История [643]
История города [94]
История в судьбах [89]
Культура, творчество [867]
Криминал [1706]
Любимый край [68]
Медицина, здоровье [2227]
Мероприятия [2016]
Народный календарь [329]
Наука, образование [1011]
Общество [13117]
Официоз [938]
Острый вопрос [149]
Поздравления [5]
Политика [706]
Право [444]
Праздники, памятные даты [1180]
Проблемы ЖКХ [1524]
Проиcшествия [2099]
Реклама [21]
Религия [181]
Ретроспектива [90]
События [148]
Советы врача [0]
Социальные вопросы [1073]
Спорт [2212]
Ураласбест [320]
Храмы Урала [71]
Экология [1122]
Экономика, производство [1941]


Как нас обслуживают


Анекдот


Интернет-компас

Главная » 2023 » Сентябрь » 29 » Гвардейцы тыла. Не хлебом единым...

Гвардейцы тыла. Не хлебом единым...
13:00
Предлагаем вниманию асбестовцев книгу земляка об истории становления завода АТИ в военные годы.

Глава 20. Не хлебом единым...

Трудовые военные будни. Молодой человек или девушка встают ни свет, ни заря, попьют чайку и на завод. А цех их встречает не так уж и приветливо: и холодно, и пыльно, да и, что скрывать, довольно грязно. Не скоро ещё всё устроится, а работать надо и работать хорошо, выполнять и перевыполнять нормы, помогать фронту. Вон к этому призывают и лозунги, развешанные в цехе. И хоть урчит голодный желудок до скудного обеда, но надо стоять у станка или бегать по всей сторонке длинного ватера, меняя катушки и заправляя оборванную нить. И ведь стояли, и бегали, и давали по полторы, по две, а кто и по три нормы, и духом не падали, не унывали. Правда, чтобы поддерживать такое высокое состояние духа, нужна обязательно и моральная поддержка, и постоянная мотивация и Общественные организации и профсоюзная - хорошо все это дачей и неплохо с этим справлялись. Кроме плакатов и лозунгов, в цехах постоянно работали агитаторы, они были из наиболее активных партийцев и комсомольцев, и ежедневно проводили в сменах воспитательную работу - рассказывали о положении на фронтах, о заводских производственных делах и планах, мобилизовали рабочих на добросовестный и производительный труд.

Этому же способствовала и стенная печать, которая зародилась на заводе буквально с первых дней его пуска. Уже 7 ноября 1941 года вышел первый номер стенной газеты «Стахановец». По началу редактировали её парторги завода, в частности З.А Литвинова, потом А.Г. Шелегина. Она ещё долгие годы после войны входила в состав редколлегии, была редактором, художником-оформителем с самого начала и до конца трудовой деятельности на заводе (это около 50 лет) была активным пропагандистом.


СОКОЛОВ
Александр Дмитриевич,
фрезеровщик, художник

В дальнейшем газета была переименована в «Ударник». Её почти сразу же заметили и в городе. Вот как о ней в декабре 1942 года писал «Асбестовский рабочий»:

«Привлекает её внешний вид, скромно, с большим вкусом сделано оформление, удачно расположен материал, много стихов, уголок юмора «Свет и тени».

В коротких и содержательных заметках отражена вся жизнь завода. Удачи и недостатки показаны остро и действенно.

Видишь и передовиков, и отстающих, все узкие места производства.

К примеру, простые, незамысловатые стихи автора «Работница» упрекают начальника производства Лаговера и механика Пурэ за несерьёзное отношение к своим обязанностям:

«Вот спросите Лаговера, Он вам сразу даст ответ, Убедительно докажет - Ремонт будет... или нет.

Ватера все враз встают В очередь рядами И к врачу - Пурэ бегут -Ты займись-ка нами!

Получают же в ответ: «Время будет или нет Заниматься вами, Я не знаю, а пока... Подлечитесь сами!»

Критического материала, вскрывающего недостатки в газете много. Все заметки и передовая направлены на одно - как можно больше и лучше помогать фронту.

Редколлегия во главе с Литвиновой выпускает газету раз в две недели. Она хорошо мобилизует людей на интенсивный и производительный труд».

В июле 1943 года в городской газете (№ 54) снова отмечено: «Заводская стенгазета «Стахановец» из номера в номер помещает заметки, сатирические стихи и карикатуры на бытовые темы, поднимает вопросы питания рабочих, отоваривания продовольственных карточек, работы заводского ОРСа».

Традиции, заложенные ещё теми первыми стенгазетчиками, сохранились и приумножались и следующими поколениями. Недаром заводская стенгазета, ставшая уже «Новатором», стала потом одной из лучших в городе, отмечалась и на областных конкурсах. А в каждом цехе были свои стенгазеты, мало в чем уступающие главной.

Молодость есть молодость. Девчонкам и ребятам военных лет, что пришли в цеха и трудились наравне, а то и лучше взрослых, ещё бы гулять да гулять, петь и плясать, как всем молодым. И они ведь кроме тяжёлой работы успевали и этим заниматься. После торжественных вечеров обязательно были танцы, после комсомольских собраний тоже. В ночную смену, когда бывало отключался свет, девчонки собирались вместе и задушевно пели про «Катюшу», про весну, про любовь и молодость!

А когда оборудовали заводской клуб, в нем проводились не только торжественные заседания и собрания, но и вечера, устраивались даже балы, маскарады, начала работать художественная самодеятельность. Молодёжь собиралась на репетиции, чтобы попеть, поплясать, почитать стихи, отважились замахнуться даже на такой непростой жанр, как оперетта. Мне самому, участнику заводской самодеятельности, которая знала и падения, и взлёты, было удивительно и интересно узнать, что на заводской сцене, по словам ветеранов, «ставились постановки и даже оперы». Как-то и не верилось такому, пока не увидел заметку из «Асбестовского рабочего» за 1943 год. Вот что в ней было написано:

«13 сентября 1943 года начался городской смотр художественной самодеятельности.

Коллектив завода «Урал АТИ» показал на смотре оперетту «Единственная дочь», которая была встречена зрителями с большой теплотой.

Коллектив исполнителей немало потрудился, прежде чем добился слаженности ансамбля, простоты и легкости исполнения, с большим успехом исполнили свои роли работники завода Коноплянный, Бармина, Тюленева, Полякова, Пурэ (роль Яхонтова)».

Вот на какой высокий уровень вышла тогда заводская самодеятельность! О том времени, о том, как все это начиналось, поделилась воспоминаниями Мария Сергеевна Пономарёва (Бирко), активная комсомолка, ставшая после войны секретарём комсомольской организации: «Из клуба Горького (что был в старом парке, рядом с заводом) пригласили супругов Тесленко, он вел драмкружок, она занималась солистами, хором, играла на пианино. Они, скорее всего, и поставили оперетту.

Участвовали тогда в самодеятельности, насколько помню, А.В. Голикова, Муза Бармина, слесарь Миша Цукерман, электрик Гоша Яних, начальник отдела кадров А.С. Полякова, заведующая столовой Ю.А. Тюленева, начальник мехцеха М.Г. Пурэ. Михаил Гаврилович хорошо пел дуэтом и с Поляковой, и с Тюленевой. Но особенно хорошо принимали его сольный номер «Кочегар», вызывали на бис.

Позднее был организован духовой оркестр. Руководил им тоже не заводской человек - Андрей Гаубер, он приезжал с поселка Малышева. Он быстро научил наших ребят играть на трубах и вскоре оркестр, тогда единственный в городе, стал непременным участником всех заводских мероприятий. Первыми музыкантами стали Гриша Коковин, Толя Архипов, Ваня Суханов, Федя Киселев, Петя Мельников».

Пётр Степанович Мельников был из той когорты мальчишек, что пришли на завод в суровые годы прямо со школьной скамьи. Он мечтал попасть в школу юнг, но война все смешала. Но паренек и на заводе не потерялся. Здесь его приняли в комсомол, стал активистом. Кроме игры в оркестре был членом заводских команд по футболу, хоккею (русскому), по лыжам. Петр Степанович был хорошим специалистом и организатором, позднее работал мастером, а на новом заводе - начальником цеха. Он тоже оставил воспоминания о своей комсомольской юности, в частности об оркестре: «Мы играли до и после комсомольских собраний. В то время танцы были чуть ли не единственным развлечением и оркестр хорошо помогал нам, комсомольцам, в организации молодежи. Оркестр бывал везде и всюду, играли в своё удовольствие и платы никакой не надо было». От себя добавлю, что духовой оркестр завода существовал долгие годы, и спустя десять лет после войны мне ещё доводилось под его музыку ходить на демонстрации.

Как видно - талантливых людей на заводе всегда хватало. И добрую традицию - создавать и иметь хорошую самодеятельность на высоком уровне, закладывали первопроходцы, молодёжь военных лет. И в том, что заводские артисты из народа всегда были на виду, занимали призовые места в городе и области, были лауреатами многих смотров - немалая заслуга тех же девчонок и мальчишек, что стояли у истоков истории завода. И вполне уместно наше к ним уважение за то, что несмотря на тяжелые условия жизни, они находили силы и время для проявления своих талантов, для полёта души.

Воистину - не хлебом единым жив человек!

Продолжение следует.
А.В. Пономарев. "Гвардейцы тыла" (История завода УралАТИ 1941-1945 гг.) 2005 г.


Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История | Просмотров: 113 | Добавил: ASB | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
avatar
Отправьте свою новость 


Поделись с другом


Новости от партнеров



Календарь новостей

«  Сентябрь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Поиск

Форма входа

Логин:
Пароль:

Ищу знакомства

Я

Ищу

от до лет

знакомства

Наш опрос

Ваше мнение о работе ГИБДД Асбеста
Всего ответов: 127

Статистика

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0

Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест.
Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию.
Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru