1. Использование прозрачных ящиков для голосования.
Федеральный закон от 21.12.2013 № 364-ФЗ «О внесении изменений в статьи
61 и 66 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,
предусматривает использование в помещении для голосования при проведении
выборов различных уровней стационарных ящиков для голосования,
изготовленных из прозрачного (полупрозрачного) материала.
Принятые положения Федерального закона позволят повысить гласность и
открытость выборов, а также эффективность общественного контроля за
соблюдением требований законодательства к проведению выборов.
С учетом сроков исполнения требования по оборудованию помещений для
голосования стационарными ящиками для голосования, изготовленными из
прозрачного (полупрозрачного) материала, соответствующие положения
Федерального закона вступят в силу с 1 июня 2014 года.
В целях наиболее полного обеспечения конституционных избирательных прав
граждан в последние несколько месяцев разработан ряд законопроектов о
внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации о
выборах и референдумах.
2. Оспаривание итогов голосования в судебном порядке.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах
Президента Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и
статьи 260 и 2601 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации разработан в целях реализации Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2013 № 8-П
(законопроект находится на рассмотрении в первом чтении Государственной
Думой Федерального Собрания Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации признал за избирателями,
участниками референдума право на обращение в суд с заявлениями на
решения, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии,
связанными с установлением итогов голосования на том избирательном
участке, участке референдума, на котором они принимали участие в
выборах, референдуме.
По установленным Федеральным законом основаниям (например, в случае
нарушения порядка голосования и установления итогов голосования,
нарушения правил составления списков избирателей и др.), суд по
заявлению избирателя может отменить решение участковой комиссии об
итогах голосования, если допущенные нарушения не позволяют с
достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Кроме
того, суд может принять решение о проведении повторного подсчета
голосов, если при проведении голосования или установлении его итогов
были допущены нарушения Федерального закона.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений, касающихся сроков
обращения избирателя в суд с заявлением об отмене решения избирательной
комиссии.
В настоящее время жалоба на нарушение избирательных прав граждан, права
граждан на участие в референдуме, имевшее место в период избирательной
кампании, кампании референдума, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
Согласно положениям законопроекта, заявление об отмене решения комиссии
об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней
со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене
решения комиссии о результатах выборов, референдума может быть подано в
суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
После принятия данного законопроекта у рядовых граждан, принимавших
участие в выборах, референдумах, появится право оспаривать итоги
голосования в судебном порядке.
3. Реализация пассивного избирательного права лиц, которые были осуждены за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации», разработан в целях
реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от
10.10.2013 № 20-П (законопроект принят Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации в первом
чтении).
Предметом оценки Конституционного Суда Российской Федерации стали
нормы, запрещающие баллотироваться на выборах гражданам, которые были
осуждены к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких
преступлений.
Конституционный Суд признал данные положения противоречащими
Конституции Российской Федерации и отметил, что ограничение прав и
свобод гражданина является установленной государством мерой
ответственности лица за совершение противоправных действий. Запрет
баллотироваться допускается только при пожизненном лишении свободы. В
остальных случаях применение такого запрета бессрочно, лишает гражданина
пассивного избирательного права, что недопустимо.
Законопроект предусматривает запрет быть избранными в органы власти и
органы местного самоуправления осужденным к лишению свободы за
совершение тяжких преступлений в течение 10 лет со дня снятия или
погашения судимости. Для осужденных за особо тяжкие преступления такой
срок составит 15 лет.
При этом сведения о наличии у кандидатов судимости должны быть указаны в
подписных листах, избирательных бюллетенях, информационных стендах вне
зависимости от того, снята судимость или погашена.
Таким образом, в случае принятия данного законопроекта единственной
категорией лиц, не имеющей права баллотироваться, будут граждане,
осужденные к лишению свободы пожизненно.
4. О графе «против всех».
Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части введения формы
голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)»
находится на рассмотрении в первом чтении Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации.
Предполагается, что возвращение графы «против всех» позволит
избирателям более точно выразить свое волеизъявление и увеличит явку
избирателей.
Графа «против всех» вводится в обязательном порядке на выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации, а на выборах муниципального и регионального уровней - по
усмотрению законодателя субъекта Российской Федерации. На выборах
Президента Российской Федерации использование в бюллетени графы «Против
всех» не предусмотрено.
В случае принятия вышеуказанных законопроектов потребуется внесение
соответствующих изменений в Избирательный кодекс Свердловской области.
Источник: asbesttik.ucoz.ru