1. Использование прозрачных ящиков для голосования.
 Федеральный закон от 21.12.2013 № 364-ФЗ «О внесении изменений в статьи
 61 и 66 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и
 права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», 
предусматривает использование в помещении для голосования при проведении
 выборов различных уровней стационарных ящиков для голосования, 
изготовленных из прозрачного (полупрозрачного) материала.
 Принятые положения Федерального закона позволят повысить гласность и 
открытость выборов, а также эффективность общественного контроля за 
соблюдением требований законодательства к проведению выборов.
 С учетом сроков исполнения требования по оборудованию помещений для 
голосования стационарными ящиками для голосования, изготовленными из 
прозрачного (полупрозрачного) материала, соответствующие положения 
Федерального закона вступят в силу с 1 июня 2014 года.
 
 В целях наиболее полного обеспечения конституционных избирательных прав
 граждан в последние несколько месяцев разработан ряд законопроектов о 
внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации о
 выборах и референдумах.
 2. Оспаривание итогов голосования в судебном порядке.
 Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон 
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в 
референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах 
Президента Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах депутатов
 Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и 
статьи 260 и 2601 Гражданского процессуального кодекса 
Российской Федерации разработан в целях реализации Постановления 
Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2013 № 8-П 
(законопроект находится на рассмотрении в первом чтении Государственной 
Думой Федерального Собрания Российской Федерации).
 Конституционный Суд Российской Федерации признал за избирателями, 
участниками референдума право на обращение в суд с заявлениями на 
решения, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, 
связанными с установлением итогов голосования на том избирательном 
участке, участке референдума, на котором они принимали участие в 
выборах, референдуме.
 По установленным Федеральным законом основаниям (например, в случае 
нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, 
нарушения правил составления списков избирателей и др.), суд по 
заявлению избирателя может отменить решение участковой комиссии об 
итогах голосования, если допущенные нарушения не позволяют с 
достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Кроме 
того, суд может принять решение о проведении повторного подсчета 
голосов, если при проведении голосования или установлении его итогов 
были допущены нарушения Федерального закона.
 Законопроектом предусмотрено внесение изменений, касающихся сроков 
обращения избирателя в суд с заявлением об отмене решения избирательной 
комиссии.
 В настоящее время жалоба на нарушение избирательных прав граждан, права
 граждан на участие в референдуме, имевшее место в период избирательной 
кампании, кампании референдума, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
 Согласно положениям законопроекта, заявление об отмене решения комиссии
 об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней
 со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене 
решения комиссии о результатах выборов, референдума может быть подано в 
суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
 После принятия данного законопроекта у рядовых граждан, принимавших 
участие в выборах, референдумах, появится право оспаривать итоги 
голосования в судебном порядке.
3. Реализация пассивного избирательного права лиц, которые были осуждены за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
 Проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые 
законодательные акты Российской Федерации», разработан в целях 
реализации  Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 
10.10.2013 № 20-П (законопроект принят Государственной Думой 
Федерального Собрания Российской Федерации в первом 
чтении).             
 Предметом оценки Конституционного Суда Российской Федерации стали 
нормы, запрещающие баллотироваться на выборах гражданам, которые были 
осуждены к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких 
преступлений.
 Конституционный Суд признал данные положения противоречащими 
Конституции Российской Федерации   и отметил, что ограничение прав и 
свобод гражданина является установленной государством мерой 
ответственности лица за совершение противоправных действий. Запрет 
баллотироваться допускается только при пожизненном лишении свободы. В 
остальных случаях применение такого запрета бессрочно, лишает гражданина
 пассивного избирательного права, что недопустимо.
 Законопроект предусматривает запрет быть избранными в органы власти и 
органы местного самоуправления осужденным к лишению свободы за 
совершение тяжких преступлений в течение 10 лет со дня снятия или 
погашения судимости. Для осужденных за особо тяжкие преступления такой 
срок составит 15 лет.
 При этом сведения о наличии у кандидатов судимости должны быть указаны в
 подписных листах, избирательных бюллетенях, информационных стендах вне 
зависимости от того, снята судимость или погашена.
 Таким образом, в случае принятия данного законопроекта единственной 
категорией лиц, не имеющей права баллотироваться, будут граждане, 
осужденные к лишению свободы пожизненно. 
 
 4. О графе «против всех».
 Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные 
законодательные акты Российской Федерации в части введения формы 
голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» 
находится на рассмотрении в первом чтении Государственной Думой 
Федерального Собрания Российской Федерации.
 Предполагается, что возвращение графы «против всех» позволит 
избирателям более точно выразить свое волеизъявление и увеличит явку 
избирателей.
 Графа «против всех» вводится в обязательном порядке на выборах 
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской 
Федерации, а на выборах муниципального и регионального уровней - по 
усмотрению законодателя субъекта Российской Федерации. На выборах 
Президента Российской Федерации использование в бюллетени графы «Против 
всех» не предусмотрено.
 В случае принятия вышеуказанных законопроектов потребуется внесение 
соответствующих изменений в Избирательный кодекс Свердловской области.
Источник: asbesttik.ucoz.ru