Информационный гид АСБЕСТА

ФОТОИСТОРИЯ ГОРОДА

Разделы новостей

Авто [1601]
Бизнес [926]
Громкие имена [214]
Домашний доктор [275]
Жизнь молодежи [1751]
Земляки [622]
История [643]
История города [93]
История в судьбах [88]
Культура, творчество [866]
Криминал [1705]
Любимый край [68]
Медицина, здоровье [2227]
Мероприятия [2016]
Народный календарь [328]
Наука, образование [1011]
Общество [13116]
Официоз [938]
Острый вопрос [149]
Поздравления [5]
Политика [706]
Право [444]
Праздники, памятные даты [1177]
Проблемы ЖКХ [1524]
Проиcшествия [2099]
Реклама [21]
Религия [181]
Ретроспектива [89]
События [148]
Советы врача [0]
Социальные вопросы [1073]
Спорт [2211]
Ураласбест [319]
Храмы Урала [70]
Экология [1122]
Экономика, производство [1941]


Как нас обслуживают


Анекдот


Интернет-компас

Главная » 2023 » Август » 26 » По делам государства. 1. Как рудокопы во Франции оказались.

По делам государства. 1. Как рудокопы во Франции оказались.
13:00
Продолжаем публикацию глав из книги А. Чечулина, - «Асбест».

Предыдущие главы

Нынче заграничной поездкой никого не удивишь. И асбестовцы в этом смысле не исключение. Приобрел туристическую путевку и кати куда хочешь— хоть по морю, хоть по воздуху. Редка страна, где бы не ступала нога вездесущего туриста или командировочного из асбестовой столицы, да и деловая командировка из Асбеста не новость: наши специалисты бывали на всех континентах, помогая строить, осваивать, передавать или занимать лучший опыт, как, конечно, и другие уральцы.

...Этот рассказ начнется издалека, из дореволюционных времен.

В феврале 1916 года Ивана Шабурова, рабочего асбестовых приисков, затребовал воинский начальник. И вскоре из Архангельска в открытое море вышел пароход «Александр III», на палубах и в трюмах которого разместились солдаты шестого особого полка третьей экспедиционной бригады русской армии. Тоскливо наблюдал Иван, как ходят вокруг свинцовые волны. Белое, Баренцево, Норвежское и Северное моря пересек корабль и бросил якорь во французском порту Бресте на полуострове Бретань.

Отсюда и началась эпопея русских воинов во Франции, посланных умирать во имя Антанты.

На глазах таял русский экспедиционный корпус на вытоптанных солдатскими башмаками благословенных виноградниках Шампани. Союзное командование бросало россиян на самые опасные участки фронта против кайзера Вильгельма. Шабуров в одном из жестоких боев был ранен шрапнелью и отравлен газами.

Пока уралец лежал в госпитале, в России произошла революция, слухи о которой доходили самые противоречивые. А вышел из госпиталя — стал решать вместе с товарищами: что дальше делать? Но за русских все уже решили французские и английские империалисты — им не хотелось терять храбрых солдат, и остатки корпуса перевезли в Алжир, предварительно расстреляв или сослав на каторгу жаждущих отправки в Россию.

Африканская жара не всякому европейцу полезна. А держали русских в лагерях, где скапливались тысячи солдат, и на фермах французских колонистов, заставляя надрываться до потери сознания. Намаялся на чужбине рудокоп из Кудельки, пока командование Антанты не перебросило отчаявшихся солдат в занятую Деникиным Одессу, лелея надежду пополнить ими белые полки.

Но—баста! — навоевался по горло русский солдат. Шабуров, сговорившись с тремя дружками, среди которых был и ротный писарь Малиновский, бежал. Много недель потребовалось ему, чтобы, попадая поочередно то к махновцам, то к белым, то к другим бандитам, добраться до Екатеринбурга, а там уж до приисков рукой подать. Худой, измученный, тифозный, в жалкой французской шинельке появился он в Кудельке.

Вместе со всеми восстанавливал Иван Тимофеевич рудники, вступил в партию, много лет отдал работе в асбестовой промышленности.

Однажды, было это уже после войны с фашистами, прослышал старый солдат, что Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский тоже воевал в составе экспедиционного корпуса во Франции. Не тот ли это Малиновский, с которым бежал из белогвардейского ада? Если бы имя писаря вспомнить, да где там—столько лет прошло. Сел ветеран за письмо в Москву.

Бывший в то время министром обороны Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский с ответом не замедлил:

«Уважаемый Иван Тимофеевич!

Письмо Ваше получил.

Каждому письму солдата русского экспедиционного корпуса во Франции я искренне рад, а таких писем после посещения Франции мною получено немало.

Читая эти письма, нельзя не вспомнить тяжелые бои и походы, товарищей и томительное ожидание возвращения на Родину.

Весь период пребывания во Франции я служил во 2-м пехотном полку, в апреле 1917 года был ранен в бою под фортом Бримон, возвратился на Родину в 1919 году.

Благодарю Вас, Иван Тимофеевич, за добрые пожелания. Желаю Вам здоровья и многих лет жизни.

Бывший пулеметчик 4-й пулеметной роты 2-го пехотного полка Маршал Советского Союза Р. Малиновский».

Другой оказался Малиновский, но все равно — боевой товарищ, вкусивший горюшка солдатского в той самой распрекрасной Франции.

Через много лет, в начале 80-х, окажется в Париже другой рудокоп из Асбеста. Правда, техника у него не кайло да лопата, а современный восьмикубовый экскаватор. И тоже приедет не туристом. Приедет по государственным делам, как и солдат Иван Шабуров.

Герман Викторович Кашин — отменный машинист, знаток горного оборудования, рационализатор, много лет возглавляет цеховую партийную организацию в Центральном рудоуправлении. На его кандидатуре и остановился директор предприятия кандидат технических наук Г. Г. Мацак, когда руководство комбината Ураласбест поручило ему подобрать человека для заграничной поездки.

Надо сказать, что командировка была вызвана нуждами всей асбестовой промышленности. Даже сравнительно близкий к нам по времени работы в карьере Иван Шабуров не мог представить размах горных работ Ураласбеста. Малопроизводительные станки канатно-ударного бурения заменены шарошечными агрегатами, до сорока машин и механизмов пришли на помощь взрывникам, надеявшимся раньше только на руки. Свыше сотни маневренных экскаваторов заняты в карьерах и на отвалах, есть среди них и два шагающих, сто тридцать локомотивов вывозят руду, пустую породу и отходы обогащения.
 

Разительный штрих — исчезла из карьеров основная там раньше профессия. Читатель уже догадался, что речь идет о забойщиках. Мне эта профессия близка и дорога, ей отдали всю жизнь мой отец и его товарищи. Добывали вручную, как и в начале века, высшие сорта асбеста. И казалось, так будет всегда — только человеческим мускулам подвластна эта операция. Но тяжесть труда не давала покоя специалистам комбината и научным сотрудникам ВНИИпроектасбеста. Они в конце концов разработали и внедрили на фабрике № 4 технологию производства текстильны* сортов асбеста из руд механизированной добычи. Себестоимость их стала ниже, а общий выпуск асбеста этой группы возрос вдвое — миллион рублей получило народное хозяйство от ликвидации профессии, которая считалась ведущей на Баженовском месторождении с первого дня эксплуатации.

Всех перемен просто-напросто не упомнить, но два факта не могу не привести. В годы моей горняцкой юности на работу нас возили на грузовых, зачастую открытых автомашинах. Они со всех сторон продувались ветрами, но чудились высшим достижением научно-технического пропресса, ведь родители добирались до карьеров пешком. Правда, на самый низ карьера мы спускались на своих двоих — по длинным деревянным лестницам, затем по горизонту, опять по лестницам и так далее. Пока до забоя доберешься — впору передохнуть. Теперь горняки уезжают в карьер на комфортабельных автобусах, которые закуплены комбинатом у венгерской фирмы «Икарус». Честное слово, не каждый город у нас на Урале, а может быть, и в России, имеет такие автобусы на дальних маршрутах, как Ураласбест для своих рабочих.

А память услужливо подсказывает: с дедовских времен был у нас в ходу «тормозок» — бутылка молока, печеная картошка да пара бутербродов. Брал такой «тормозок» с собой на смену и я, когда работал электроконтактником на отдаленном Каменском отвале. Для меня, в ту пору мальчишки, романтичным казалось пообедать всухомятку у зимнего костра из старых шпал, пахнущего креозотом и соляркой. А вот кадровые горняки Анатолий Смирнов и Евгений Тарасов, обучавшие меня ремеслу, порой чертыхались, разворачивая свертки, приготовленные заботливыми женами, и мечтали о столовой или хотя бы небольшом буфете на Каменке.

Было так днем, осталось — как атавизм—^ ночную смену. Не у всех, конечно, но на экскаваторах и электровозах — совершенно точно. Работа такая: с (машины в буфет не убежишь. Помню разговор об этом с машинистом экскаватора Михаилом Коровиным. Он тогда вернулся со съезда профсоюзов, где ставил этот больной вопрос перед министром в личной беседе. Не сразу, по правде говоря, но сдвинули с места проблему горячего питания рабочих ночью. Специальные термоса получают машинисты сразу после раскомандировки, а в них три горячих блюда, как и полагается.

Но это к слову. Хотя если подумать, то и такие малости имеют самое прямое отношение к загранкомандировке машиниста экскаватора Германа Кашина. Когда человек без проволочек доставлен на рабочее место, накормлен, трудится он, конечно же, лучше, быстрее входит в ритм, заложенный в основу государственного плана.

( Продолжение следует.)

А. Чечулин  "Асбест" 1985 г.

 

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История | Просмотров: 221 | Добавил: ASB | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
avatar
Отправьте свою новость 


Поделись с другом


Новости от партнеров



Календарь новостей

«  Август 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Форма входа

Логин:
Пароль:

Ищу знакомства

Я

Ищу

от до лет

знакомства

Наш опрос

Ваше мнение о работе коммунальных служб
Всего ответов: 107

Статистика

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Онлайн всего: 25
Гостей: 24
Пользователей: 1
Atanasova

Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест.
Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию.
Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru