После этой трагедии на производстве запретили пользоваться средствами связи, не имеющими отношения к работе.
В комбинате "Ураласбест" обеспечение безопасности и охраны труда на рабочих местах является приоритетом и неотъемлемой частью подхода к устойчивому развитию предприятия. И охватывает комплекс вопросов - сложных, многогранных.
Создание благоприятной безопасной среды на производстве, профилактика травматизма, введение мер по улучшению условий труда продиктованы как безусловными экономическими выгодами, так и. важным социальным фактором -сохранением жизни и здоровья людей. Этот ответственный процесс в ОАО 'Ураласбест" отлажен на высоком профессиональном уровне - в строгом соответствии с законодательством.
И все же, как отмечают специалисты, среди работников, поверхностно относящихся к требованиям охраны труда, бытует мнение, что за их судьбу на производстве отвечает исключительно инженер по технике безопасности. Что на самом деле не так. За безопасность конкретного человека отвечает его непосредственный руководитель. И, конечно, заботиться о собственной безопасности в течение рабочего дня обязаны сами трудящиеся.
Но пресловутое "авось" изживается трудно, поэтому нередко причиной внештатных ситуаций становится человеческий фактор.
На градообразующем предприятии гарантия безопасности в процессе трудовой деятельности обеспечивается на всех уровнях - работодателем, специалистами по охране труда, имеющими тесное взаимодействие с другими службами, общественными уполномоченными по этим вопросам, профсоюзом.
В специальном разделе коллективного договора записано: не реже двух раз в год производить анализ производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, Соглашения по охране труда.
В 2018 году на выполнение 23 предложенных и утвержденных мероприятий было выделено более 57 миллионов рублей. И в этом году работа продолжается по всем направлениям.
На расширенном совещании под председательством главного инженера ОАО "Ураласбест" Р. Г. Сапахиева по обсуждению итогов первого полугодия присутствовали представители всех подразделений корпоративной структуры.
- Главная цель комбината в области безопасности - поддержание общей тенденции на снижение производственного травматизма,- отметил в докладе А. И. Майданский, руководитель службы охраны труда ОАО "Ураласбест".- Ведется большая профилактическая работа. Помимо регулярных инструктажей и обучения персонала, различные комиссии провели на местах 261 проверку. За отступления от правил и инструкций у работников изымаются талоны из удостоверений по технике безопасности, что влияет на размер премиальных. В четырех случаях из-за нарушений было остановлено оборудование: столь крайние меры применяются нечасто, поэтому их разбор состоялся на самом высоком уровне.
Инженерно-техническим работникам, ответственным за вопросы безопасности, выставляются оценки, напрямую влияющие на размер премиальных: специалист, получивший "двойку", лишается премии на 20 процентов; за получение "единицы" работник вообще может остаться без премии; ИТР, получившим "четверку", выплата повышается на 20 процентов. Вот такая арифметика - ощутимая для кошелька и профилактическая - для обеспечения безопасности.
За полугодие на комбинате зафиксировано снижение частоты несчастных случаев; нет роста производственного травматизма: как и в прошлом году -четыре случая. И все,же итоги оценены на "неудовлетворительно", потому что в Управлении железнодорожного транспорта погиб человек.
Говорят, "безопасность - это замок, и каждый сам подбирает к нему ключ". Чтобы другим не ошибиться, проводится разбор каждого ЧП, анализируется, почему такое стало возможным. Обнародованные итоги заставляют задуматься: в четырех произошедших случаях все пострадавшие старше 40 лет; не новички - отработали на производстве от трех до десяти лет. Недисциплинированность, халатность, невнимательность, о которых,наверняка, предостерегали на инструктажах, обернулись бедой. Хотя каждый случай - индивидуальный.
На асбофабрике производственный инцидент в бригаде подсобных рабочих закончился "больничным" листом. Токарь завода ТИМ не дошел до цеха -только пройдя через проходную, следуя на работу, поскользнулся, упал. Причиной несчастного случая в колонне №1 автотранспортного предприятия названы недостатки в организации рабочего места. При демонтаже двигателя машинист крана неудачно поднялся на бампер автомобиля -нога соскользнула, он упал, получив травму.
Случаи неприятные, но поправимые, чего не скажешь о беде 15 марта. Да простит семья погибшего, но смерть человека на производстве - это ЧП, которое взбудоражило всех: слишком вопиющим оказалось стечение обстоятельств. Чтобы развеять слухи, после экспертиз и окончания следствия рассказываем о случившемся в ту ночную смену.
Три монтера пути УЖДТ были направлены на расчистку от снега стрелочных переводов. Выполняя задание, они направлялись в сторону тупиковых путей экскаватора: двое впереди, третий отстал метров на 70. Как раз в это время на станцию заходил поезд, двигаясь вагонами вперед - к перегрузочному пункту.
Услышав звуковой сигнал хвостового вагона, двое рабочих обернулись и увидели:коллега идет по железнодорожному пути, не обращая внимания на двигающийся сзади поезд. Не отреагировал он и на крики, предупреждения об опасности.
Произошло неминуемое столкновение: вагон сбил человека, получившего травмы, не совместимые с жизнью.
Причины столь страшного случая не вписываются ни в какие регламенты по технике безопасности. Рабочий не услышал предупреждающих сигналов, потому что был в наушниках от мобильного телефона. Экспертиза подтвердила и наличие у него алкогольного опьянения. Также в акте указано на нарушение в организации производства: для ведения работ по очистке стрелочных переводов необходимо назначать сигналиста и ответственное лицо, чего в ту смену не было сделано.
Сослагательного наклонения "что было бы, если бы..." трагические истории не терпят.
Поэтому после мартовского случая в ОАО "Ураласбест" издан приказ о запрете использования на работе средств связи, не имеющих прямого отношения к производственному процессу. Так "цифровая цивилизация" диктует особые правила поведения на производстве и требования к дисциплине труда. В современной жизни подобные случаи уже не единичны - в Екатеринбурге под трамвай попадали пешеходы в наушниках. А в Асбесте увидела поучительное предостережение - на асфальте перед выходом на "зебру" кто-то написал: "Сними наушники. Отвлекись от телефона. Убедись в безопасности". Жесткие уроки не проходят бесследно...
Решение итогового совещания в комбинате "Ураласбест" предписывает директорам структурных единиц: обеспечить постоянный контроль за безопасным проведением работ со стороны руководителей и специалистов всех рангов, за выполнением мероприятий по улучшению условий труда, снижению уровня аварийности и травматизма, повышению культуры производства и дисциплины труда.
Но к каждому работнику инспектора по технике безопасности не приставишь. Здесь важно осознание взвешенного, серьезного и внимательного отношения человека к собственной безопасности. И понимание: только безопасный труд может быть действительно достойным.
Л. Сиялова, член Союза журналистов России.
"Уральский хризотил"
|