Первым делом выехали на кладбище № 3, где нас встретили директор муниципального казенного учреждения "Ритуал" Светлана Леонидовна КОКОВИНА и смотритель Лидия Петровна ТОПОРКОВА.
1 июня. Мы - на городском погосте, в лесном массиве с южной стороны автодороги, ведущей в поселок Красноармейский. Площадь земельного отвода первой очереди - 13,9 гектара, в том числе для захоронений - 6,38 гектара.
Идем по центральной широкой дороге вглубь кладбища, отмечаем наблюдения из разряда "было-стало". В конце 2015 года нам показывали четыре оставшихся свободных участка, на трех из которых росли деревья. Сегодня участки, которые в предыдущие наши поездки были свободны, уже заняты, равно как и те, которые были резервом.
Еще одно наблюдение – люди благоустраивают могилы, тут и там - добротные памятники. Особенно это касается участка, где захоронены участники Великой Отечественной войны и участка № 18 под общие захоронения.
На первой очереди взгляд выхватывает справа от дороги пустующую внушительную площадку, очищенную от травы, деревьев и зеленой поросли - мусульманская зона захоронений, планировку которой сделали в прошлом году. Но на сегодняшний день здесь нет ни одного захоронения. Причину назвать никто не может.
Спрашиваю, сколько вообще на кладбище № 3 захоронений?
На 1 июня 2017 года здесь похоронено 3 411 человек. Сверяю данные с предыдущих редакционных поездок: на 12 ноября 2015 года на нем было погребено 2503 человека, на 3 августа 2016 года - 2900 захоронений.
Идем до самого конца первой очереди погоста. Упираемся в стену леса. Спрашиваю: "Здесь планируются вторая и третья очереди?". Оказывается, нет. Мы сворачиваем налево. Тут рядом уголок, завершающий первую очередь, - зона захоронений неопознанных людей. Сиротливые почерневшие деревянные кресты безродных могил – их здесь с августа 2008 года набралось 136.
И вот он лес. Отсюда по диагонали в лесной массив кладбище продолжится. Когда? Работники кладбища от комментариев воздерживаются. Звучат общие слова - "готовится проект", "в процессе переговоров" и не более того. А то, что не прямо, а влево продолжение некрополя, так это распоряжение главного лесничего. К нему мы обратимся позже, а пока все что нам остается при таком раскладе, - понять резервы первой очереди.
Итак, первая очередь. Вообще, по словам сотрудников кладбища, с 2008 года, когда здесь появились первые захоронения, вопросом "на сколько лет хватит" никто не задавался. С 2010 года финансирование со стороны городской казны практически прекратилось, о погосте словно забыли. А к 2013 году стало ясно, что заполняется захоронениями кладбище стремительно, тенденция и соответствующие перспективы были поняты. И с этого же года от руководителей "Ритуала" "полетели" письма в администрацию города - нужен проект второй очереди.
Но ответная реакция была вялой. И только с появлением новых руководителей на верхушке чиновничьего аппарата, с 2015 года, администрация Асбеста повернулась к кладбищу лицом. Стали выделяться средства, в том числе на расчистку участков первой очереди. Понимание того, что кладбище – социально значимый объект, было достигнуто. Работа активизировалась, стали проходить совещания. В частности, по вопросу проектов на вторую и третью очереди, что сейчас - самое важное.
Между тем, на первой очереди кладбища существуют определенные резервы, которые при критической ситуации можно использовать. Точнее, она уже наступила, и они уже используются.
20-й участок - здесь будет сделана вырубка деревьев в течение года, из бюджета города выделены средства. Четырнадцать рядов умножаем на двадцать могил в каждом, итого - участок выходит примерно на 280 мест. Но все участки разные по размеру, этот - самый крупный. На благоустройство участка № 12 также выделены средства (198 тысяч рублей) в текущем году, уже заключен договор с МКП "Вторресурсы". 29-й участок - небольшой, здесь есть свободные места, но они быстро заполняются. 4-й участок - для захоронений Почетных граждан Асбеста. Тоже небольшой.15-й участок также будут благоустраивать, выкорчевывать и вывозить пни.
В общем, тут и там кусочки свободных территорий на первой очереди есть. Работы по их благоустройству сегодня возможны благодаря выделению средств из городского бюджета. Кроме того, по словам сотрудников кладбища, в нынешнем году помимо этого выделены средства на приобретение баков для воды, мусорных баков, установку автоматического шлагбаума, скамеек для посетителей на центральной аллее, урн. Проводится обработка территории от клещей, приезжает мусоровоз. Вот только вопрос с транспортным сообщением хромает. Такси в одну сторону – 150-200 рублей. В поселок Красноармейский из Асбеста ходит автобус пару раз в день. От кладбища до ближайшей остановки топать больше километра. А количество желающих посетить кладбище растет одновременно с увеличением захоронений.
Может, лучше тогда хоронить на кладбище № 2, а не здесь? К нашему удивлению, за май 2017 года на новом кладбище похоронено 46 человек, на старом - 48. Пятьдесят на пятьдесят. Но на кладбище №2 – родственные подхоронения. Через двадцать лет после погребения по закону разрешено в эту же могилу хоронить родственника. Гроб на гроб. Кладбище №2 в 70-х строилось, 45 лет прошло. Уже можно.
Немного цифр: в среднем, в месяц на кладбище № 3 хоронят до 80 человек. В день - от четырех до восьми похорон. Ежегодные общие цифры захоронений растут. В 2008-м - 91 захоронение, в 2010-м -223, в 2014-м - 404, в 2015-м - за 500 перевалило.
Еще один возможный резерв захоронений – рекультивация заброшенных могил. Благодаря наличию программы "ГИС-Ритуал" было подсчитано в конце 2015 года, что тринадцать процентов могил на кладбище № 2 - заброшенные, бесхозные. Новый Федеральный закон хотят принять, согласно которому будет комиссионно решаться - бесхозная ли могила. Захоронение - на эксгумацию и кремацию. И можно хоронить на этом месте.
Конечно, ситуация обсуждалась на разных уровнях. Подвижки были. Назывались предварительные суммы, которые надо выделить из местного бюджета на развитие второй очереди кладбища. В Управлении архитектуры и градостроительства администрации Асбестовского городского округа летом 2016 года, когда газета вновь освещала эту тему, нам сообщали, что средства для разработки проекта на вторую и третью очереди кладбища № 3 выделены. Сказали, что ведется составление технического задания, подготовка необходимой документации для проведения конкурса по выбору подрядчика, который будет выполнять работы. Конкурс планировали объявить в конце августа, провести в сентябре, в октябре заключить контракт, и до конца года проект пройдет все необходимые государственные экспертизы. А вот когда проектно-сметная документация будет на руках, тогда появится четкое понимание, какое финансирование необходимо, чтобы реализовывать проект.
Нам подтвердили: все так и было, как планировали. По словам Оксаны Анатольевны КАМАЕВОЙ, начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Асбестовского городского округа, 28 декабря 2016 года был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по проектированию второй и третьей очередей кладбища № 3. Цена контракта - два миллиона 332 тысячи рублей. С этой суммой заявился и был выбран подрядчик - ООО "ИКАР-М" из Каменска-Уральского, имеющий опыт проектирования кладбищ. Первоначально заявленная стоимость контракта составила 4,5 миллиона рублей. Удалось заметно ее снизить.
Контракт заключен на выполнение следующего объема работ: инженерно-геодезические, геологические, экологические изыскания, сбор всех исходных данных, разработка проектно-сметной документации, прохождение государственной экспертизы. Сроком окончания работ, по словам Оксаны Камаевой, считается положительное заключение государственной экспертизы проекта, которое пока не получено.
Проект готов, находится на согласовании. Было замечание по проекту, и теперь над ним работают все: и подрядчик, и государственный орган, вынесший замечание, и Управление архитектуры. Ведутся переговоры. От их успешности будут зависеть и сроки окончательного получения государственной экспертизы.
В Управлении архитектуры и градостроительства сообщили некоторые подробности. Проектируемый участок второй и третьей очередей - это 24 гектара. Должны быть запроектированы зоны захоронений и моральной защиты по периметру кладбища. В проекте есть блок, касающийся и доработки первой очереди. К примеру, должна быть запроектирована колумбарная стена, возле нее - лавочки, урны, малые архитектурные формы. Пешеходные дорожки, покрытые тротуарной плиткой, канавы. Предусмотрены установка мусорных контейнеров, строительство туалета.
В зонах моральной защиты - малые архитектурные формы, лавочки, урны. А вот планируемой мечети в зоне мусульманских захоронений не будет, исключили ее из проекта. Причина - мусульмане отказались: не положены молитвы на местах погребения.
Так что все - в работе, вот только вопрос устранения замечаний подвис на неопределенное время. Мнением на этот счет поделился главный лесничий Асбестовского городского округа Николай Александрович ВОЛКОВ. При нем все начиналось, как говорится, он стоял у истоков создания кладбища № 3. Этапы установления границ, землеотвода, переписка и многочисленные согласования со множеством государственных органов - все это шло через него. А пока шло, в администрации города и Управлении архитектуры менялось руководство, а это сложно в том плане, что на каком-то этапе контроль за выполнением проекта был ослаблен. А через десять лет деятельность в этом направлении возобновили. Такой перерыв и создал сегодняшние сложности.
Все было на руках у города: постановление Правительства Российской Федерации, акт обследования, в Росимущество было направлено письмо от муниципалитета, которое Н. Волков сам составлял, с просьбой передать федеральные земли кладбища в собственность муниципалитета. Росимущество дало официальный ответ – не возражают. И тут - провал на десять лет, за которые не раз поменялось законодательство.
Николай Волков считает, что возобновление переписки, запуск тех же самых процессов сегодня равны палке в колесе. Добивались много лет оформления землеотвода и прочих вещей, добились - и бросили. Сейчас - все по новой. По проекту первой очереди тоже у него еще тогда были замечания - половина территории первой очереди - в дорогах, да каких – двенадцать метров с лишним из общей площадки по периметру кладбища. Как для магистральных трасс с двусторонним движением (на втором кладбище дороги – три-четыре метра). И не успели оглянуться, как всю территорию первой очереди захоронили.
Пока же, в ожидании заключения государственной экспертизы проекта, родилась среди участников этого процесса горькая шутка - всем приказано долго жить.