С 1 июня вступят в
 силу изменения в правила предоставления коммунальных услуг. Какие 
именно нововведения утвердило правительство, какие плюсы и минусы 
почувствуют собственники и наниматели квартир? Разобраться помогает ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев.
  1. Вводится новый порядок платы за общедомовые нужды
  После
 того как в сентябре прошлого года единые коммунальные платежи решено 
было поделить (отдельной строкой показывать поквартирное потребление, и 
второй строчкой - просчитать долю каждой семьи в общедомовых тратах), - 
конфликты жителей с управляющими компаниями стали обычным делом. 
Зачастую управдомы проводили расчеты "с потолка". Так что выходило: за 
тепло и свет в подъездах, воду для их мытья жильцам приходится платить 
больше, чем за то, что они тратят в квартирах. Этот абсурд решено было исправить.
  Плату
 за "коммуналку" в местах общего пользования теперь будут "обрезать" 
нормативами потребления на общедомовые нужды. Эти нормативы до 1 июня 
должны утвердить региональные власти. Если реальное потребление в целом 
по дому в нормативные рамки не уложится, превышение над нормой 
управляющие будут оплачивать ресурсоснабжающим организациям за счет 
статьи "содержание общего имущества".
 Разработчики постановления считают, что такая схема заставит 
управляющих вплотную заняться ресурсосбережением - устранять протечки в 
подвалах, беречь тепло в подъездах. И отслеживать "лишних" потребителей,
 живущих в квартирах, где нет счетчиков, без регистрации. Но в таком 
подходе есть и минус. По мнению эксперта, результат может оказаться 
негативным - пострадает качество обслуживания домов, какие-то работы 
окажутся просто невыполненными из-за нехватки средств.
  2. Сверять показания счетчиков управляющие будут раз в полгода
  Снимать
 данные с приборов учета каждый месяц - теперь не обязанность, а право 
жителей. Проверять правильность показаний исполнители услуг должны раз в
 6 месяцев. С одной стороны, это удобно
 и для жильцов, и для управляющих - нет жесткой привязки к сбору 
показаний индивидуальных приборов учета. Если гражданин информацию о 
месячном потреблении не предоставит, оплата будет идти по его 
среднемесячному потреблению за полгода. При этом каждые шесть месяцев 
будет делаться сверка с показаниями счетчиков и перерасчет.
  Правда,
 всех вопросов это все равно не снимет. С какой частотой не сообщай о 
показаниях счетчиков, все равно стопроцентно правильного распределения 
общего домового
 объема потребления на суммарное индивидуальное и на "общедомовые нужды"
 достичь будет невозможно. Еще сложнее будет тем домам, где есть нежилые
 помещения, какие-то организации, магазинчики. В таких случаях 
обеспечить прозрачность, проверить правильность расчетов будет 
практически невозможно. То есть у жильцов останется повод для 
недовольства. Лучше было бы включить расходы на общедомовые нужды в 
плату за содержание общего имущества, считает эксперт. Тогда как минимум
 на порядок упрощается определение платы за индивидуальное потребление. 
И, кроме того, управляющие организации реально будут заинтересованы в 
том, чтобы уменьшить потребление ресурсов в местах общего пользования.
  "Их
 уже не надо было бы уговаривать устранять утечки воды в подвале, искать
 тех, кто подключился к электросети, минуя электросчетчик, кто при 
отсутствии индивидуальных приборов учета месяцами и годами не сообщает о
 реальном количестве потребителей. Управляющая организация была бы 
заинтересована в решении этих проблем", - говорит Гордеев. Сейчас же 
по-прежнему все "недоработки" управляющих все равно будут оплачивать 
жители.
  3. Отопление будет оплачиваться без разделения на индивидуальное и общедомовое потребление
  Из
 общедомовых нужд исключена оплата водоотведения, а отопление перестанут
 делить на общедомовое и индивидуальное. И то, и другое - логично и 
правильно. Массовой установки теплосчетчиков в стране, где преобладает 
вертикальная разводка системы
 отопления - не будет. Поставить счетчик в каждую квартиру технически 
возможно, но не целесообразно (они не окупятся). Следовательно, нет 
никакой нужды осложнять всем жизнь, считая тепло по отдельности. Что 
касается водоотведения, вода, расходуемая на полив газонов и влажную 
уборку в подъездах в систему канализации не уходит. Значит, и услуги 
водоотведения тут быть не может.
  4. Будет проще доказать, что коммунальщики халтурят
  Акт
 нарушения качества коммунальных услуг (например, когда из "горячего" 
крана течет холодная вода) можно теперь составлять в отсутствие 
исполнителя (если исполнитель не провел своевременную проверку или если 
невозможно уведомить исполнителя о нарушении). Это решение - явно в 
пользу жителей.
  5. С 1 января 2015 года вырастут нормативы потребления для жителей в домах без счетчиков
  Повышающие
 коэффициенты будут применяться и в случае отсутствия общедомовых, и 
квартирных счетчиков (если есть техническая возможность их установить). 
Повышение составит 10% с 1 января 2015 года и будет увеличиваться каждые
 полгода - до 50% к 31 декабря 2016 года. "Это означает, что будут 
применяться не установленные, обоснованные нормативы, как этого требует 
ст. 157 Жилищного кодекса, а расчетные. Поскольку установленные 
нормативы кто-то будет умножать на коэффициенты, - говорит Гордеев. - 
Кроме того, возникает вопрос, как такое увеличение согласуется с 
требованием президента, чтобы потолок суммарного роста стоимости 
коммунальных услуг не превышал 6% в год? Понятно, что никак. Надо искать
 другие способы стимулировать население устанавливать приборы учета". 
Председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина 
Хованская, например, предлагает помогать семьям с низкими доходами, 
оплачивая установку счетчиков из местных бюджетов.
  6. Управляющим разрешено составлять акт о количестве незарегистрированных жильцов и пересчитывать квартплату.
  Основанием
 для этого может служить протокол об административном правонарушении, 
предусмотренном статьей 19.15 КоАП. "Два года понадобилось на осознание 
необходимости этих процедур, - говорят эксперты. - Но привязывать 
перерасчет только к протоколу об административном нарушении неправильно.
 Судите сами: оплата за временных жильцов должна производиться, если они
 проживают и пользуются в квартире
 коммунальными услугами более 5 дней, но при этом только пребывание без 
регистрации свыше 90 дней является административным нарушением". Такие 
расхождения в нормативных документах приведут к большому количеству 
жалоб, тяжб, судебных разбирательств. Кстати
  Плату за тепло рассчитают альтернативным способом.
  Сдержать
 тарифы на отопление, сделать их прозрачными должны помочь поправки в 
Закон "О теплоснабжении". При расчете платы за тепло будет применяться 
механизм "альтернативной котельной". Были случаи, когда жители домов, 
куда подается газ, отказывались от централизованного теплоснабжения 
из-за дороговизны. Они ставили в квартире газовый котел и грели ее сами.
 В минэнерго говорят, что "общегородское" тепло не будет стоить дороже, 
чем полученное "поквартирно".  
 
 Ирина Невинная 
 
 
 
 Источник: rg.ru  |