Веками музыка была, есть и будет той объединяющей силой, которая
способна заставить человека отвлечься от будничной серости, заглянуть в
себя, осмотреться вокруг. Какую музыку предпочитают сегодняшние
слушатели, от чего зависит настроение зала и для кого современные авторы
пишут свои произведения? Об этом и многом другом ИА "Атмосфера" в Международный день музыки рассказал
один из самых удивительных композиторов современности, основатель,
художественный руководитель и дирижер ансамбля "Галерея актуальной
музыки", один из инициаторов и кураторов фестиваля актуальной музыки
"Другое пространство" Олег Пайбердин.
– Олег Вячеславович, Вы являетесь ярким представителем
довольно необычного музыкального направления – авангардного, яркого,
непривычного. Как реагируют на Вашу музыку слушатели?
– Я не отношу себя к авангардному течению. Мы играем не авангардную,
скорее актуальную музыку, которая не несет на себе отпечатка
профессионального мнения критиков, музыковедов. Она новая, неизвестная, и
слушатель реагирует на нее напрямую, не опираясь на чью-то оценку. Это
ее главное достоинство – формирование собственного мнения слушателя.
Мне кажется, нам всем сегодня не хватает собственного мнения, которое
нужно отстаивать, даже если оно в чем-то не совпадает с общепринятым.
Когда мы экспериментируем, порой мы даже не знаем, каков будет
конечный результат этого эксперимента – и это очень значимо и ценно для
нового, свежего взгляда на привычные вещи. А авангард – это все-таки
больше исторический термин, и он имеет четкую привязку к послевоенной
Европе. Сейчас это переосмысление музыкальных средств, накопленных за
этот период.
– Скажите, есть ли разница, на какой площадке исполнять актуальную музыку, атмосфера важна?
– Конечно, есть. Мне кажется, что выступать на площадках, которые
созданы только для концертов, – это слишком шаблонно. Иногда этого мало.
Необходимо, чтобы публика чувствовала себя более свободно, чтобы было
некоторое концертное действие, не ограничивающее слушателя регламентом
концертного зала.
Нам нравится выступать в музеях, там музыка звучит совершенно
по-другому. Там сама обстановка располагает к иному слушанию и
восприятию. Очень важно, как оформлено пространство, какое настроение
несет в себе обстановка. Это действительно нужно – играть не только в
залах, но и в музеях, храмах, на заводах, в банках, если хотите, на
открытых площадках.
– То есть эксперимент важен во всем?
– Сейчас экспериментируют не столько с содержанием, сколько с подачей
музыкального материала, стремясь изменить восприятие музыки, придать ей
особый смысл. Современные академические площадки "охлаждают" отношение
слушателей своей подчеркнутой академичностью. А ведь они приходят на
концерт не только ради самой музыки, но и за атмосферой, которую создает
музыкальное событие. Точнее сказать, в понятие музыки входит не только
непосредственно музыкальный текст, интерпретируемый исполнителем, но и
место, среда, пространство, в котором звучит произведение. Произведение
включает в себя все составляющие: авторский текст, его интерпретацию,
место исполнения, воспринимающую публику.
– А как Вы относитесь к классике? Действительно ли классиком через некоторое время может стать любой?
– Скорее да, чем нет, но далеко не все через некоторое время
становится классикой. Только то, что выносится на суд публики. Есть
много музыки "неполучившейся", которая так и не нашла слушателя. Момент
устаревания музыки предугадать невозможно. На людей воздействует магия
имен, они формируют отношение к произведениям. Но время проходит, и
магия среды растворяется. Остается произведение, созданное по
определенным законам, но в новой среде – эдакая концепция будущего. И мы
не можем предугадать, как слушатель отзовется на очередной эксперимент.
Некоторые произведения действительно ждут, когда их откроют. Проходит
время, и кто-то интересный, живой, новый начинает видеть их по-новому.
Сегодня очень много подделок, однодневок, даже в академической
музыке. Они пишутся за очень короткое время и исполняются, как правило,
один раз. Редкие произведения неизменно переходят из одной программы в
другую.
– А что нужно вашему слушателю, что ему нравится, какие тенденции сейчас главенствуют?
– Сейчас много течений. Любая музыка невольно находит своего
слушателя. Особенно это заметно в столице. Там очень богатая программа,
искушенным слушателям есть из чего выбрать, и выбор этот почти всегда
осознанный. И чем меньше известных составляющих, тем специфичнее
слушатель. Он приходит на что-то неизвестное специально. А кому-то,
напротив, нужны имена, знакомые названия, определенные площадки…
– Вы много выступаете не только в России, но и за рубежом
– там и здесь слушатели отличаются друг от друга? Где более
раскрепощенное восприятие? – Это преувеличение, что на Западе более искушенная публика. Она
просто давно приучена к определенной подаче музыки, к концертам, живому
исполнению. У них есть определенная традиция. А что касается того, что
они больше знают или понимают, – это неправда, там такие же люди, как и
мы. Там на актуальную современную музыку ходят немногие, так же как и
везде. Если классическую музыку слушает в мире 1,5-2%, то нашу музыку
слушают и того меньше – не более половины процента. Но они дорогого
стоят.
Но на самом деле все хорошо. Я не переживаю, что нас слушают не
стадионы, а 100-200 человек, пришедших в какой-нибудь концертный зал или
музей. Зато с ними можно пообщаться, понять, чем они живут, чем дышат,
что любят. Они сами формируют среду для развития актуальных направлений
искусства. Для нас это очень важно.
Справка: Олег Вячеславович Пайбердин родился 13
декабря 1971 года на Алтае. Детство и юность провел в городе Каратау
(Казахстан). Окончил Асбестовское музыкальное училище и Уральскую
государственную консерваторию имени Мусоргского в Екатеринбурге. Член
Союза композиторов России с 1997 года. Лауреат III Международного
конкурса по композиции имени Сергея Прокофьева (Москва –
Санкт-Петербург, 1999).
Один из основателей и руководителей екатеринбургской мастерской новой
музыки Autograph, преподавал на кафедре композиции и инструментовки
Уральской государственной консерватории. С 2005 года живет в Москве и
работает в Московской государственной академической филармонии.
Основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля "Галерея
актуальной музыки".
Источник: asfera.info |