Правовая инструкция
Допустим, что приговором мирового судьи человек оправдан по предъявленному ему частным обвинителем преступлению, например, за клевету или легкий вред здоровью. Оправдан в связи с отсутствием в действиях состава преступления.
Оправданный в таком случае справедливо полагает, что, раз он понес затраты на услуги своего защитника – адвоката, то их можно взыскать с лица, которое так упорно добивалось привлечения его к уголовной ответственности. Он обращается к мировому судье с заявлением о взыскании процессуальных издержек, понесенных им в связи с участием в уголовном деле адвоката. Мировой судья вроде как должен эти требования удовлетворить, придя к выводу, что средства, которые оправданный израсходовал на оплату труда защитника, следует отнести к судебным издержкам.
Когда возмещение затрат не полагается
Однако процессуальными издержками в соответствии с ч. 1 ст. 131 УПК РФ являются связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства. При этом, согласно п. 5 ч. 2 ст. 131 УПК РФ, к таким издержкам отнесены суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи только в том случае, если адвокат участвовал в уголовном деле по назначению.
Адвокат же осуществлял защиту обвиняемого при производстве у мирового судьи и в суде апелляционной инстанции на основании соглашения, в связи с чем расходы на оплату его услуг не могут быть отнесены к числу процессуальных издержек.
Когда можно возместить затраты на адвоката
Защита прав лица, понесшего расходы в результате его необоснованного уголовного преследования в порядке частного обвинения, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 2 июля 2013 года № 1057-О и Определении от 26 мая 2016 года № 1141-О, может быть осуществлена посредством использования гражданско-правового механизма, в том числе – на основании положений статьи 1064 ГК РФ.
Отсюда вывод, что взыскать с частного обвинителя в пользу оправданного сумму, выплаченную за оказание юридической помощи адвокатом, можно лишь путем предъявления искового заявления по правилам о взыскании убытков и причинения вреда.
Оправданный думает, что его иск гарантирован оправдательным приговором и документами об оплате услуг адвоката, но его ждет разочарование, поскольку не так-то просто взыскать эти, казалось бы, законные издержки по уголовному делу.
Примеры из судебной практики
Пример 1.
По одному из дел оправданный ранее истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании расходов на услуги адвоката. Свой иск он мотивировал тем, что был оправдан в связи с отсутствием состава преступления по делу частного обвинения в совершении преступления, предусмотренного частью 1 ст. 128.1 УК РФ – клевета, где частным обвинителем являлся ответчик.
Суд отказал в иске, указав, что использование способа защиты нарушенного права ответчиком – частным обвинителем по делу частного обвинения (подача заявления о привлечении к уголовной ответственности истца) – не является противоправным. Направляя мировому судье в порядке частного обвинения заявление, частный обвинитель реализовал свое конституционное право на обращение в органы, которые в силу закона обязаны разрешать такие заявления, и имел намерения защитить свои интересы, при этом не причинил вреда истцу. Поэтому отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда и судебных расходов.
Как следует из материалов дела, данные, свидетельствующие о злоупотреблении ответчиком правом на обращение к судье в порядке частного обвинения (ст. 22 УПК РФ), а также об изложении им в заявлении заведомо ложных данных с целью причинить истцу вред, отсутствуют.
Обращаясь к мировому судье с заявлением частного обвинения в отношении истца, гражданин не преследовал цели необоснованно привлечь истца к уголовной ответственности и не имел намерений причинить ему вред. Таким образом злоупотребления правом со стороны ответчика при обращении к мировому судье с заявлением частного обвинения в отношении истца не установлено.
Истец не представил относимых, допустимых и достоверных доказательств, которые бы подтвердили, что ответчик, обращаясь к мировому судье с заявлением частного обвинения в отношении истца, преследовал цели необоснованного привлечения его к уголовной ответственности либо имел намерения причинить вред.
Такая же история повторится, если попытаться взыскать деньги за моральный вред, который причинил заявитель оправданному по делу частного обвинения согласно ст.1100 ГК РФ.
Напомню, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 115 частью первой, 116.1 и 128.1 частью первой Уголовного кодекса РР, считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя.
Право на реабилитацию при постановлении оправдательного приговора либо прекращении уголовного дела по основаниям, указанном в части 2 ст. 133 УПК РФ, имеют лица не только по делам публичного и частно-публичного обвинения, но и по делам частного обвинения.
Если при рассмотрении дела суд установит, что обращение лица с заявлением в государственные органы и органы местного самоуправления не имело под собой никаких оснований и было продиктовано не намерением исполнить свой гражданский долг или защитить права и охраняемые законом интересы, а исключительно желанием причинить вред другому лицу, т.е. имело место злоупотребление правом, то компенсация морального вреда возможна.
Пример 2.
По одному из дел, суд указал: Разрешая иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обращение с заявлением о возбуждении дела частного обвинения по ч. 1 ст. 116 УК РФ, заявитель действовал с намерением причинить вред, а не потребностью защитить свои права и охраняемые законом интересы, в связи с тем, что ему достоверно было известно о том, что обвиняемый им человек не совершал инкриминируемые ему деяния, а потому взыскание компенсации морального вреда законно.
Пример 3.
По другому делу, суд отказал во взыскании. Заявляя настоящие требования, истец указал, что, предъявляя необоснованные обвинения в рамках уголовного дела, ответчик нанес ему моральный вред, причинил нравственные страдания и сделал это намеренно, чтобы подорвать его репутацию законопослушного человека среди коллег и знакомых, поскольку окружающие знали, что он проходит по уголовному делу в качестве подсудимого.
Однако суд первой инстанции, отказывая истцу в иске, правомерно не согласился с данными доводами,. Суд указал, что противоправность действий ответчика могла заключаться в злоупотреблении им правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ) на обращение в государственные органы, что могло иметь место только в том случае, если бы обращение ответчика с заявлением о возбуждении уголовного дела не имело под собой никаких оснований и было продиктовано не намерением защитить свои права, а исключительно намерением причинить вред истцу.
Судом при рассмотрении дела не было добыто доказательств того, что обращение ответчика к мировому судье с заявлением о привлечении к уголовной ответственности было сделано безосновательно и исключительно с целью причинить вред истцу. Стороны не отрицали наличие произошедшего конфликта между ними. Осуществляя свои конституционные права, ответчик обратился в суд в порядке частного обвинения о привлечении истца к уголовной ответственности, что нельзя расценить как злоупотребление правом, направленным на причинение истцу вреда.
Вынесение оправдательного приговора в отношении истца не является основанием для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. 151 ГК РФ, поскольку ответчик реализовал свои конституционные права на судебную защиту нарушенного права.
Согласно конституционно-правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 года № 1059-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Б. на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части второй статьи 381 и статьей 391.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», обращение к мировому судье с заявлением о привлечении лица к уголовной ответственности в порядке частного обвинения само по себе не может быть признано незаконным лишь на том основании, что в ходе судебного разбирательства предъявленное обвинение не нашло своего подтверждения.
В противном случае ставилось бы под сомнение конституционное право каждого на судебную защиту, выступающее, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантией всех других прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на защиту своей чести и доброго имени, гарантированного статьей 23 Конституции.
Когда расходы на адвоката хочет вернуть обвинитель
Рассмотрим иную ситуацию, когда частный обвинитель хочет взыскать свои расходы при наличии обвинительного приговора суда, которым лицо признаётся виновным в совершении преступления частного обвинения. Потерпевшим по делу были понесены процессуальные издержки, связанные с необходимостью оплаты услуг своего представителя – адвоката, с которым заключено соглашение.
На основании части 3 статьи 42 УПК РФ потерпевшему обеспечивается возмещение расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя (ст. 131 УПК РФ). Если указанные расходы, подтверждены соответствующими документами, то, в силу пункта 9 части 2 статьи 131 УПК РФ, они относятся к «иным расходам», понесенным в ходе производства по уголовному делу, которые взыскиваются с осужденных (часть 1 ст. 132 УПК РФ).
К таковым в частности относятся расходы:
- непосредственно связанные с собиранием и исследованием доказательств и предусмотренные УПК РФ (например, связанные с участием в производстве следственных действий педагога, психолога и иных лиц);
- на участие представителя;
- на иных заинтересованных лиц на любой стадии уголовного судопроизводства при условии их необходимости и оправданности.
Согласно п. 34 Постановления Пленума ВС РФ №17 от 29.06.10 года, вопрос о возмещении процессуальных издержек может решаться судом в порядке ст. 397 УПК РФ, то есть подачей не искового заявления, а заявления в порядке исполнения приговора, что значительно проще, чем подача иска.
Вывод
Если в отношении вас вынесен оправдательный приговор, и вы понесли расходы за услуги адвоката, то взыскать с заявителя денежные средства и компенсацию морального вреда возможно только через исковое заявление. Если же вы частный обвинитель и по вашему заявлению вынесен обвинительный приговор, то взыскать расходы за услуги адвоката вы можете, просто подав заявление тому же судье о взыскании процессуальных издержек по делу.
Источник
|