- Главная ценность общества - это здоровый и развитый ребенок, -убежден Алексей Геннадьевич СЕМЕИКИН, учитель физической культуры высшей квалификационной категории школы № 1. Его педагогический стаж - более 20 лет. Принцип работы - сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих их возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
- Если учитель имеет любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - совершенный учитель. Сказал не я, а Лев Николаевич Толстой. К этому и стремимся, - говорит Алексей Геннадьевич Семейкин.
Почему он выбрал профессию педагога? Снова цитирует, на сей раз Конфуция: "Найди себе любимое дело, и тебе не придется трудиться ни дня!".
Как-то в детстве Леша смотрел с отцом по телевизору соревнования по гимнастике.
- И я так хочу, - сказал малыш. На следующий день уже занимался в секции гимнастики.
Алексей СЕМЕЙКИН:
- Дети рождаются с крылышками, а учителя помогают им взлететь. Нужно дать ученику возможность поверить в себя, в свои силы. Ведь именно недостаток веры снижает социальную активность, становится преградой на пути реализации возможностей человека, барьером для его дальнейшего развития.
- По-детски был счастлив, что ребята в садике спят в тихий час, а я иду на тренировку. Большую роль в любви к спорту, здоровому образу жизни сыграл именно мой отец - Геннадий Васильевич Семейкин. Он был неплохим атлетом, имел хорошие достижения в армейском многоборье, гимнастике. Регулярно занимался с гирями, штангой, приучал и нас - троих сыновей - делать зарядку, заниматься спортом, - рассказывает Алексей Семейкин.
Во дворе регулярно играли в спортивные и подвижные игры. И все знали, если вышли три брата Семейкины, значит, будет "великая битва". Волейбол, футбол, настольный теннис, городки и много интересных игр входили в "битву". На все игры не хватало дня, который заканчивался с наступлением темноты или после известного всем крика мамы: "Домой!". Играли двор на двор или семьями. Это было счастливое детство.
В школе № 2, о которой с теплом отзывается Алексей Геннадьевич, работали учителя с "большой буквы" - учитель физической культуры Петр Владимирович Новицкий и учитель физики Юрий Владимирович Сергеев. Было много и других хороших педагогов, но эти - са-мые-самые. Про таких говорят: "Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом" и "Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит". Именно они помогали школьникам делать трудные вещи легкими. Они обладали необыкновенным даром создавать на уроках атмосферу тепла, доверия, любви к своему предмету.
Как-то Алексей, будучи учеником, пропустил утреннее дежурство в школе - играл в спортзале. Учитель физики, пытаясь найти прогульщиков, зашел в спортзал и... поймал сильнейший удар мячом прямо в лицо. "Мне конец!" - опешил ученик. А Юрий Владимирович поднял с пола и вытер очки, морщась от боли, сказал: "Хороший удар, Алексей, сильный! Вот так бы и по физике". С тех пор у Алексея по физике было всегда не меньше четверки.
Ну, а физрук Петр Владимирович как-то ненавязчиво делал так, что парень с удовольствием проводил разминки, показывал упражнения на снарядах, был помощником учителя. Именно в тот момент Алексей понял, что хочет стать педагогом, похожим на своих любимых учителей, и это может быть призванием, профессией, любимым делом в жизни.
В школьное время он активно занимался гимнастикой, борьбой, футболом, имел неплохие результаты, и эта любовь к спорту предопределила его дальнейший выбор. После окончания школы поступил в Екатеринбургский техникум физической культуры, и через два года у него был выбор - дальнейшая учеба или работа. Успешная учеба не смогла перевесить - хотелось работать, учить детей, и именно в родной школе № 2, со своими любимыми учителями.
Так и вышло. Устроился на работу в день своего рождения - в девятнадцать лет. Начал педагогическую деятельность с энтузиазмом и большим желанием. Школа находилась через дорогу от дома. В число первых учеников попали родные брат и сестра, друзья по двору, ребята, с кем занимался спортом. Разница в возрасте с некоторыми была пару лет. Вот тут мудрые учителя напомнили молодому коллеге слова Квинтилиана: "Ученики должны искать одобрения учителя, а не учитель -одобрения учеников". Ребята с "нашего двора" и друзья по спорту хотели только играть и ничего более. По привычке обращались к учителю так же, как во дворе. Кроме спортивных игр, внутри школы было много соревнований, в которых ученики школы традиционно хорошо выступали. Началась другая "битва" - подготовка к различным соревнованиям, где помимо игры место уделялось и физической, тактической, психологической подготовке.
Немного поработав в школе №2, он перешел в школу №1. Делая первые шаги в профессии учителя, Алексей Геннадьевич искал ответ на вопрос - в чем заключается секрет мастерства многих великих педагогов? И нашел.
- Дети рождаются с крылышками, а учителя помогают им взлететь. Нужно организовать педагогический процесс настолько гармонично, с учетом всех имеющихся условий, чтобы ребенок не ощутил на себе педагогического воздействия, а взаимодействие с учителем способствовало бы разностороннему формированию его личности, собственного "Я". Нужно дать ученику возможность поверить в себя, в свои силы. Ведь именно недостаток веры снижает социальную активность, становится преградой на пути реализации возможностей человека, барьером для его дальнейшего развития, - говорит А. Семейкин.
Следующий шаг на педагогическом пути - учеба в Уральском государственном педагогическом университете. И здесь студенту встретились учителя с большой буквы. Один из них - олимпийская чемпионка Лидия Логинова.
- Гениальные учителя вдохновляют, сказала моя однокурсница-лыжница после уроков по волейболу, которая ничего, кроме лыж, до этого не любила. Именно после встречи с такими педагогами и хочется творить, учить, - признается физрук.
Он считает, что современный учитель должен быть образованным, креативным, способным создавать новое, коммуникативным, компетентным и шагать в ногу со временем, активно использовать передовые педагогические, информационно-коммуникационные технологии. Но главным показателем профессионализма является умение создавать на уроке и в школе атмосферу тепла и доверия, любви к жизни и к своему предмету, научить детей верить в себя, свои силы и возможности.
Как педагог он находится в постоянном профессиональном поиске. В своей деятельности использует современные педагогические технологии - развивающего и опережающего обучения, что дает возможность создать условия для самовыражения учащихся, роста учебной мотивации, технологии использования личностно-ориентированного подхода в обучении, применение компьютерных технологий, взаимодействия с коллегами и родителями, коммуникативную и сберегающие здоровье технологии.
Приятней всего видеть результаты своего труда. А это - победы школьников в различных соревнованиях, олимпиадах, творческих конкурсах, проектах разного уровня и просто добрые слова уже выпускников, их улыбки и пожелания.
Учащиеся школы № 1 принимают активное участие в муниципальных, всероссийских и международных олимпиадах, становятся призерами и победителями в соревнованиях по футболу, волейболу, баскетболу, гимнастике и легкой атлетике. Довольно успешно выступают на фестивале Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" на уровне Асбестовского городского округа.
Помимо уроков, внеклассной деятельности учитель физкультуры ведет в школе занятия в секции по волейболу. Популяризирует занятия единоборствами - более 15 лет работает по разделу программы "Борьба с элементами единоборств". Данная программа защищена как образовательный проект на курсах повышения Федерального государственного образовательного стандарта.
Тренажерный зал, оснащенный оборудованием, в школе действует третий год и пользуется большим спросом. Алексей Геннадьевич "заразил" тренировками не только учеников, но и учителей.
Как и все учителя физкультуры, он мечтает о модернизации стадиона. А еще, чтобы возобновились походы с учениками в бассейн и на каток.
В современных школах страны встретить учителя-мужчину в стенах школы - редкость, в основном, все школьные предметы преподают женщины. Но когда есть такие педагоги, обогащается образовательный процесс. Подтверждают это и коллеги. Сейчас много неполных семей, где ребенка воспитывает только мама, и детям не хвастает именно мужского воспитания. Если бы мужчины пошли работать в школу, это было бы здорово. Кстати, в школе № 1 работает брат Алексея Геннадьевича - Николай Геннадьевич Семейкин преподает ОБЖ, историю и обществознание.
- Я - счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия. Учитель - это не просто профессия, это образ и смысл моей жизни, -говорит педагог.
М. БАТЛУК.
"Асбестовский рабочий"