Корреспондент городского издания проверил магазины по пути домой.
С 1 июля вступили в силу новые правила раскладки молочных и других молокосодержащих продуктов в магазинах. Суть изменений в том, что товары без заменителей молочного жира должны теперь размещаться на отдельных полках, чтобы покупатели не перепутали их с другими продуктами.
В чем суть?
- Постановлением правительства Российской Федерации от 28 января 2019 года №50 в Ц| Правила продажи отдельных видов товаров внесены изменения, согласно которым их дополнили пунктом 331 следующего содержания:
"В торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить их от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью: "Продукты без заменителя молочного жира", - прокомментировала начальник Асбестовского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Елена БРАГИНА.
Делается это в первую очередь для удобства покупателей. При такой раскладке товаров практически исключается возможность ошибочной покупки. Каждый клиент магазина сможет сам сделать выбор, какой продукт ему приобрести - с молочным жиром или его заменителем. До этого совместное расположение товаров на полках оставляло возможность вводить покупателей в заблуждение, указывая истинное наименование товаров мелким или нечитаемым шрифтом на задней части упаковок.
Между тем, право покупателей получать полную информацию о товаре в наглядном и доступном виде закреплено в Федеральном законе "О защите прав потребителей".
Что в реальности?
Новое расположение товаров на полках введено с 1 июля 2019 года. Однако выявлено несколько торговых точек, где не было предпринято каких бы то ни было действий для того, чтобы хотя бы минимально соблюсти новые требования.
В крупных торговых сетях, представленных в Асбесте на ценниках появились аббревиатуры "БЗМЖ" и "СЗМЖ". Причем, стоять они могут на одной полке, зачастую - рядом друг с другом. Отдельные полки мы увидели только в двух магазинах, в которых побывали. И то, это, скорее, не специальные полки, а таблички развешаны рядом с группами товаров, где выложена молочка, только без заменителей молочного жира.
- Хорошо, конечно, что на ценниках появилась маркировка. Но уж больно мелко - с моим зрением не разобрать. Цену-то не всегда удается рассмотреть, - сетует пенсионерка Людмила Тумашова. - Вот если бы были отдельные полки - это я понимаю. Там уж точно не ошибешься!
- Стараюсь брать только натуральные продукты. Пальмовое масло, добавки всякие меня не устраивают, - присоединяется к разговору молодая мама с коляской. - Пусть такая молочная продукция дороже будет, зато полезнее. Тоже считаю, что для них должны появиться свои полки в магазинах.
Что печально, в ходе редакционного рейда мы нашли несколько торговых точек, где на нововведения в законодательстве никак не отреагировали. Так, мы посетили четыре магазина двух местных торговых сетей. Несмотря на то, что руководство одной из них утверждает, что все рекомендации Министерства промышленности и торговли РФ выполнены, в двух из трех магазинов выкладка и ценники остались неизменными. В третьем - на полках появились таблички «Продукция без заменителей молочного жира». На ценниках - уточнений нет.
Что касается магазинов региональной торговой сети, нужные аббревиатуры появились не на всех ценниках. Причем рядом могут стоять два одинаковых продукта, но под одним на ценнике указано "БЗМЖ", а на другом нет никакой информации. Что это - невнимательность или еще не успели заменить ценники?
И совсем все печально в мелких торговых точках, отделах с молочкой. Складывается впечатление, что здесь об изменениях даже не слышали. Хочется верить, что торговые точки встанут на путь исправления и все же будут соблюдать правила.
- Почему это происходит? Можно предположить несколько причин. Первая - это именно незначительность штрафа и негибкость самих торговых сетей. Максимальный штраф составляет тридцать тысяч рублей. Ведь выделение полок - затрата трудоресурсов, смена алгоритма выкладки товара, в отдельных случаях - перепланировка в самом магазине. Это физически не всегда возможно, поскольку новые технологии в постановке самих процессов сетями практически не используются, сокращение издержек происходит по пути оптимизации сотрудников (на кассах очереди стоят, что уж говорить про эффективное функционирование складом, ведение номенклатуры и так далее), поэтому в некоторых случаях дешевле заплатить штраф и не спеша приводить процедуры продаж в соответствии с законом, - считает сопредседатель Союза потребителей "Рос-контроль" Александр БОРИСОВ. - Вторая причина - это наиболее высокая маржинальность при продаже разного рода продуктов с заменителями, когда потребитель не всегда видит состав, а покупает продукт по стоимости, сопредельной со стоимостью натурального продукта. Обвинить торговые сети в умысле трудно, но подозрения такие есть.
Кстати
Входим в ТОП-10 регионов по производству молока
По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, по итогам первого полугодия 2019 года Свердловская область занимает лидирующие позиции по среднесуточному надою молока и объемам реализации молока.
Е. Лобова,
"Асбестовский рабочий"
|