История потребэкстремистского фарса, случившаяся в нашем городе.
Истории покупателей о том, как они отстаивают свои права в суде, знает каждый.
Но, оказывается, бывают случаи наоборот - когда права отстаивает продавец.
Анна - индивидуальный предприниматель. У нее - небольшой магазин детской одежды и обуви. Свою историю она называет не иначе как потребэкстремистский фарс. Недовольный покупатель дважды отстаивал свою точку зрения в суде, заплатил несколько тысяч рублей за судебные издержки, в итоге - проиграл спор. А он, к слову, развернулся вокруг пары детских ботинок за одну тысячу рублей.
...В магазин Анны пришел покупатель, который приобрел для своего ребенка ботинки. А потом за несколько дней до истечения двухнедельного срока гарантии пришел в магазин и гордо поставил коробку с покупкой на прилавок. По его мнению, обувь оказалась бракованной - продавец должен вернуть деньги. "Брак” - основательно сбитые носки сандалий, которыми ребенок, по всей видимости, пинал камни.
- Это не "производственный брак", а "неправильная эксплуатация", - рассказывает Анна. - Мы вообще довольно лояльно относимся к процедуре замены по причине брака. Поскольку работаем напрямую с производителем, в случае сомнений обувь фотографируем, фото отсылаем, в течение часа нам сообщают: "Да, шов кривой, наша вина". Или: "Нет, мы отшили 12 миллионов пар таких ботинок, никогда у них язычок не отрывался, это покупатель неправильно носил". В общем, спорные моменты, как правило, разрешаются прямо в магазине. Но тут и без консультации. с производителем было понятно, что обувь небрежно использовали.
Индивидуальный предприниматель предложила покупателю экспертизу. Проводили ее в госучреждении - Центре товароведных экспертиз. Покупатель присутствовал при разговоре с экспертом, вел диалог со специалистом, и настоял на том, чтобы результаты экспертизы огласили не только устно (это стоило бы 350 рублей), но зафиксировали письменно - а это уже 1800 рублей.
Через три дня заключение было получено. В нем говорилось: обнаруженный дефект производственным браком не является.
Анна позвонила покупателю и предложила приехать забрать ботинки и отдать деньги за экспертизу, поскольку она признала правоту продавца. Покупатель ботинки забрал, а от оплаты экспертизы наотрез отказался.
- Решила подать в суд - не потому что мне принципиально было вернуть деньги, а хотелось получить новый опыт, - делится индивидуальный предприниматель. - Первое, что выяснилось: если ты - юридическое лицо, такие вопросы бесплатно не решишь. Полезла в интернет. Сначала от лица ИП: забила в поисковик что-то вроде "покупатель требует деньги за якобы некачественный товар". В ответ - миллион сайтов, и на каждом -только телефон юридической консультации: всегда поможем, но за деньги.
Зато если искать от лица покупателя - "мне продали некачественный товар” - в результатах поиска будет расписано, куда идти, по какому алгоритму действовать, какие документы собирать, и как это все сделать бесплатно. Даже бланк, на котором покупатель писал Анне претензию. В этих вопросах потребители защищены куда лучше, чем продавцы.
Анна обратилась к юристу, который помог составить исковое заявление. Но когда предприниматель пришла в суд, выяснилось, что за пару дней до этого покупатель сам на нее подал заявление: мол, ИП не возвращает деньги за некачественный товар, прикрывается липовой экспертизой. Плюс морально-нравственные страдания, которые покупатель оценил в пять тысяч рублей. Писал, например, что у него от стресса снизилась трудоспособность, в семье - скандалы и разлад.
Кроме суммы, потраченной на ботинки и на проезд до магазина, требовал взыскать с индивидуального предпринимателя в пользу государства пятьдесят процентов от суммы иска.
Суд выиграл продавец. Покупателю присудили выплатить ей 3,5 тысячи рублей - в эту сумму вошли госпошлина, затраты на составление искового заявления, и сама экспертиза. Однако на этом история не закончилась!
Покупатель подал апелляцию. И у дверей суда укоризненно говорил:
- Вот видите, до чего вы дело довели. Что вам эта тысяча за ботинки? Не могли мне вернуть деньги, что ли?
В итоге рассмотрение апелляции оставило решение суда неизменным, и покупатель оказался должен уже больше пяти тысяч рублей. Деньги предпринимателю через некоторое время вернули через судебных приставов.
В чем мораль? Отстаивать свои права - хорошо и правильно. Но и палку перегибать не надо. В любом споре нужно четко понимать, прав ты или нет. Идти до конца, только если уверен в своей правоте, и окружающие, показывая на тебя, не крутят пальцем у виска. Согласитесь, в данном случае всю эту тяжбу можно было остановить ha стадии экспертизы: не стоит пытаться проломить стену лбом, особенно, если ты неправ.
Е. Лобова,
"Асбестовский рабочий"
|