Союз
автостраховщиков решил не поставлять бланки ОСАГО тем компаниями,
которые показывают признаки финансовой нестабильности. РСА больше не
желает выплачивать долги ненадежных компаний и планирует сформировать
новый союз, уже без них. Потребители в любом случае будут в проигрыше.
Российский союз автостраховщиков на внеочередном заседании правления
пришел к выводу, что переговоры правительства и участников рынка зашли в
тупик. Объединение не нашло выхода лучше кроме как перестать поставлять
бланки для полисов ОСАГО ненадежным компаниям. Встреча была посвящена отказу властей пойти навстречу страховщикам и разрешить поднять тарифы вслед за увеличением выплат.
Сейчас в Госдуме рассматривают законопроект, согласно которому
выплаты по полисам будут увеличены в разы. Так, лимит выплат по ущербу
жизни и здоровью пострадавших должен, по замыслу Минфина, вырасти с
текущих 160 тыс. рублей до 500 тыс. Планируется, что норма начнет
действовать спустя 15 месяцев после принятия закона.
Страховщики направили в Госдуму симметричный законопроект, согласно
которому тарифы по страховкам должны вырасти на 25%. Однако Минфин
заявил, что для их повышения нет никаких оснований, несмотря на то, что
союз дважды направлял в ведомство свои обоснования. Представитель
Минфина Вера Балакирева отметила, что действующие тарифы рассчитывались
при средней выплате в 70-90 тыс. рублей, а средняя выплата составляет 23
тыс. рублей - соответственно, страховщики имеют достаточный запас по
тарифам.
РСА с чиновниками не согласно, в профобъединении уверены - решение
Минфина приведет к банкротству множества участников рынка
автострахования и обрушит рынок ОСАГО. В связи с этим члены организации
выделили "группу риска" - самых финансово нестабильных членов
ассоциации. В нее вошли, к примеру, АФЕС, БАСК, ДАЛЬАКФЕС,
"Защита-Находка", "Москва", "Талисман", ТРАСТ, "Югория", "Цюрих надежное
страхование", "Якорь".
Члены ассоциации заявляют, что на данный момент с рынка уже ушли 70
страховщиков, а по их обязательствам пришлось расплачиваться РСА, из его
фонда было выплачено почти 18 млрд рублей. Компаниям из "группы риска"
РСА перестает поставлять бланки для полисов, то есть лишает их
возможности продолжать деятельность в этом направлении.
"Такие меры необходимы для недопущения наращивания обязательств
финансово неустойчивыми компаниями и, как следствие, быстрого исчерпания
компенсационного фонда РСА, который формируется для обеспечения выплат
потерпевшим за ушедших с рынка страховщиков. В ситуации беспрецедентного
давления на страховое сообщество, осознавая свою ответственность перед
страхователями, члены правления РСА и ряд крупнейших страховых компаний
заявляют о неготовности отвечать по долгам разоряющихся компаний", -
говорится в заявлении союза по итогам заседания.
Страховщики считают действия РСА полностью обоснованными, в первую
очередь - экономически. По их мнению, в нынешних условиях риски быстрого
исчерпания компенсационных фондов РСА стали неприемлемо высокими.
"Ассоциация обязана разумно ограничить свой риск, учитывая социальную
ответственность перед застрахованными гражданами России. Доля страховых
компаний, находящихся в "группе риска", а также тех компаний, в
отношении которых производится процедура дисциплинарного оздоровления, в
2012 году составила 4.1% от общей собранной премии", - отмечает Дмитрий
Попов, первый заместитель генерального директора СК "Альянс"(РОСНО).
Для потребителя подобные решения означают очевидные сложности.
"Риски просты и понятны: неполучение компенсации за нанесенный ущерб.
Компания может либо начать процедуру банкротства, перестав отвечать по
своим обязательствам, либо резко уменьшить количество выплат. В
настоящей ситуации это приведет к тому, что за такие компании будет
платить РСА. Существует компенсационный фонд РСА, в нем в настоящее
время есть резерв. Но если ситуация не изменится, а лимиты повысятся, то
он быстро исчерпает себя", - предвидит Денис Макаров, руководитель
управления методологии обязательных видов страхования ОАО
"АльфаСтрахование".
Эксперты отмечают, что вскоре на рынке страхования останутся только
крупные компании. С одной стороны это хорошо, так как работу меньшего
количества страховщиков будет проще
контролировать - это уменьшит количество спорных ситуаций по выплате
или невыплате компенсации ущерба автомобиля. С другой стороны, по мнению
аналитиков, это монополизирует и сузит рынок, то есть на него уже никто
не сможет войти. Рост тарифов считают неизбежным.
"У правительства в конечном счете не будет выбора, тарифы после
коррекции рынка будут повышены на 25%, а впоследствии еще выше, этому
будут способствовать все совокупные факторы: рост автопарка, рост
стоимости услуг на автообслуживание, рост стоимости топлива, инфляция и
так далее", - уверен старший аналитик ИФК "Солид" Артур Ахметов.
РСА также решил образовать альтернативный союз, в который войдут
только финансово устойчивые страховщики. Так, объединение рассчитывает
обезопасить себя от дополнительных рисков на разрушающемся, с их точки
зрения, рынке.
|