Организация нашла "лазейку" в законодательстве.
С начала года в России вступил в силу закон, совершенствующий законодательство в сфере охраны окружающей среды. В документе расширено понятие "утилизация отходов". В эту категорию включена и энергетическая утилизация (сжигание) в качестве возобновляемого источника энергии. При этом не допускается сжигать отходы, если из них предварительно не были извлечены все полезные фракции.
Получается, что теперь заводы по сжиганию отходов, против которых восставали многие экологи, строить можно. Но, как успокоил председатель некоммерческого партнерства "Окружная гильдия экологов" Евгений Тюльканов, для нашего региона в этом отношении ничего не изменится.
- Мусоросжигающие заводы никогда и не запрещались к строительству, - пояснил он. - Просто политика Свердловской области, нашего МинЖКХ говорит о том, что в нашем регионе не будет заводов именно термического обезвреживания твердых коммунальных отходов, как это правильно называется. По России - возможно, но в Свердловской области твердые коммунальные отходы сжигать экономически невыгодно. Потому что стоимость обезвреживания достаточно высока, у нас отходы низкокалорийные, сильно увлажненные, поэтому такие заводы строят только там, где существует дуальный сбор отходов. То есть, где органику отдельно собирают, а все остальное, что отсортировали -пластик, бумагу, иные составляющие, которые высококалорийны, - пускают на термическое обезвреживание. Это так называемое RDF-топливо. У нас его не готовят.
Новых заводов, сжигающих отходы, в Асбесте не будет. Но что делать с теми предприятиями, которые уже ведут эту деятельность? Термической утилизацией отходов I-IV классов опасности занимаются два предприятия в Асбесте и одно - в Малышевском городском округе. Экологи и общественники неоднократно указывали на допускаемые предприятиями нарушения и наносимый вред окружающей среде. Неужели теперь дымящим печам дадут "зеленый свет"?
- ТКО они не сжигают, а промышленные отходы - да, сжигают. Поэтому при наличии у них экспертного заключения и лицензии на данную территорию помешать их действиям невозможно, - ответил председатель областной Гильдии экологов.
С одним из мусоросжигающих предприятий - ООО "НТЦ Экотехпром" - вынужденно соседствует подразделение комбината "Ураласбест". Поэтому руководитель профсоюзной организации градообразующего предприятия, председатель местной ячейки партии "Зеленые" Леонид Ремезов всеми силами отстаивает право работников на чистый воздух. В прошлом году удалось добиться создания на областном уровне рабочей группы по решению вопроса законодательного регулирования утилизации медицинских отходов.
- Вопрос сейчас курируется на уровне области, - сообщил он. - Для того же "НТЦ Экотехпром" категория земель не позволяла сбор и утилизацию отходов, можно было бы их за это наказать в данном случае. Они зарегистрировали основной вид деятельности - производственная база. Там стоит установка по производству пироуглерода, занимая, грубо говоря, 80 процентов всей территории.
А утилизация медицинских отходов - это 20 процентов территории, то есть сопутствующее производство. В данном случае как бы никаких нарушений нет. Они воспользовались вот такой хитростью, и сейчас мы фактически ничего сделать не можем. Это лазейки в нашем законодательстве, которыми как раз пользуются нерадивые предприниматели.
В данном случае речь идет об учредителе и директоре ООО "НТЦ Экотехпром" и учредителе и директоре ООО "Экология Урала". По информации с' сайта администрации Рефтинского городского округа, руководители предприятий общаются, как минимум, с 2010 года, когда были заключены договоры субаренды между МУП "ПТЖКХ" городского округа Рефтин-ский, ООО "Экология Урала" и ООО "НТЦ Экотехпром".
По словам одного из депутатов Рефтинской Думы, уже тогда на их установке для сжигания мусора шла утилизация не только медицинских, но и ветеринарных отходов, по сути, кремация животных. Эту услугу предлагает на своем сайте ООО "Экология Урала", чья основная деятельность также звучит неожиданно - обработка вторичного неметаллического сырья.
На территории комбината, прилегающей к месту размещения мусоросжигающей установки, фиксировались загрязнения не только воздуха, но и питьевой воды из скважины. Два года назад соседствующая с "НТЦ Экотехпромом" Национальная сурьмяная компания в ходе экологических изысканий обнаружила загрязнение почвы на своем участке. Об этом тогда в разговоре сообщил генеральный директор Александр Савин. А ведь сурьмяное производство в Асбесте, как известно, так и не началось.
Сейчас печь "НТЦ Экотехпром" работает с размахом. До 30 января 2021 года, судя по данным Единой информационной системы в сфере закупок, предприятием должно быть утилизировано 66 тонн 765 килограммов опасных отходов из Ханты-Мансийского автономного округа, Свердловской и Тюменской областей. Но и это еще не все. До конца года в Асбесте сожгут 19 тысяч 800 кубометров медицинских отходов классов "Б" и "В" из Артемовской центральной районной больницы и загадочную условную единицу отходов класса "Б" из Уральского института травматологии и ортопедии имени В.Д. Чакпина на сумму 630 тысяч 982 рубля'.
Судя по тому, что в рамках других закупок утилизация килограмма отходов этой категории стоила 118,7 рубля, это еще более пяти тонн опасных материалов, которые сожгут в Асбесте. И это только медицинские отходы. Оценить объемы других видов отходов не представляется возможным.
Т. Мельникова,
"Асбестовский рабочий"
В тему:
Михаил Беленький, председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Свердловской области:
- Что касается медицинских отходов, они, по сути, в настоящий момент не урегулированы в законодательном плане. Я неоднократно докладывал на федеральный уровень об этой ситуации. Мое глубокое убеждение, что вопрос медицинских отходов должен бытьb лицензирован, деятельность должна быть лицензирована. Тогда на всех этапах будет жесткий контроль в рамках соблюдешьния законодательства.
|