Избирательной комиссии Свердловской области принято постановление от 3 июля 2014 года № 15/60 «Об использовании технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней на территории Свердловской области в единый день голосования 14 сентября 2014 года».
Комплексы обработки избирательных бюллетеней будут использоваться на двух избирательных участках:
УИК 1115, г. Асбест, ул. Чапаева, 28. ГБОУ СПО СО «Асбестовский политехникум»;
УИК 1119, г. Асбест, ул. Ладыженского, 7. ГБОУ СПО СО «Асбестовский политехникум».
Предлагаем интервью Сергея Петровича Сапцына, начальника информационного управления Избирательной комиссии Свердловской области о применении КОИБ (Областная газета, 25 июня 2013)
Как работает КОИБ?
Комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) предназначен для автоматизированного приёма и обработки бюллетеней для голосования, подсчёта голосов избирателей на избирательном участке при проведении выборов всех уровней в соответствии с действующим законодательством; проверки контрольных соотношений данных, внесённых в протокол, печатания протоколов участковой комиссии об итогах голосования по каждому виду проводимых выборов и записи результатов голосования на внешний носитель информации.
КОИБ широко применяются на выборах в России с 2003 года. На сегодня базовой является модификация этих аппаратов, разработанная в 2010 году. В один комплекс входят два сканера избирательных бюллетеней, устанавливаемые на ящики для голосования, а также печатающее устройство.
Упрощённо КОИБ работает так. Избиратель опускает бюллетень в сканер комплекса, который автоматически распознает вид бюллетеня, считывает отметки избирателя в квадратах и осуществляет подсчет голосов за каждую альтернативу. По окончании голосования КОИБ может выдать его результаты и помочь комиссии их оформить в установленном законом порядке.
Зачем избирателю КОИБ?
Главная цель, которую преследует применение КОИБ — исключить субъективные факторы при подсчёте голосов, в том числе невнимательность, усталость членов участковых комиссий. Кроме того, применение КОИБ позволяет существенно сократить сроки установления итогов выборов на избирательном участке, автоматизировать многие сопутствующие этому процедуры.
Для кандидатов и наблюдателей применение КОИБ делает выборы прозрачнее.
Для избирателей сам процесс голосования становится интереснее. Ну а главное, избиратель может быть уверен в результатах выборов.
Можно ли в КОИБ опустить «левый бюллетень»? Чем можно гарантировать, что КОИБ отличит подлинный бюллетень от ксерокопии?
КОИБ осуществляет распознавание бюллетеней при вводе. Но очень ограниченно. Он не примет бюллетень неустановленной формы, с печатью «чужой» участковой комиссии. Сильно испорченный бюллетень (изрисованный, очень мятый и т.п.) опустить в КОИБ тоже не получится.
Однако базовой целью КОИБ не является распознавание поддельных бюллетеней. Это по-прежнему прерогатива самой участковой комиссии. На бюллетени наносятся средства защиты в виде цветной регулярной тангирной сетки, строк микрошрифта. На каждом бюллетене должны проставить личные подписи два члена комиссии. Как правило, ксерокопия заметно отличается от настоящего бюллетеня. И она не может ускользнуть от намётанного взгляда наблюдателей, присутствующих на участке.
Может ли КОИБ прочитать длинный бюллетень? Как быть, если партий на выборах будет много?
Технические требования к бюллетеню, применяемому в КОИБ, гласят, что его ширина неизменна и равна 210 миллиметрам. А вот длина может меняться в большом диапазоне: от 148 до 600 миллиметров. В такую длину запросто умещается информация достаточно крупным шрифтом по 10 партиям или 22 кандидатам.
В настоящее время разработчики КОИБ ведут изыскания по возможности увеличения длины бюллетеня. Однако этот путь представляется не самым целесообразным. Разумнее изменить законодательные требования к бюллетеням. Например, сделать их двусторонними, сократить количество публикуемой в бюллетене информации и т.п. Данные изменения зависят от законодателей.
Слышали, что КОИБ часто выходят из строя во время голосования, поэтому многие бюллетени не учитываются избирательными комиссиями. Такая «путаница» создается специально?
В составе КОИБ есть электронно-механические устройства. Как и любая техника, они могут иногда выходить из строя. Для того чтобы минимизировать поломки в день голосования, дважды в год все КОИБ проходят проверку и по необходимости подвергаются ремонту. Статистика отказов КОИБ во время выборов очень невелика.
Вместе с тем, как правило, отказ техники не влечёт проблем при голосовании и установлении итогов выборов. Сканеры в КОИБ дублированы. Они соединены в локальную вычислительную сеть. Информация в каждом из них содержится идентичная. При выходе одного из сканеров из строя другой позволяет завершить голосование и посчитать его итоги. Если первый сканер прекратит принимать у избирателей бюллетени, то это не приведёт к искажению результатов голосования.
Если же выйдут из строя оба сканера, то комиссия посчитает итоги вручную. Это же произойдёт при любом мотивированном сомнении в достоверности работы КОИБ.
Как быстро подводятся итоги на участках, оснащённых КОИБ? Что там происходит? Кто за всем наблюдает?
Наблюдать за работой КОИБ может множество установленных законом лиц. Это наблюдатели, в том числе международные, кандидаты и их доверенные лица, представители средств массовой информации.
И наблюдение это начинается ещё до момента начала голосования. Инструкция предписывает, что до открытия участка необходимо провести тестирование КОИБ. Если хоть одному наблюдателю будет отказано в присутствии на данной процедуре, комиссии придётся пересчитывать голоса вручную.
В течение дня голосования эти же лица наблюдают за правильностью работы участковой комиссии и визуально контролируют работоспособность сканеров КОИБ.
Обладают ли люди, использующие КОИБ, достаточной компетентностью и квалификацией?
Операторы КОИБ — это обычные люди. У них может и не быть специального образования. Разработчики КОИБ прекрасно это понимали и минимизировали сложность управления комплексом. Справиться с ним может даже ребёнок. Вся логика работы с КОИБ выстроена на принципах диалога и подсказок. Причём устройство ведёт диалог не только при помощи дисплея, на котором отображается текст, но и озвучивает все указания голосом.
Процесс подготовки операторов КОИБ занимает до 8 часов. За это время каждый оператор получает необходимые теоретические знания и практические навыки.
А на случай нештатных ситуаций, которые могут возникнуть при работе КОИБ, существует служба технической поддержки, которая оперативно решит все проблемы в день голосования.
Многие считают, что в КОИБ уже заранее запрограммированы результаты голосования. Другие говорят, что «административному ресурсу» КОИБ не нужен, так как он считает всё честно. Кому верить?
Мы постоянно сталкиваемся с критическим отношением к применению различных информационных технологий на выборах. Когда КОИБ только вводились в эксплуатацию, в прессе публиковались крайне негативные оценки их применения. Авторы говорили о предопределенности результатов, о чрезмерной сложности работы с КОИБ, о закрытости внутренней кухни применения комплексов от наблюдателей. К счастью, время всё расставило на свои места. Сегодня мы почти не получаем негативных оценок применения КОИБ ни от кандидатов с наблюдателями, ни от избирательных комиссий. Крайне редкими являются обращения по поводу ручного пересчёта голосов. Да и те, как правило, не носят мотивированного характера, а результат «ручного» пересчёта голосов полностью совпадает с тем, что выдал КОИБ.
Более того, уже неоднократно звучали обвинения в адрес избирательных комиссий от кандидатов и политических партий (в первую очередь тех, кто не победил на выборах) в том, что КОИБ на отдельных выборах не применяются.
Это говорит о заработанном кредите доверия к комплексам обработки избирательных бюллетеней со стороны всех участников избирательного процесса. Надеемся и дальше подтверждать это доверие безукоризненной работой.
Источник: asbesttik.ucoz.ru |