Выложенная
на одном из сайтов информация о том, что жители Асбеста «с ужасом ждут
квитанций за коммунальные услуги, поскольку опасаются повышения
стоимости потребления воды», взбудоражила и тех, кто по неведению еще не
успел ужаснуться. Знающие люди быстро сориентировались: «ноги растут»
из недавних выборов в местную Думу.
В
борьбе за депутатские места все средства хороши, а уж тем более
информация на столь волнующую тему — тарифы ЖКХ. Правда или нет, какая
разница? Выборы прошли, информация осталась. И продолжает рассказывать о
долгах асбестовского «Водоканала» перед поставщиком электроэнергии,
которые якобы и являются основанием для повышения тарифов.
—
Но такого не может быть, — прокомментировал начальник отдела ЖКХ
администрации Асбеста Виталий Рожин. — Ни «Водоканал», ни администрация
города не вправе принимать решения по изменению тарифов, это прерогатива
РЭК. И до июля, как обещано президентом, тарифы никто пересматривать не
будет. Информация появилась действительно в ходе выборов, никакими
комментариями не подкреплена, поэтому готовим исковое заявление в суд.
Впрочем,
пояснил чиновник, насчет долгов — чистая правда. Долги ЗАО «Водоканал»
перед энергетиками можно назвать «стабильными», и сегодня они составляют
28—30 млн рублей — примерно треть общегородской задолженности за
необходимые ресурсы. Задолженность копится годами, и погасить ее пока не
удается. Кстати, если тарифы поднимутся, долги соответственно вырастут.
Но откуда они берутся?
—
Если наш долг энергетикам составляет 30 млн рублей, то управляющие
компании нам должны 56 млн, — сообщила директор «Водоканала» Надежда
Маслакова. — Рассчитаются с нами — и мы сможем погасить долги.
В
таблице единого расчетно-кассового центра, собирающего коммунальные
платежи, отражены счета, предъявляемые потребителям за расход воды, и
суммы фактической оплаты. Расхождение составляет сотни тысяч рублей.
—
Сумма нашего долга «Водоканалу» — 10 млн рублей, — говорит директор
управляющей компании ОАО «Жилсервис» Ольга Медведева. — Долг жителей по
коммунальным платежам составляет 34 млн рублей. При том, что ежемесячная
собираемость — 95—97%, долги копятся. Многие не платят годами. Вот,
например, в доме № 30 на улице Челюскинцев 286 квартир, сумма долга за
коммунальные услуги — 1 млн рублей. В то же время здесь требуют замены
насосы, оборудование дорогое, где деньги взять? Действенного средства
борьбы с неплатежами никто еще не придумал. Электричество выключить,
если за него тоже не платят, можно, только жители легко «включаются»
обратно, не спрашивая разрешения. За месяц подаем в суд до 200 исковых
заявлений, решения о взыскании долга выносятся, а уж дальше — как
приставы сработают. Чаще всего решения не выполняются, долги не
взыскиваются.
Но
есть еще одна причина, способствующая росту задолженности за
потребление воды: перерасход. То есть несовпадение показаний приборов
учета общедомовых и индивидуальных, установленных в квартирах.
Затрудняет расчеты то, что счетчики имеются не в каждой квартире и не в
каждом доме. Или имеются, но только на холодную воду (общедомовые).
Еще
пару лет назад весь расход воды многоэтажного дома управляющие компании
предъявляли, «раскидав» сверхнормативные кубометры на каждого жильца,
независимо от наличия в квартире приборов учета. Возмущались все —
потому что по нормативу и так платить много, а у кого стоит счетчик —
хочется рассчитываться именно по показаниям, зачем же его устанавливали?
Управляющие компании доказывали свою правоту, ссылаясь на Жилищный
кодекс, где черным по белому значилось: общедомовой расход воды
оплачивают жители. Точку в споре поставил суд, запретив предъявлять
перерасчеты там, где общедомовой учет ведется только по холодной воде.
—
В тех домах, где поставлены приборы учета на холодную и горячую воду,
перерасход включаем в счета,— объяснила Ольга Медведева. — У нас таких
28 из 225. Остальным перерасход воды уже не предъявишь. Конечно, надо
ставить приборы учета, но это очень дорого.
Вот
и «натекло» 30 млн, с каждого ручеек — городу река. Однако есть в
Асбесте организация, у которой долгов за потребление ресурсов нет.
По
словам директора управляющей компании «Дом-сервис и К» Натальи
Задориной, держать баланс расхода и учета позволяет налаженный контроль.
55% квартир многоэтажного района оборудованы приборами учета и все (!)
дома снабжены водомерами. Кстати, чем лучше учитываешь, тем меньше
платишь, считает директор.
Безупречность
состояния оборудования мне демонстрирует директор обслуживающей
организации «Дом-сервис» Владимир Кирюшин. В подвале девятиэтажки сухо,
никаких протечек, в отведенных местах стоят приборы учета.
—
Сколько поступает воды, фиксирует общий водомер, затем каждый
потребитель предъявляет свои данные учета, — рассказывает руководитель. —
У кого нет счетчиков, начисление производится по нормативу. Больших
расхождений в показаниях нет, но перерасход мы имеем полное право
предъявить жителям и лишний раз напомнить: устанавливайте счетчики на
воду.
Исключение, подтверждающее правило? Или выход из трудной ситуации?