Почему дороги на Урале латают исключительно осенью Знающий
человек расценит вопрос как дурацкий. У нас так положено. Мало ли, что
технологии ремонта требуют сухой погоды и подходящей температуры, — у
чиновников свой резон. По крайней мере такими резонами руководствуются в Асбесте, где состояние дорог не выдерживает никакой критики. Взять опасный участок трассы в направлении поселка Рефтинского
— нынешней затяжной зимой он был закрыт по требованию Госавтоинспекции.
Дорогу требовалось на тот момент всего лишь почистить, ибо из-за
сугробов она сузилась до непроезжего состояния, но сделать это было
некому. Трассы
между муниципальными образованиями принадлежат не самим муниципальным
образованиям, и любые расходы на содержание чужой собственности
расцениваются как нецелевое расходование средств. Но собственник —
министерство по управлению государственным имуществом Свердловской
области — далеко, до бога, как говорится, высоко, поэтому водители и
пассажиры за свою безопасность отвечали сами. Госавтоинспекция в случае
происшествия, конечно, поможет, но только в рамках собственных
полномочий. Скажем, почистить дорогу не возьмется, а вот потребовать
закрыть — вполне. Пока
ультиматум правоохранительных органов набирал бумажную (законную) силу,
снег растаял. Видимости стало больше, автоаварий — не меньше, потому
что ямы и рытвины тянутся до самого поселка Рефтинского. Неизвестный
благодетель, невзирая на оплаченный транспортный налог, залатал
небольшой участок перед населенным пунктом, с тем и лето минуло.
Невозможно подсчитать, сколько автомобилей убило здесь колес и подвесок,
— этот ущерб не фиксируется и, соответственно, не возмещается. —
Мы с мужем решили поехать в Рефтинский на праздник, — рассказывает
жительница Асбеста Ольга Чащина. — Машина осталась без задних колес.
Когда пришлось остановиться, я увидела впереди две стоящие по той же
причине машины, и сзади, смотрю, еще две останавливаются. Наверное,
следовало вызвать ГАИ, составить акт и потом обратиться в суд. Но с кем
судиться-то? Нельзя
сказать, что межмуниципальные дороги остались без присмотра совсем. Их в
свое время правдами-неправдами старались запихнуть в областной дорожный
фонд, потому что у города на капремонт 20—30-километровых трасс денег
никогда не найдется. Например, дорогу Асбест — поселок Малышева год
назад даже отремонтировали. —
Но качество ремонта оставляет желать лучшего, — рассказал начальник
отдела ЖКХ городской администрации Виталий Рожин. — Мы опять ее латаем,
потому что асфальт уже местами вспучился. С недобросовестным подрядчиком
судились, но арбитраж не признал претензий. Пришлось даже долги
платить, и от 10 миллионов, выделенных на 2011 год городской казной на
ремонт дорог, осталось только 4. Собственно,
и на 10 миллионах далеко не уедешь, этого хватит на ремонт двух
километров. Хотя в самом Асбесте, отличающимся компактной застройкой,
улицы не длинные. Но ремонтировать необходимо все без исключения. —
Дороги построены полвека назад, — рассуждает Виталий Рожин. — Срок
службы каждой — 12—15 лет. По-хорошему, мы должны каждый год
реконструировать не менее 16,1 километра трасс. А
теперь умножьте цифру на пять миллионов — столько стоит восстановление
одного километра дорожного полотна. Получится порядка 80 миллионов
рублей — чуть ли не половина годового муниципального бюджета. Даже
если такие деньги найдутся (в лотерею можно выиграть, кредит взять или
попасть в областную программу), освоить их так же невероятно, как
достать. Да еще и качеством жертвовать придется. Пока
у города нет денег, дороги ремонтируют «точечно» — то есть латают ямы. В
основном с помощью метода «холодного фрезования»: вырезается отверстие,
обрабатывается специальной эмульсией, засыпается черным щебнем и
закрывается асфальтом. —
Получается довольно прочно, — комментирует директор подрядной
организации Алексей Малышев. — Такие «заплатки» могут долго служить,
кроме того, мы используем только качественные материалы. Если сравнить с прошлогодним ремонтом «бетонки», ведущей к поселку Малышева, то и правда не знаешь, что лучше… Ямочный
ремонт в городе успели провести летом, а вот капитальный,
запланированный на улице Октябрьской революции, начнется не раньше конца
сентября. Если повезет и все пойдет «без проволочек». —
Конечно, осенью дороги не ремонтируют, — соглашается начальник
городского ЖКХ Виталий Рожин. — Но выше бюрократической процедуры не
прыгнешь. Проект не пришлось выставлять на конкурс — стоимость его
позволила проплатить заказ напрямую. Правда, в этом году поменялись коды
бюджетной квалификации, а корректировку утверждает городская Дума, это у
нас получилось в июле. Проект готов, все условия и необходимые сведения
выложены на сайте электронных торгов. Теперь считайте: 30 дней торгов,
еще 10 на объявление результатов. К ремонту приступим, когда сентябрь
будет на исходе. Между
тем на улице Октябрьской революции расположена школа, и, собственно,
ради безопасности школьников приняли решение ремонтировать именно эту
дорогу. Длина улицы — 800 метров, денег как раз хватит — все сошлось.
Обязательно смонтируют «лежачего полицейского», благоустроят пешеходный
тротуар, сделают освещение. Только бы повезло с погодой. И с торгами, конечно. Всегда есть опасность, что найдутся желающие «сэкономить» бюджетные деньги. —
Мы выставляем не самую высокую стоимость работ, — считает глава Асбеста
Владимир Суслопаров. — Дешевле дорожный ремонт просто не может стоить. И
все прекрасно понимают, если кто-то предлагает сумму в два раза
меньшую, — ничего хорошего не получится. В этот раз мы выложили
стоимость всех материалов и работ, подробнейшие условия для подряда. Но
от неожиданностей не застрахованы. Подрядчиков нынче не выбирают. И время ремонта — тоже. Ирина АТАНАСОВА Источник "Уральский рабочий"
|