За плечами Николая Попова - 47 лет стажа работы водителем в Асбестовской автоколонне ГУП СО "СООПА".
Профессией Николай Иванович начал интересоваться еще ребенком. Признается: всегда тянуло к технике. Свое первое транспортное средство собирал своими руками.
- Еще пацаном лет в десять мопеды разбирал-собирап, конструировал. В 70-е годы где мопед найдешь? Семья тогда жила в поселке Талицком, в районе Талицкого озера, которое давно скрыто под отвалами. После "восьмилетки" поступил в училище № 48, чтобы два года не терять и потом сразу пойти учиться в ДОСААФ на водителя, - рассказывает он.
Подавал документы в училище вместе с друзьями - поступали компанией. Сперва хотели учиться профессии сварщика, но для этой специальности абитуриенты оказались слишком юными - на учебу брали только с шестнадцати лет.
- Пришлось идти на электромонтера-ремонтника, - вспоминает Николай Иванович. - Два года отучился, и не зря: в армии знания выручали, и дома, например, проводку поменять, в ремонте автобуса. Так что пригодилась профессия.
После армии Попов водил грузовой транспорт. Через полгода друзья начали звать в пассажирские перевозки - как раз набирали на курс подготовки водителей категории "Д".
- Не любитель менять место работы, поэтому уходил из грузового автопредприятия последним, когда все друзья уже перебрались в пассажирское автотранспортное предприятие, - признается он. - Здесь начинал с "горбатого" ЛАЗа. А сейчас управляю современным автобусом. Или там едешь - как на сайгаке прыгаешь, или здесь на пневмобаллонах. Конечно, разница чувствуется.
Если с техникой водитель на "ты", то с пассажирами найти общий язык иногда сложно. Не все соблюдают элементарные правила: некоторые мамы не следят за своими детьми, в итоге - шум на весь салон и мусор, который в перерывах и в конце дня водителям приходится убирать самим.
Казалось бы, водитель автобуса - не самая героическая профессия, но бывают что и ему приходится принимать важные решения, от которых может зависеть жизнь человека.
- Примерно год назад, был случай - у пассажира начался приступ эпилепсии. Это случилось на маршруте где-то в районе Режика. А ехали мы в Асбест, - вспоминает Николай Иванович. - Пассажиры кричат: "Стойте, мужчине плохо!". Остановился. Подхожу - ему уже пассажиры помощь оказывают. А Режик -это же "яма", связь там плохая, пока сигнал поймаешь, чтобы "скорую" вызвать, потом - время ожидания. Поехал в Асбест так быстро, как только мог. Только мобильная связь появилась - диспетчеру звоню, чтобы вызвали бригаду Скорой помощи. Когда приехали на автовокзал, передали врачам мужчину "скорой". Он уже к тому времени более-менее в себя пришел.
У Николая Ивановича за плечами - 47 лет стажа трудовой деятельности на пассажирском предприятии. Почетные грамоты за отличие в труде. Несмотря на то, что всю жизнь провел за "баранкой", работа не наскучила.
- Это же такие впечатления! Едешь в Челябинск - озера кругом по сторонам. В Невьянск или Нижний Тагил - горы, леса, подъемы и спуски, крутые повороты. Азарт!
Т. Мельникова,
"Асбестовский рабочий"
|