Информационный гид АСБЕСТА

ФОТОИСТОРИЯ ГОРОДА

Разделы новостей

Авто [1623]
Бизнес [928]
Громкие имена [210]
Домашний доктор [341]
Жизнь молодежи [1924]
Земляки [557]
История [354]
История города [306]
История в судьбах [329]
Культура, творчество [957]
Криминал [1788]
Любимый край [95]
Медицина, здоровье [2274]
Мероприятия [2098]
Народный календарь [330]
Наука, образование [1071]
Общество [13667]
Официоз [949]
Острый вопрос [149]
Поздравления [5]
Политика [710]
Право [490]
Праздники, памятные даты [1292]
Проблемы ЖКХ [1564]
Проиcшествия [2157]
Реклама [21]
Религия [217]
Ретроспектива [331]
События [148]
Советы врача [0]
Социальные вопросы [1090]
Спорт [2342]
Ураласбест [513]
Храмы Урала [311]
Экология [1168]
Экономика, производство [1962]


Как нас обслуживают


Анекдот


Интернет-компас

Главная » 2023 » Июнь » 13 » Надежда Райковская: в приемном покое покоя не было никогда

Надежда Райковская: в приемном покое покоя не было никогда
13:00
Сегодняшний рассказ - о докторе, которого в Асбесте знают и помнят как бессменного заведующего приемного отделения больницы

Надежда Райковская, хирург, заведующий приемным отделением городской больницы № 1 с 1981 по 2002 год.

— Как я решила стать врачом? Это еще с детства запало в душу. Когда я болела, приходил доктор, и мне очень нравилось, как она выглядит: белый халат, стетоскоп на шее. Мечтала — вырасту, буду врачом, — начинает Надежда Ивановна рассказ о своей жизни.

Она все сделала для того, чтобы мечта сбылась: даже устроилась после окончания 8 классов санитаркой в больницу. В медицинский институт тогда, в конце 50-х — начале 60-х, принимали только с двухгодичным стажем работы. Между прочим, смысл данного условия ясен: пусть вчерашний школьник убедится, что правильно выбрал путь. Ведь невозможно быть врачом, если профессия эта не по душе!

Проверить себя
Белый халат, стетоскоп на шее — для мечты, возможно, достаточно, а вот для осознанного выбора — нет. В медицине моментов успеха, радости гораздо меньше, чем ежедневного изнуряющего труда. А путь становления в профессии состоит сплошь из ошибок и разочарований, другого не существует, не стать иначе хорошим врачом, вот так-то!

— Устроилась я санитаркой в хирургическое отделение, — продолжает Надежда Ивановна. — Как говорится, в самое «пекло». Но не испугалась, а сразу поняла, что я хочу быть хирургом, и никем больше. Заведовала отделением замечательный врач, фронтовичка, Галина Михайловна Чадова. Она меня многому научила, и с тех пор я виртуозно вправляла вывихнутые нижние челюсти и умела гипсовать. 

В Свердловский медицинский институт удалось поступить только с третьего раза. А училась отлично и получила «красный» диплом в итоге. До сих пор это удивительно: что так придирчиво принимали?

Распределение выбирать не пришлось — приехали с мужем Михаилом в Асбест по его направлению. Вроде как на три года, обязательные после института, а получилось — на всю жизнь. Сначала поселились в комнате при поликлинике, но вскоре дали квартиру, родилась дочка… Ну, а работы по специальности было сколько хочешь. Хирургический прием в поликлинике, дежурства в стационаре. Зарплата у начинающих врачей никогда не была достаточной (в то время ставка – 70 рублей), поэтому жить приходилось на работе. Но и этого Надежде показалось мало, она пришла к директору медицинского училища:
— Можно у вас лекции почитать?
Юбка выше колена, сама на студентку сильно смахивает.
— А вы кто? — у Фаины Михайловны Ханиной брови полезли на лоб.
— Я хирург…
Взяли — преподаватель как раз в отпуске был.

— Самой учиться приходилось каждый день, — признается Надежда Ивановна. — Теперь уже не теории, а практике. Хирургические сестры меня «направляли». Валентина Кузьминична Лохнева — опытнейшая медсестра, я разрез сделаю и на нее смотрю: «Правильно?» Ну, не будешь же в учебник смотреть, когда на прием одного больного — 7 минут! А когда собственный опыт прибавился, как раз построили новую поликлинику — № 3 (в 1975 году) и меня назначили заведующим хирургическим отделением в этой поликлинике.
Но еще через два года мы решили переезжать на Украину. 

Думали — на всю жизнь, а выдержали только полгода. Уж очень сильно отличалась система работы в медицине. Поэтому вернулись домой — в Асбест. На прежние свои должности — Надежда Ивановна в поликлинику и свое хирургическое отделение, Михаил Степанович — судмедэкспертом.

«Ни за что не сдамся…»
В 1981-м году городская больница здорово расширилась: построили новый 5-этажный корпус на Больничном городке, и в нем организовали новые отделения: хирургическое, реанимацию, глазное и т.д. При таком количестве специализированной медицинской помощи необходимо приемное отделение, и разместили его на первом этаже нового корпуса. Заведовать предложили Райковской. Надежда Ивановна задумалась — терять специализацию не хотелось, в приемном отделении от заведующего требуются несколько иные профессиональные качества. Владимир Николаевич Бутунов, будучи в то время начмедом (заместитель главного врача), пригрозил:
— Не согласишься — в военкомат отправлю.
Работа в призывной комиссии военкомата считалась для врачей-специалистов не самой престижной. Надежда Ивановна подумала еще и согласилась на приемное.   
  — И в итоге не пожалела, — делится. — Коллектив подобрался замечательный, вместе мы старались организовать весь процесс. Съездили, как посоветовала Мария Романовна Гулевская, в другие города, где такие отделения уже работали, посмотрели организацию. Пришлось и учиться, конечно.
Прежде всего — определять специфику заболевания и отделение, куда следует направить больного.
— А заведующие принимать на веру мой предварительный диагноз не спешили, — вспоминает Надежда Ивановна. — Обычно отвечали так: «Да с чего вы взяли, что к нам?!» Помочь могли только веские аргументы. Значит, следовало стать хорошим диагностом. И если поначалу, бывало, падала духом, то потом рассердилась: неужели сдамся? Да ни за что! Правда, если случай непростой, могла вызвать любого специалиста. Вопрос в том, как часто пришлось бы это делать…

По правилам, вопрос с госпитализацией поступившего больного нужно было решать в течение часа. Но не в каждом отделении есть свободные койки в тот момент, когда «скорая» привозит пациента.
— К счастью, всегда приходили на помощь Альберт Максимович Нуриев, Андрей Игоревич Патрушев, Людмила Александровна Шелегина, — вспоминает Надежда Ивановна. — И все-таки очень важно поставить диагноз вовремя, в сам момент приема. Тогда и лечение пойдет правильно. Если не получилось — начинаются ошибки.

Коллектив нового отделения состоял из двух врачей и нескольких медицинских сестер, на дежурства приглашали совместителей.

— Средний персонал подобрался великолепный, — считает Надежда Ивановна. — Прежде всего повезло нам со старшей медсестрой — Татьяной Михайловной Донцовой. С нами трудились Валентина Алексеевна Попова, Марина Алексеевна Голикова, Татьяна Александровна Осинцева, Лариса Михайловна Воробьева, Галина Викторовна Башмакова — сестры высокой квалификации, отлично справлялись со всеми лечебными манипуляциями, даже теми, что обычно делают врачи. Хотя приемное отделение больницы не назовешь спокойным и предсказуемым. Скорее — как на вулкане живешь. 

Надежда Ивановна не может забыть случай, когда «скорая» доставила в приемное отделение 14-летнего подростка в алкогольном опьянении.
— Куда его определишь? В детскую больницу? Белова (Майя Борисовна Белова — бывший главврач детской больницы — авт.) не возьмет — он пьяный. В наркологический диспансер не отправишь, потому что несовершеннолетний. Нет у нас палат для таких детей ни в одной больнице.

Наркоманов «со стажем» также не всегда могли отправить «куда следует». Один такой, поступивший с вечера, наутро умер в отделении — причем закрывшись в туалете. «Надежда Ивановна, туалет довольно долго занят и наркомана нет» — доложили бдительные сестры. Позвали начмеда Бутунова, он выломал дверь… опасения подтвердились.

— Эта проблема остается на плечах персонала отделения до сих пор, — заключает Надежда Ивановна. — Особенно теперь, когда закрыли медицинские вытрезвители. Всех везут в приемное отделение — разбирайтесь, каждому нужна медицинская помощь, независимо от того, в опьянении человек или нет. То, что при этом страдают другие пациенты, рискуют здоровьем, а порой и жизнью, врачи и персонал, — что же, такая у нас работа…

Династия
Дочку Оксану Надежда Ивановна часто брала с собой на дежурства. А какие еще были варианты, когда мама и папа чаще находятся в больнице, а не дома (как, впрочем, все медицинские семьи)? Оксане «дежурить с мамой» нравилось, и, окончив школу, она не представляла, какую другую профессию могла бы выбрать… Конечно, поступила в медицинский институт, который в свое время окончили родители. 25 лет трудилась на "передовой" - врачом «Скорой помощи» — собственно, это еще более нескучная деятельность, если сравнить с приемным отделением больницы.Окончил медицинский институт внук Антон.  Вот так и получилась династия Райковских.

Ирина Атанасова, из книги "Здравствуйте, доктор!"

На снимке: Надежда Ивановна Райковская с дочерью Оксаной

 
Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История | Просмотров: 484 | Добавил: Atanasova | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
avatar
Отправьте свою новость 


Поделись с другом


Новости от партнеров



Календарь новостей

«  Июнь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Поиск

Форма входа

Ищу знакомства

Я

Ищу

от до лет

знакомства

Наш опрос

Ваше мнение о качестве работы Скорой помощи
Всего ответов: 78

Статистика

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Онлайн всего: 42
Гостей: 42
Пользователей: 0

Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест.
Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию.
Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru