Жители Асбеста все чаще сталкиваются с такой ситуацией.
Несмотря на то, что работодатели отчисляют взносы с нашей зарплаты в Фонд ОМС, чтобы пройти обследование, провести лечение или просто попасть к нужному специалисту, горожанам приходится дополнительно платить.
Нарекания асбестовцев звучат в адрес работы женской консультации, где действует негласная установка - ультразвуковое исследование проводится бесплатно только для беременных. Остальные больные, даже с показаниями, ищут возможность пройти УЗИ хотя бы платно. На капельницу пациентам тоже не попасть - в медицинском учреждении заявляют, что нет подходящих условий. В итоге и эта процедура незаметно пополнила ряды платных услуг. Но самое поразительное: даже серьезное заболевание - недостаточное основание, чтобы при отсутствии специалистов вас направили на обследование в областную клинику по полису.
- Находилась на больничном с гипертонией в сентябре. Уже через две недели нужна консультация. Заведующий поликлиникой говорит: "Вам нужна консультация невролога. У нас специалиста нет. Поезжайте в медсанчасть". Естественно, прием платный, семьсот рублей, - рассказывает одна из пациенток. - Направили на дневной стационар, жду очереди с начала октября - мест нет до сих пор.
В то же время в страховой компании "Астрамед-МС" затруднились сказать, как часто асбестовцы обращаются с жалобой на навязывание платных медицинских услуг. По словам юристов, какие медицинские процедуры должны быть бесплатными - в законе "Об основах охраны здоровья в Российской Федерации" точно не обозначено. Однако если гражданин нуждается, услуга должна быть обеспечена за счет Фонда медицинского страхования. Объем необходимых исследований назначает врач с учетом состояния здоровья человека. Если пациента вынуждают платить, у него есть право на возмещение понесенных расходов. С медицинской картой и платежными документами можно обратиться либо к руководителю больницы, либо в свою страховую организацию.
Но достаточно пообщаться с населением, и складывается ощущение, что платная "бесплатная" медицина - не единичные случаи, а уже системная проблема, с которой сталкивается едва ли не каждый житель нашего города. В отделе защиты прав страховой компании по поводу описанных случаев отметили, что медицинская организация, очевидно, не дорабатывает, но причину назвать затруднились.
Очевидно, что сложившаяся ситуация не может устраивать ни пациентов, ни самих врачей, которые в силу обстоятельств нередко тоже оказываются в роли пациентов.
Стоит отметить, что вопросы, связанные с оказанием медицинской помощи в городе, регулярно поднимает и Общественная палата Асбестовского городского округа. В частности, рассматривалась доступность пациентам высокотехнологичных видов медпомощи за пределами города. Одна из главных претензий общественников: руководство Городской больницы Асбеста не спешит отвечать на поставленные вопросы.
В то же время в Общественной палате отмечают, что положительные изменения в работе медицинских учреждений все же есть. В частности, анализы теперь можно сдать без изматывающих очередей, также пациентам стала доступна компьютерная томография.
Игорь БРАГИН, главный врач Городской больницы города Асбеста:
- Если есть показания, то УЗИ - проводится бесплатно. Специально гинекологи прошли обучение. Поэтому, если действительно при наличии показаний вас направляют к платному специалисту, можете обратиться с жалобой напрямую ко мне.
Что касается капельниц: процедура проводится в рамках дневного стационара поликлиники № 4. Мы еще и расширяться планируем. Поэтому, если есть показания, направляют в дневной стационар, и в порядке очереди пациент получит эту услугу. Очередь в стационар у нас небольшая есть, яэто признаю. Но чтобы попасть с октября не могли... Конечно, будем решать в индивидуальном порядке.
Очередь возникает по объективным причинам. Фонд обязательного медицинского страхования дает нам госзаказ по круглосуточному стационару, и по дневному, и по посещению поликлиники, который мы должны выполнить. Все, что выше нормы - мы делать не имеем права. И поэтому уже подстраиваемся: если неотложная помощь - стараемся в первую очередь обеспечить, потом уже - плановый прием. Та же ситуация - с неврологом. Неврологический статус, как правило, плановое обследование предполагает. Специалист в штате есть. Тут не надо было, конечно, платно никуда направлять.
В принципе, при направлении на процедуры, если это касается лабораторных и инструментальных исследований, существуют определенные нормы по срокам ожидания очереди.
По компьютерной томографии - один месяц, по ФГС или эндоскопии - две недели. В них необходимо уложиться. Несомненно, бывают исключения из правил, когда нет врача. Там уже смотрим, как быть. Неотложные состояния - все перенаправляем в Екатеринбург. Более того, мы сейчас телеконсультации организовываем, - человеку даже ехать никуда не надо.
Бывают ситуации, когда пациент сам себе диагноз ставит по публикациям в Интернете и требует направление к узкому специалисту или на лабораторное исследование. В этом случае его могут отправить в платную клинику.
Но если пациент предварительно побывал у врача и считает, что терапевт поставил неверный диагноз или ошибочно не направил на обследование, он вправе обратиться к другому терапевту за консультацией. Если я услышу от пациента, что ему заявили: "мне за вас не платят", "вы не с моего участка", - такой врач может лишиться стимулирующих выплат. У нас врачи работают до последнего пациента.
Кстати!
В рамках системы ОМС практически все виды диагностических и лечебных процедур должны проводиться бесплатно. Есть, как во всяком правиле, исключения. Например, не входят в программу госгарантий зубопротезирование и косметологические процедуры (хотя реконструктивные косметические операции в ОМС уже включили). Но если какой-то вид помощи больному нужен по состоянию здоровья, лечащий врач делает назначение и выписывает больному направление. Без всяких "дополнительных" условий.
Т. Мельникова,
"Асбестовский рабочий"
|