Ассоциация «НЕДРА» вновь стала центром крупного
конфликта между производителями полезных ископаемых и скандально
известным оператором ГК «ТРАНССИБУРАЛ». После потери влияния на
областной минтранс, транспортный трейдер пытается вернуть себе влияние
на рынке путем активного внедрения в общественные организации. Очередным
бастионом для него стала Ассоциация «НЕДРА», члены уральского отделения
которой ранее открыто и жестко критиковали действия гендиректора
ТРАНССИБУРАЛа Сергея Мазуркевича. Предприниматель
принялся двигать своих приближенных во главу окружного отделения
ассоциации, но неожиданно наткнулся на соперника в лице компании с
миллиардными оборотами.
Пока противостояние в секторе железнодорожных
грузоперевозок продолжается. ТРАНССИБУРАЛ лоббирует назначение
руководителя уральского отделения Ассоциации «НЕДРА» одного из замов Сергея Мазуркевича Виктора Косинова.
В качестве альтернативы один из крупнейших производителей полезных
ископаемых в Свердловской области – ОАО «Ураласбест» – предложил
кандидатуру директора «НИИпроектасбест» Виктора Иванова.
«Виктор Иванов – это нейтральная кандидатура. Он не представляет интересы конкретного производителя», – отмечает в беседе с «Правдой УРФО» коммерческий директор ОАО «Ураласбест» Яков Ременник.
Как рассказал интернет-газете исполнительный директор Ассоциации «НЕДРА» Владимир Сергеев, члены правления организации определятся с выбором руководителя уральского отделения к пятнице, 3 августа.
Борьба за право влияния на ассоциацию началась в марте
2012 года. Отправной точкой послужила реакция федерального руководства
НЕДРА на выступления в СМИ представителей ее уральского отделения. Под
предлогом нарушения внутреннего устава председатель организации А. Журавлев требовал
от журналистов опровержения высказываний некоторых представителей
НЕДРА, обвинивших ТРАНССИБУРАЛ в попытках искусственного создания
дефицита подвижного состава на рынке перевозок грузов и завышении цен.
Грузоотправители из-за создавшейся ситуации несли серьезные убытки, а
при помощи ассоциации отстаивали свои позиции.
Компания Сергея Мазуркевича в свою очередь прибегала к поддержке экс-министра транспорта области Геннадия Маренкова, с подачи которого рассчитывала стать главным региональным перевозчиком.
«Федеральное руководство НЕДРА изменило позицию под
влиянием представителей ТРАНССИБУРАЛа. С этого времени уральское
отделение ассоциации начали покидать компании», – говорит источник «Правды УРФО», знакомый с положением дел в ассоциации.
Производители полезных ископаемых создали альтернативную
организацию – «Карьеры Урала». Одним из ее учредителей стал ОАО
«Ураласбест», но при этом сохранил членство в НЕДРА. Сейчас в «Карьеры
Урала» входят восемь крупных компаний – производители полезных
ископаемых. Еще два предприятия подали заявки на вступление, но
официально пока в число участников организации не включены. В частности
из НЕДРА в «Карьеры Урала» мигрировали ОАО «Первоуральское
рудоуправление», ОАО «Первоуральское рудоуправление», ООО Торговый дом
«Нерудоф» и др.
«Сейчас в НЕДРА остались, кроме «Ураласбеста», торговый
дом «Уралщебень», который не является производителем полезных
ископаемых. Остальные компании, по сути, представлены ТРАНССИБУРАЛом в
нескольких лицах: ООО «Инертные материалы», ООО «Билимбаевский каменный
карьер», ООО «Каменный карьер». Все они связаны с Мазуркевичем,
но говорить о том, что являются крупными участниками рынка нельзя. Они
пытаются добиться своего простым большинством голосов», – делится с «Правдой УРФО» акционер «Первоуральского рудоуправления», директор «Связьснабкомплекта» Виталий Федотов.
Несмотря на конфликт, горнодобывающие компании стремятся
сохранить влияние на НЕДРА по мнению участников рынка, уровень
возможностей крупной федеральной организации, хотя и в лице филиала,
пока им кажется выше.
«Карьеры Урала» высказывают желание войти в НЕДРА. Это
все-таки общероссийская ассоциация. Участие в ней в любом случае
предоставляет возможность для продвижения собственных интересов», –
заключает Яков Ременник.
Именно этими возможностями и пытается пользоваться оператор, чтобы вернуть свое влияние на рынок. Как рассказали «Правде УРФО» представители сразу нескольких горнодобывающих компаний, Сергей Мазуркевич выступает с идеей введения неких квот при распределении вагонов «в зависимости от промышленной нагрузки грузоотправителей».
«Такое предложение обсуждалось на совещании в столичном ЦФТО под председательством Колесникова Сергея Михайловича.
Было определено организовать общее собрание на территории Свердловского
ТЦФТО до конца каждого месяца, предшествующего месяцу распределения
вагонов. Принципы распределения «народных вагонов» должны быть
определены на общем собрании на территории Свердловского ТЦФТО, где
необходимо обсудить проблемы распределения вагонов непосредственно с
грузоотправителями-производителями», – сообщают «Правде УРФО» в официальных комментариях представители ТРАНССИБУРАЛа.
Грузоотправителей такая позиция, по меньшей мере, удивила.
Они категорически выступают против квот, равно как против возвращения к
ранее существовавшей схеме распределения вагонов через Первую и Вторую
грузовые компании.
«В течение 2012 года многие карьеры заключили прямые
договоры с железной дорогой. Вернуться к прежней схеме проблематично.
Самыми пострадавшими от нее оказались как раз «лесники» и «рудники».
С ТРАНССИБУРАЛом сам раньше не сталкивался. Бог миловал. Введение квот –
это не их дело. Насколько я знаю, деятельностью этой компании сейчас
очень интересуется транспортная прокуратура. Так что если в компании Мазуркевича хотят что-то менять, вводить квоты, пусть начнут с себя», – рассказал «Правде УРФО» директор компании «Щебень Полуночного» Владислав Черанёв.
«Сейчас вагонов в избытке. Их едва ли не насильно суют. Квоты – это абсолютный бред. Мазуркевич со
своими предложениями отстал на год. В услугах Мазуркевича уже никто не
нуждается и это его бесит. Вот он и пытается опять что-то
возглавить. Сейчас он активно сотрудничает с союзом стройиндустрии
области. От имени этой организации даже пришло письмо, где речь также
идет о квотах, а в конце послания рекомендуется рассмотреть ТРАНССИБУРАЛ
в качестве выгодного перевозчика», – добавляет Виталий Федотов.
Пытается усилить свое влияние оператор и в других отраслевых союзах. Так, Сергей Мазуркевич недавно
стал заместителем главы комитета по транспорту свердловского отделения
Союза промышленников и предпринимателей. Он заявляет о себе как о
председателе правления Союза малого и среднего бизнеса региона, а в
числе первоочередных задач ставит борьбу с коррупцией и
административными барьерами.
«Сергей Мазуркевич раньше успешно работал с Грединым (экс-премьер
правительства Свердловской области. – прим. ред.). Власть сменилась.
Идет передел рынка. Для нашего союза важно, что Сергей Мазуркевич входит в совет Союза промышленников и предпринимателей области во главе с Пумпянским. В
эту организацию входят более крупные предприятия, и нам нужны такие
связи», – объясняет причины выбора руководителя президент Союза малого и
среднего бизнеса региона Анатолий Филиппенков.
Филиппенков подтверждает, что знаком с претензиями предприятий и ФАС к трейдеру, но решения о кадровых перестановках в союзе – в отношении Сергея Мазуркевича –
готов рассматривать только после приговора суда. 8 августа управление
антимонопольной службы по Свердловской области рассмотрит ранее
отложенное дело с привлечением представителей РЖД, «Первой грузовой
компании», ООО «ТрансСиб-Урал» (входит в ГК «ТРАНССИБУРАЛ»). В
определении УФАС от 21 мая указано, что «ОАО «РЖД», заключая
соответствующие договоры, создавало своим контрагентам (ОАО «ПГК», ООО
«ТрансСиб-Урал») наиболее благоприятные условия для продвижения грузов,
перевозимых в их железнодорожном подвижном составе, чем создавал
дискриминационные условия для иных операторов железнодорожного
подвижного состава». Цены «ТрансСиб-Урала» при этом превышали
регулируемый тариф на 10–16 тысяч рублей за вагон.
Пока ФАС не приняла решений, способных серьезно снизить
авторитет оператора на рынке, ТРАНССИБУРАЛ, скорее всего, продолжит
распространять свое влияние на различного рода ассоциации, имеющие
влияние на региональное правительство
Источник: «Правда УРФО»