По-разному люди отмечают юбилейные даты и профессиональные праздники.Неординарно, с живинкой и фантазией к этому подходит Геннадий Николаевич Осинцев, которого на комбинате многие знают как человека с открытой душой и добрым сердцем.
В честь 50-летия своего горняцкого стажа в августе 2015 года он совершил восхождение на пик Энергия - 5105 метров над уровнем моря - в Фанских горах в Таджикистане. До Памира были еще Кавказские горы. А нынче в канун Дня строителя в группе альпинистов Почетный работник ОАО "Урапасбест" Г. Н. Осинцев поднялся на высшую точку Полярного Урала -гору Пайер - 1499 метров, которая находится на западном краю Уральских гор.
В качестве полпреда комбината, как Почетный гражданин города Асбеста вместе с товарищами Геннадий Николаевич водрузил на вершине российский триколор с надписью "ASBEST", чтобы и оппоненты хризотила из-за рубежа убедились: ветеранам асбестовой промышленности - по силам любые высоты. Очередное восхождение Г. Осинцев совершил на 70-м году своей насыщенной жизни.
На заслуженный отдых он ушел, отработав полвека машинистом экскаватора в асбестовом карьере, подготовив достойную смену. Но назвать Геннадия Осинцева пенсионером язык не поворачивается: всегда при делах, в движении, на колесах иномарки.
Вместе с супругой Людмилой Павловной своими руками обустроили на садовом участке райский уголок: у хозяйки -уникальная коллекция цветов, он создал максимум удобств и комфорта - скважина, банный комплекс, беседка. И всегда - хлебосольный стол для гостей, которые лишь редкий день здесь не бывают...
На вечном календаре (есть и такой сувенир) скрупулезно отмечается - кто когда приезжает за порцией оздоровительных процедур. Поражают жизнелюбие, неугомонность этой семейной пары. 25 августа чета Осинцевых отметила в теплом семейно-дружественном кругу сапфировую свадьбу - 45-летие совместной жизни. И всякий раз невольно заражаешься их энергией, положительными эмоциями.
Мудрая Людмила Павловна всегда поддерживает идеи главы семьи. И по поводу гор давно не перечит. Узнав об очередном походе, помогает закупить удобное обмундирование, грамотное снаряжение, как медработник со стажем комплектует аптечку. И ждет возвращение мужа.
На этот раз группа была сформирована из первого состава Асбестовского турклуба "Восхождение". Говорят, в 1980 году команда асбестовцев во главе с организатором клуба Виктором Жулевым уже поднималась на гору Пайер. Через 38 лет руководителем вызвался опытный Юрий Владимирович Мехонцев, работающий сейчас в Ростовской области.
Готовились в течение года -дистанционно, созванивались через Интернет, подбирали проверенных, выносливых людей. В команду из семи человек вошли рефтинцы, две женщины, три представителя комбината "Урал-асбест" - Геннадий Осинцев, Евгений Баруткин с ремонтно-машиностроительного завода, Анатолий Михеев из горного цеха рудоуправления. Осинцев был самым возрастным. Он и рассказал об удивительном путешествии.
Из Асбеста на двух машинах своим ходом, преодолев 1700 километров, за сутки они добрались до города Ухта Республики Коми. На поезде Москва-Лабытнанги доехали до станции Елецкая, где успешно высадились. До Воркуты, края романтики, - рукой подать, до горы Пайер по навигатору - 50 километров, откуда чуть-чуть - и Карское море - окраина Северного ледовитого океана. По плану до цели должны добраться за 2,5-3 суток.
Полярный день в разгар лета радовал солнечной погодой. Но передвигаться по болотистой тундре, по ковру из мха тяжело и сыро. Почва под ногами ходит ходуном, будто идешь по панцирной сетке. Безлесье, поэтому обрадовались, увидев карликовые березки, стелившиеся по земле. Много голубики, но ягоды еще не поспели. Из живности часто встречались куропатки, совсем редко чайки. Группа выдерживала скорость 3-4 километра в час.
Ночевали в трех палатках. После стоянок, наконец-то, начали "худеть" рюкзаки - у каждого за плечами по 20-25 килограммов. Костры жечь не из чего - воду из ручьев кипятили на газовых примусах.
На второй день погода стала портиться. А как раз вышли в район озер и рек. Выдалось испытание водной стихией. Поначалу перед заходом в реку раздевались. Но во время дождя уже шли вброд по колено. В одну и ту же реку на разных поворотах приходилось входить и дважды, и трижды. Промокли до нитки. Но в экстремальных условиях никто не заболел - такая вот закалка.
Утром третьих суток кое-как выбрались из палаток, занесенных августовским снегом. Группа уже стояла на перевале, метрах в восьмистах от вершины. Но гора была закрыта - густой туман, облака. Пасмурная дождливая погода не благоволила восхождению.
И все же руководитель принимает решение: идти на разведку всем вместе. На всякий случай взяли с собой все, что может понадобиться на вершине.
Очень скоро палаточный лагерь, спрятавшийся за ветрозащитной стенкой, скрывается из вида. Когда преодолели треть пути, открылась вершина. Но никто не знал, в каком направлении двигаться. И вдруг увидели кем-то брошенную, будто подсказку, пальчиковую батарейку - значит, движемся в правильном направлении.
Между тем склон Пайера превратился в острый скалистый гребень, по которому лезть опасно -скользкие от дождя камни, плиты, обрывающиеся в бездну. В асбестовом карьере - тоже причудливые картины. Но здесь вовсе неземной, завораживающий пейзаж: огромные глыбы навалены темными кучами и похожи на разбившиеся космические корабли. Передвигались осторожно, цепочкой, по 5-6 метров. Подъем продолжался восемь часов.
Взобравшись на плоскую платообразную вершину, не сразу поняли, что на самом верху Полярного Урала. Хорошо, что кто-то заметил занесенную снегом табличку: гора Пайер, 1499 метров. На плоской поверхности некуда спрятаться от непогоды. Морось, сильный ветер. С Геннадия Николаевича даже сдуло бейсболку. Из-под куртки он достал приготовленный флаг. Полотнище вырывалось из рук. Но все вместе растянули и удержали триколор с родной надписью. Сфотографировались.
Обследовав вершину, нашли записку от прежней группы: "Воркута. 2016 г.". Рядом оставили свою - со списком путешественников из Асбеста.
Как обычно, обратная дорога бывает короче. Но по тундре шли тяжело. За все время лишь однажды встретили семейную пару хантов-оленеводов, которые пешком добирались до стойбища. Пообщались, они рассказали, что нередко путь в одну сторону - до восьмидесяти километров. Двое-трое суток - в пути, полмесяца на вахте - пасти оленей. Вот такие жесткие условия диктует бескрайний российский Север.
Лишь на станции Елецкая обсохли, отогрелись. И за горячим чаем обсудили итоги: восхождение благополучное, было трудно, но интересно и очень красиво. Решили создать из фотоматериалов слайд-фильм - для отчета и на память.
... День строителя Геннадий Николаевич встречал уже в кругу коллег в горном цехе рудоуправления. Еще уставший от похода лишь вкратце он рассказал товарищам о своем своеобразном подарке к профессиональному празднику. Кто-то, естественно, удивился, иные махнули рукой на безнадежного романтика. А он радовался, что в первую очередь самому себе доказал - есть порох в пороховницах. Тем, кто не был в горах, трудно понять, что лучше гор могут быть только горы и, конечно, родной карьер с крутыми уступами судьбы.
Напоследок Геннадий Николаевич подытожил: без гор, которые зацепили, без увлекательных путешествий по легендарным маршрутам он не мыслит жизни. И дружба, проверенная высотой, когда на вершине ветер сдувает с ног, а ты чувствуешь надежное плечо друга, обогащает новой, неиссякаемой энергией.
Л. Сиялова, член Союза журналистов России, "Уральский хризотил"
|