Правовая инструкция
Собственно говоря, рано или поздно, но в любом доме начинается ремонт. И одним из его этапов является замена общего стояка трубопровода. Вроде бы ничего необычного...
Как ни странно, достаточно часто среди всех жильцов подъезда находится этакий «оппортунист», а иногда и не один, заявляющий, что он не будет менять стояк в своей квартире, или просто не открывающий дверь рабочим и представителям управляющей компании.
И дело здесь часто не в желании противопоставить себя остальным жильцам. Частенько такое случается по банальной причине: люди только что сделали дорогой евроремонт, установили сантехнические лючки, уложили плитку или другой дорогой отделочный материал, а тут придется все это ломать. И жильцы отказываются кого-либо допускать к своему участку стояка.
Стояк — общедомовое имущество
Однако далеко не все отказывающиеся понимают последствия такового шага. Все дело в том, что даже в приватизированной квартире не все принадлежит ее владельцам. Помимо имущества внутриквартирного, принадлежащего владельцам жилплощади, существует такое понятие, как «общедомовое имущество». И вот оно-то владельцам квартиры как раз и не принадлежит.
К общедомовому имуществу в частности относятся:
- стояк отопления,
- стояк водоснабжения,
- стояк канализации.
Они используются всеми квартирами через которые проходят, и потому их участки не могут быть переданы в частную собственность владельцам отдельных квартир.
И вот по отношению к общедомовому имуществу заявления таких «оппортунистов» в стиле «мой дом – моя крепость, кого хочу, того пускаю» не имеют никакой законной силы.
Следовательно, отказ в допуске к общедомовому имуществу рабочих с целю ремонта или замены, – это не что иное, как нарушение закона (пунктов 10–12 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491). А нарушение закона всегда влечет за собой определенные последствия.
Последствия отказа
1. Обязание через суд
Согласно пункту 85 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»:
а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под поспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;
Проще говоря, если управляющая компания в соответствии с законом заранее уведомила владельца квартиры о дате проведения работ, а тот, получив данное уведомление, не сообщил о том, что по уважительной причине он не может в этот день обеспечить доступ, а просто отказался допускать рабочих и представителей УК к общедомовому имуществу, то представители управляющей компании составляют «Акт об отказе в доступе в жилье».
После этого УК подает на владельца квартиры исковое заявление в суд, которое, как показывает судебная практика, практически всегда решается в пользу управляющей компании.
После того как решение суда вступит в законную силу, представители УК вместе с судебными приставами проходят в квартиру, уже не интересуясь мнением владельца.
Мало того, на проигравшую сторону (т.е. на владельца жилья), накладывается обязанность компенсировать УК все судебные издержки, а также обязанность выплаты исполнительского сбора в пользу приставов. Общая сумма может достигать 10 000 рублей. Но и это еще не все неприятности.
2. Обеспечение доступа к стояку (демонтаж препятствий)
Учитывая тот факт, что владелец недвижимости обязан обеспечить доступ к общедомовому имуществу, разбор всего того, что было установлено при дорогом ремонте и мешает доступу (короба, плитка, сантехнические лючки, дизайнерские перегородки, и т.п.) ему придется сделать за собственный счет. Причем, требование об обеспечении доступа будет содержаться в решении суда. Но и это еще не все…
3. Ответственность за аварию
Если по вине владельца недвижимости, отказавшегося пустить рабочих к общедомовому имуществу, произойдет какая-либо авария и пострадает имущество других жильцов, то управляющая компания не будет нести за нее ответственность.
Единственный момент: представителям управляющей компании необходимо будет доказать несколько фактов. А именно:
а) что собственник был надлежащим образом уведомлен о необходимости замены труб в его квартире;
б) в согласованное время он не пустил представителей управляющей организации в квартиру;
в) причиной аварии действительно стал прорыв трубы в той части, которая относится к квартире ответчика.
Поэтому прежде чем не пускать в квартиру сотрудников УК, следует тщательно взвесить возможные последствия своего отказа.
Источник
|