Предприятие "Росатома" выпустило пробную партию инновационного ядерного топлива для реакторов на быстрых нейтронах.
Первую промышленную партию МОКС-топлива (от английского mixed-oxide
fuel), состоящего из оксидов урана и плутония, выпустил ФГУП
"Горно-химический комбинат" (предприятие Госкорпорации "Росатом",
Железногорск, Красноярского края). Как пояснили на предприятии, данный
продукт предназначен для реакторов на быстрых нейтронах – установок,
способных реализовать замкнутый ядерный топливный цикл.
"Полученная 10 килограммовая партия МОКС-топлива полностью соответствует
заданным техническим условиям по плотности. Таблетки переданы в
исследовательский центр для анализа на другие технологические
параметры", - сообщила пресс-служба предприятия.
Теперь комбинат готовится к производству второй промышленной партии
уран-плутониевых таблеток уже в объеме 20 кг. Кроме того, по информации
пресс-службы, в декабре текущего года предприятие планирует запустить
целый завод по производству МОКС-топлива. Новое производство разместят в
подгорной части комбината, на территории радиохимического завода.
Месторасположение позволит существенно сократить стоимость проекта за
счет использования имеющейся инженерной инфраструктуры, отлаженных
систем очистки воздуха и сточных вод, а также обеспечить защиту от любых
внешних природных и техногенных угроз. "Для того чтобы
заблаговременно обеспечить работоспособность основной технологии, на ГХК
был создан специальный участок, скомплектованный из уже поставленного
технологического оборудования. Одновременно с этим, в цехе будущей
установки этого оборудования завершаются строительные и монтажные
работы. Но уже сейчас специалисты предприятия провели настройку и
стыковку уникальных агрегатов по всем параметрам. Применение этой схемы
позволяет не только заметно сократить время на самый трудоемкий этап –
пусконаладку завода, но существенно повышает безопасность всего
алгоритма создания производства", - отметили в компании. В
пресс-службе напомнили, что промышленное производство МОКС-топлива
создается в рамках федеральной целевой программы "Ядерные
энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на
перспективу до 2020 года". Проект предполагает строительство в
Железногорске производственного комплекса по выпуску уран-плутониевого
оксидного топлива в объеме 400 ТВЭЛ (тепловыделяющих сборок) в год. На
эти цели предусмотрено финансирование в размере 5,1 млрд рублей в год.
Первым же "потребителем" инновационного топлива станет Белоярская АЭС,
расположенная неподалеку от города Заречный в Свердловской области. На
сегодняшний день это единственная в России атомная электростанция с
реактором на быстрых нейтронах. "Сейчас в эксплуатации находится
единственный в мире энергоблок с реактором на быстрых нейтронах
промышленного уровня мощности - БН-600. Также к пуску готовится
энергоблок нового поколения БН-800", - сообщили в пресс-службе предприятия.
Как пояснили специалисты Белоярской АЭС, данный энергоблок является
техническим продолжением реактора БН-600, который более 30 лет находится
в опытно-промышленной эксплуатации. Предполагается, что после
включения в энергосистему БН-800 проработает до первой плановой
перегрузки топлива именно со сформированной на данном этапе стартовой
активной зоной реактора. Она включает в себя пусковой источник
нейтронов, 648 тепловыделяющих сборок, а также 36 сборок, участвующих в
различных системах управления и защиты. Сейчас же на Белоярской
АЭС проводятся необходимые испытания и измерения для подтверждения
расчетных нейтронно-физических характеристик активной зоны реактора
БН-800. Энергетический пуск энергоблока, согласно плану, произойдет уже в
конце текущего месяца. "На этапе энергетического пуска мощность
энергоблока составит 25% от номинальной. Далее будут осуществляться
этапы постепенного подъема и освоения мощности до 100%. Сдача
энергоблока в промышленную эксплуатацию произойдет в 2015 году", - уточнили в пресс-службе предприятия.
Как полагают специалисты, энергоблоки на быстрых нейтронах смогут
существенно расширить топливную базу атомной энергетики и минимизировать
радиоактивные отходы за счет организации замкнутого ядерного топливного
цикла. Также ученые уверены, что развитие данной технологии поможет
решить проблему глобального энергетического дефицита, который грозит
человечеству уже в самом ближайшем будущем. "Когда мы используем
уран в виде ядерного топлива, то, как правило, используется только один
его изотоп – уран-235, которого в топливе всего 0,7%. И использование
только урана в тепловых реакторах или в быстрых реакторах не решает
проблему ресурсообеспечения деятельности атомной энергетики. Если же
ввести в топливный цикл уран-238, то мы резко, раз в 100, расширяем
потенциал ядерной энергетики, тем самым получая источник энергии не на
ближайшие 50-150, а на тысячи лет вперед. Поэтому движение в сторону
замкнутого ядерного топливного цикла, как и быстрой энергетики, я
считаю, нужно приветствовать", - сообщил Interfax-Russia.ru и.о. декана
физико-технического факультета Национального исследовательского ядерного
университета МИФИ Георгий Тихомиров. Кроме того, как рассказал
специалист, ставка на плутониевое топливо делается в еще одном крупном
проекте Росатома под названием "Прорыв", также предусматривающего
создание ядерных энерготехнологий нового поколения на базе замкнутого
ядерного топливного цикла с реакторами на быстрых нейтронах. "В
рамках данного проекта панируется строительство еще трех реакторов на
быстрых нейтронах нового поколения. Это реактор со свинцовым
теплоносителем БРЕСТ-ОД-300, реактор БН-1200 и реактор СВБР-100. Все
они, так или иначе, нацелены на новое топливо. Причем не только на
диоксид, но и более плотное, нитридное топливо", - пояснил эксперт.
Говоря о рисках применения данной технологии, эксперт отметил, что они
не выше, чем при эксплуатации традиционных АЭС на тепловых нейтронах.
"Отработанное ядерное топливо опасно само по себе. Использование
МОКС-топлива практически не повышает эту опасность. Конечно, его
производство дороже и трудозатратнее получения обычного уранового
топлива, но тут речь идет именно о более сложных технологиях, а не о
повышенных рисках", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru. Также, по словам Тихомирова, не стоит бояться и отходов данного вида топлива.
"В отходах есть продукты деления, которые мы в принципе научились
консолидировать. Ну и конечно, повторное использование плутония
уменьшает количество накапливаемых отходов", - добавил специалист. Источник: interfax-russia.ru
|