Информационный гид АСБЕСТА


Разделы новостей

Авто [1473]
Бизнес [865]
Громкие имена [203]
Домашний доктор [265]
Жизнь молодежи [1065]
Земляки [245]
История города [439]
Культура, творчество [531]
Криминал [1179]
Медицина, здоровье [1119]
Мероприятия [1681]
Народный календарь [265]
Наука, образование [717]
Общество [8342]
Официоз [795]
Острый вопрос [136]
Поздравления [3]
Политика [628]
Право [333]
Праздники, памятные даты [548]
Проблемы ЖКХ [1297]
Проиcшествия [1767]
Реклама [17]
Религия [173]
События [119]
Советы врача [0]
Социальные вопросы [855]
Спорт [1615]
Экология [911]
Экономика, производство [1645]




Свежие объявления


Новые видеосюжеты

Анекдот


Интернет-компас

Главная » 2019 » Октябрь » 28 » Александр Королев и город Асбест: полвека вместе





Александр Королев и город Асбест: полвека вместе
13:30
«Там, где встанет Шестая»

Репортаж с таким заголовком был опубликован в городской газете «Асбестовский рабочий» 29 октября 1961 года. С этого дня газетная информация стала регулярной — заметки, репортажи, очерки о строительстве асбогиганта печатали в каждом номере. Благодаря неустанной работе журналистов и рабочих корреспондентов мы теперь имеем представление о том, как это было.
С легкой руки летописцев утвердилось это название — «Шестая», с большой буквы. Фабрика, давшая городу новую жизнь — воплощенная мечта Александра Александровича Королева.

К решению Совета Министров СССР, поставившим задачу построить новую асбестообогатительную фабрику с производительностью 320 тысяч тонн сортового асбеста в год, начальник управления промстройматериалов Свердловского Совнархоза А.А.Королев имел самое непосредственное отношение. Он занимался проектным заданием и технологической схемой будущего производственного гиганта, так как теоретикам было трудно представить практическую сторону дела. Также проектировщики ориентировались на уже имеющееся оборудование, ничего не зная о зарубежных достижениях.

Пуск асбогиганта планировался на начало 60-х, но Королев убеждал, что торопиться не следует. Нужно поехать в Канаду, посмотреть, как ведется обогащение асбеста на «загнивающем Западе». Все-таки у нас разработкой специального оборудования не занимались, поэтому…
Поэтому — поехали. Перенимать западный опыт отправили именно практиков: инженеров комбината «Ураласбест». Вернулись восхищенными увиденным и с выводами неутешительными: отстали мы от капиталистов лет на 20-30. Оказывается, у них там циркуляция воздуха такая, что все корпуса этим воздухом отапливаются. А само оборудование расположено каскадным способом, что здорово экономит производственные площади. Полностью механизированы упаковка и погрузка. Вертикально-молотковые дробилки. Рукавные фильтры. Обеспыливание. Вот бы нам такую фабрику!

В Свердловском Совнархозе согласились, что проще купить, чем тратить время на собственные изобретения. Учитывался  и еще очень важный момент: Советский Союз был крупнейшим экспортером асбеста в мире. Что означало — качество продукции в готовом упакованном виде должно быть на мировом уровне. Марку уральского асбеста следовало держать высоко. 
Королев на этом этапе, выражаясь современным языком, «пробивал проект». Доказывал необходимость, писал одно обращение за другим. Наконец решение принято: выделить на закупку оборудования 7 миллионов долларов. (Проектную стоимость фабрики первоначально определили в 55,9 миллиона рублей, впоследствии увеличили до 89,3 миллиона). 

В Канаде вопрос поставки оборудования решали на государственном уровне — то есть в парламенте. Конечно, сделка века, заказ принесет огромную прибыль. И не каждый день, как говорится, такие заказы поступают: производителей каменного волокна в мире раз-два, да и обчелся. С другой стороны, переживали производители асбеста: это же своими руками помогать конкурентам. В споре победили первые, и приняли решение, что сделка состоится.
Тем временем в Асбесте готовили площадку под новый асбогигант. 

«В апреле 1960 года на площадке началась вырубка леса и продолжалась весь 1961 год, — писала газета «Асбестовский рабочий». — В это время были построены подъездная дорога, временная линия связи, ЛЭП-380. Планировалось освоить 2100 тысяч рублей, освоено 514 тысяч». Так начиналась стройка, вопреки всему — погодным условиям, нехватке самого необходимого, корректировке проекта уже на стадии строительства — по рабочим чертежам. Рабочие чертежи выполняли специалисты 6 проектных институтов. Несколько лет, пока строились основные цеха, шли испытания нового оборудования, разработка технологической схемы.
Самое основное, что сдерживало работу — нехватка стройматериалов. Не хватало бетона, металлоконструкций, рабочих рук. Например, по технологии для бетонирования опускного колодца ДСК необходимо было 400 кубометров бетона в сутки. «Столько дать не смогли, — рассказывает газетная «Летопись Шестой». — Договорились на 200, а фактически привозили 70-80 кубометров. Вместо 600 тонн металла привозили 100». 

Усидишь ли тут в руководящем кресле? Королев мотался со стройки в обком, из обкома в министерство (в Советском Союзе вернулись от территориального — совнархозов — к централизованному ведению дел в промышленности), «выбивая» для своей главной стройки ресурсы. Он доказывал, что строительство Шестой должно быть приоритетным в области, на заседаниях областного комитета КПСС и в главке асбестовой промышленности. 
Пожалуй, последнее требует пояснения для современного читателя. Фабрику Александр Александрович Королев строил не для себя, поскольку не был предпринимателем. Строил для государства по решению Совета Министров СССР и ЦК КПСС, то есть разрешение, а, точнее, приказ на строительство, был отдан в высшем эшелоне власти. И выделены деньги. Но даже с этим — приказом и деньгами — стройку не начнешь. Нужны кадры, нужны ресурсы, и  было совершенно ясно, что одному городу Асбесту такую стройку не вытянуть.

«Зачем мне эта головная боль?» — сказал бы сейчас иной директор и нашел работу получше. Но во времена социалистического строя такое было не принято. Тем более — ты коммунист. И Александр Александрович Королев, как очень многие в то время, принимал порученное партией и правительством как личное дело всей жизни. С той самой мерой ответственности, которая применяется к собственным действиям и поступкам. «Это мой участок фронта».
Почему же стройка буксовала? Все просто: ничего из строительных материалов в то время не продавалось в магазине. Все было дефицит: бетон, металлические конструкции и даже простые доски для опалубки, сетовали строители, время от времени становились проблемой. И страшно не хватало рабочих рук.

Ирина Атанасова,  Виктор Топорков, "Ураласбест": эпоха Королева. Полвека вместе".
 


Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История города | Просмотров: 214 | Добавил: Atanasova | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
avatar
Отправьте свою новость 

Поделись с другом


Новости от ASBEST-GRIN



Календарь новостей

«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Форма входа

Логин:
Пароль:













Мы в соцсетях





Наш опрос

Ваше мнение о состоянии остановочных комплексов
Всего ответов: 113

Статистика

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест.
Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию.
Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт http://asbest-gid.ru