Асбест - новости, события, факты -

Ваше мнение о качестве работы Скорой помощи

Главная » 2017 » Август » 23 » По опухолевой ДНК в крови можно очень рано диагностировать рецидивы рака легких

По опухолевой ДНК в крови можно очень рано диагностировать рецидивы рака легких
Ученые из британского консорциума TRACERx отсеквенировали ДНК клеток рака легких из различных участков опухолей, удаленных хирургическим путем у ста пациентов.

Им удалось проследить эволюцию генома каждой опухоли: были выявлены клональные мутации, с которых начиналось развитие рака, и субклональные, возникавшие позже. Набор мутаций у каждого пациента оказался индивидуальным. Зная, какие мутации искать, другая группа ученых из того же консорциума провела мониторинг ДНК, циркулирующей в плазме крови пациентов, после удаления опухолей.

Это позволило выявить рецидивы и метастазы первичных опухолей задолго до того, как они становились видны на томограммах. Обсуждаемые работы представляются важным шагом на пути к внедрению в клиническую практику эффективных персонализированных методов диагностики и лечения.

По данным Всемирной организации здравоохранения, рак легких — самая частая причина смерти от онкологических заболеваний. Наиболее значимым провоцирующим его фактором считается курение, однако могут заболеть и люди, которые никогда не курили и не имели очевидных контактов с другими известными факторами риска (асбест, радон и др.). Ежегодно в мире регистрируется порядка 1,8 млн новых случаев рака легких и порядка 1,6 млн пациентов от него погибают.

По гистологической картине клеток опухоли рак легких разделяют на несколько типов. Самый частый из них (примерно 80% случаев) — плохо поддающийся лечению немелкоклеточный рак легких, НМРЛ. Среди НМРЛ по гистологии выделяют плоскоклеточный и крупноклеточный рак, а также аденокарциному. НМРЛ очень часто дает метастазы в различные органы, и каждый год более миллиона пациентов погибают от метастазов, а не от первичной опухоли.

Превентивная послеоперационная химиотерапия повышает выживаемость пациентов всего на 5%. Это может быть связано с высокой генетической гетерогенностью клеток опухолей: по-разному мутировавшие раковые клетки могут быть чувствительны или, наоборот, устойчивы к совершенно разным лекарствам.

Британский консорциум TRACERx (TRAcking non-small cell lung Cancer Evolution through therapy [Rx]) проводит широкомасштабное исследование на опухолях НМРЛ, в котором участвуют несколько клиник и несколько сот пациентов. Его результаты для ста пациентов опубликованы в работе M. Jamal-Hanjani et al. в The New England Journal of Medicine. Подроюнее об этих результатах можно прочитать в материале Вячеслава Калинина на сайте "Элементы".

Филогенетическое дерево, показывающее эволюционные взаимоотношения различных участков опухоли и метастаза по мутациям, найденным в первичной опухоли и метастазе одного из пациентов.
Автор: Рисунок из статьи C. Abbosh et al., 2017​​​​​​​