Наш город стал одним из
первых в Свердловской области, куда из недавно созданного в
Екатеринбурге Художественного музея Эрнста Неизвестного доставлена
передвижная выставка работ этого художника, графика, скульптора.
Выставка в Асбесте
В Асбесте интерес к ней оказался большим.
Приходят на экскурсию целыми классами школьники, с желанием посещают ее и
городские ветераны, а также люди, интересующиеся историей родного края,
которые хорошо помнят, что Эрнст Неизвестный, перебравшийся сейчас в
Соединенные Штаты Америки, наш земляк. Он родился и долгие годы прожил в
Свердловской области.
- Уже не раз убеждалась во время многочисленных экскурсий, - утверждает сотрудник музея Элеонора КЛЕМЕНТЬЕВА, -
что внимание горожан, наряду с самими работами, особо привлекает
уникальный характер этого замечательного человека. Он всю жизнь провел в
борьбе, искал ответы на вопросы: "Зачем пришел в этот мир? На что я
способен?". Эти философские размышления волнуют умы и молодых, и пожилых
посетителей музея.
Верен своим убеждениям Эрнст Неизвестный и в
искусстве. С первых лет своего творчества он выступил против канонов
соцреализма. И так определил для себя главную цель: "Задача моего
искусства, моего модернизма - взять вертикаль, которая представляет
вневременные эзотерические философские проблемы". Его модернизм сразу же
не восприняли в бывшем Союзе. Ведь даже в своих военных скульптурах он
показывал не приглаженное победное шествие наших войск, а боль и
страдания простых солдат. Чему, воюя на фронте, сам был свидетелем.
Но справедливость восторжествовала. Сейчас
творчество профессора философии Колумбийского университета,
действительного члена Шведской королевской академии наук, Нью-Йоркской
академии искусств, естественных и гуманитарных наук, обладателя многих
других регалий Эрнста Неизвестного признано во всем мире. А теперь его
литографиями и репродукциями, выставленными в музее, получили
возможность полюбоваться жители нашего города.
Среди них - работы, посвященные "Холокосту",
серия "Крик", произведения на иные злободневные темы нашего времени.
Выполненные в манере русского авангарда, сюрреализма, они заставляют
зрителей сопереживать вместе с художником, чувствовать великие творения
не умом, а сердцем.
Помогал создавать скульптуры
Два последних года всеобщее признание получил тот
факт, что скульптуры "Искусство" и "Наука", установленные на площади
у-городского Центра культуры и досуга им. Горького, выполнил Эрнст
Неизвестный. Это подтвердил и сам мастер.
В частности он говорит, что в 1955 году получил
приглашение от Управления лагерей для военнопленных изготовить названные
выше музы. Выбор на него пал не случайно. Дворец культуры в городе
Асбесте строили немецкие военнопленные. Поэтому требовался скульптор,
который прошел войну, знал обо всех ее ужасах не понаслышке. Расчет у
администрации лагерей был практическим - не должен скульптор, попавший в
закрытую зону, вступить в какие-либо контакты с военнопленными,
способными привести к попытке побега или диверсии.
Проявил инициативу в установлении авторства
Эрнста Неизвестного краевед Сергей Липачев, много лет занимающийся
вопросами пребывания на асбестовской земле немецких военнопленных. Он и
обратился с просьбой прояснить ситуацию к представителю Эрнста Неизвестного на Среднем Урале Михаилу Петрову. А тот, побывав в США, под запись получил ответы у мастера.
Между тем, еще почти 20 лет назад нашлись
очевидцы, помогавшие раскрыть завесу этой тайны. Тогда наша газета
опубликовала материал "Я работал с Эрнстом Неизвестным ("АР" №101 от 16
августа 1997 года). В редакцию обратился бывший модельщик Николай
Саранцев. В культурной жизни города он сыграл важную роль. Сам
изготавливал модели, а затем отливал из металла орден Славы и все буквы
на обелиске воинам-освободителям в Великой Отечественной войне. А еще
изготовил модель знамени на мемориальном памятнике на братской могиле.
Но главное, именно ему на несколько месяцев
довелось стать помощником Эрнста Неизвестного в изготовлении скульптур.
Были и другие помощники, но они уехали к этому времени из города.
В тот момент Николай Семенович учился при
строительном управлении № 1 на мастера по лепке. Скульптора, с которым
работал, запомнил на всю жизнь. Помощники, как вспоминал ветеран, делали
как бы болванку будущей скульптуры, а дальше под умелыми руками мастера
рождалась изящная рука музы или тонкострунная арфа.
В том же 1997 году газета "Аргументы и факты",
также активно занимавшаяся выяснением личности автора скульптур,
поблагодарила журналистов "Асбестовского рабочего" за оказанную помощь в
установке авторства. Этот номер газеты хранится в историческом музее.
Приятно, что сейчас отпали последние сомнения в
словах Николая Семеновича, который рассказал много подробностей о
технологии изготовления скульптур и твердо свидетельствовал как
очевидец, что они созданы рукой великого мастера.
Работники газеты будут рады видеть в редакции Николая Семеновича или его родных.
В. СИНЯВСКИЙ. Источник "Асбестовский рабочий"
|