Старая угольная технология на Рефтинской ГРЭС становится чистой. В перспективе — максимальное применение золошлаковых отходов
«Энел
Россия» (ПАО, входит в Группу Enel) запустила первую в России систему
сухого золошлакоудаления на самой крупной угольной электростанции в
стране — Рефтинской ГРЭС (мощность 3800 МВт: шесть энергоблоков по 300
МВт, четыре — по 500 МВт; тепловая мощность — 350 Гкал/ч). Это очередной
этап повышения экологических стандартов реализуемого здесь масштабного
проекта модернизации энергоактивов, в который собственники-итальянцы
инвестировали более 12,5 млрд рублей.
Напомним,
Рефтинская ГРЭС в качестве основного топлива для выработки электрической
и тепловой энергии использует высокозольный экибастузский уголь.
Станция обеспечивает электроснабжение потребителей Уральского региона с
выдачей мощности в ОЭС России. Здесь вырабатывается до 40% общего
объема потребляемой электроэнергии Свердловской областью. Генеральный
директор компании «Энел Россия» Карло Палашано Вилламанья считает, что
экопроект демонстрирует внедрение принципов устойчивого развития в
бизнес-модель и корпоративную стратегию компании.
Проект
иностранных инвесторов осуществлен в рамках соглашения о сотрудничестве в
области охраны окружающей среды, подписанного «Энел Россия» с
правительством Свердловской области в 2011 году.
В
этом году компания завершила еще один масштабный технический экопроект
перевооружения: на трех из десяти энергоблоков Рефтинской ГРЭС
(четвертом и пятом мощностью по 300 МВт, а также седьмом мощностью 500
МВт) вместо электростатических фильтров установили современные рукавные с
эффективностью 99,9%. Теперь 40 тыс. тонн золы в год при максимальной
нагрузке электростанции не будут выбрасываться в атмосферу. В ходе
технического перевооружения энергоблоков, опять же впервые в России,
использован ряд новых технологий. Так, для обеспечения оптимальных
режимов очистки дымовых газов на каждом энергоблоке 300 МВт установили
по 14,6 тыс. золоулавливающих рукавов, а на энергоблоке 500 МВт — 16,8
тысячи. На пятом блоке в рамках модернизационных работ поставили
низкоэмиссионные горелки, позволяющие сократить выбросы оксидов азота.
Помимо улучшения экологических показателей энергоблоков, модернизация
повысила надежность и эффективность работы оборудования, снизила расход
топлива, отметил директор Рефтинской ГРЭС Олег Косменюк.
Сухой путь
Итак,
традиционный гидравлический способ удаления золошлаковых отходов,
действовавший здесь, заменен новым, «сухим». Вместо гигантского
золоотвала (ямины с мокрыми отходами грязной угольной технологии, за
минусы которой Рефтинской всегда доставалось по полной от экологов и
населения) — зеленые лужайки. Даже внешне с высоты птичьего полета
инфраструктура ГРЭС выглядит теперь красиво. «Черная территория»
обретает иные краски.
Сначала зола
из бункеров газоочистных установок сжатым воздухом по золопроводам
транспортируется в две большие емкости — на силосные склады, каждый
объемом 20 тыс. кубометров.
В них можно
разместить 28 тыс. тонн золы, отсюда отправлять ее потребителям. К
складам подведены железнодорожные пути, что позволяет отгружать золу не
только автомобильным, но и железнодорожным транспортом. Масштабы
впечатляют: одновременно под загрузку можно ставить четыре автоцистерны и
шесть (а в перспективе —12) железнодорожных вагонов. Ранее на
Рефтинской ГРЭС предприятиям строительной отрасли ежегодно уходило не
более 200 тыс. тонн сухой золы, теперь — до 320 тыс. тонн. Потенциально,
по проекту, система позволит отгружать промышленным потребителям всю
золу, производимую на электростанции, а это 5 млн тонн в год.
Невостребованный
объем золы складируется на золоотвале, а попадает он туда следующим
образом: предварительно увлажненная зола подается из силосов на
труболенточный конвейер — свернутую в трубу резино-тросовую ленту
протяженностью 4,5 км, по которой зола транспортируется на место
хранения в закрытом виде. Огромный агрегат-отвалообразователь, похожий
на большой экскаватор, слоями укладывает золу — формирует зольный
штабель. Для предотвращения пыления отсыпанный штабель с помощью
бульдозеров и катков послойно разравнивают и утрамбовывают, затем на его
поверхность наносят слой суглинка и производят гидропосев трав.
Технология
увеличит объемы промышленной утилизации золы, образующейся в качестве
побочного продукта деятельности угольной электростанции. Внедрение
системы позволит существенно снизить потребление воды для складирования
золы, продолжать использовать существующий золоотвал № 2 Рефтинской ГРЭС
в течение следующих 35 лет и сохранить сотни гектаров леса от вырубки.
Зола — не пепел
Запуск новой
системы на Рефтинской ГРЭС не только решает экологические проблемы, но и
делает актуальным вопрос расширения сферы применения золошлаковых
отходов.
Современные
технологии позволяют широко использовать сухую золу для изготовления
бетона, растворов, кирпича, керамической массы, вполне экологичных и не
уступающих другим видам стройматериалов. Она может применяться в
качестве тонкодисперсной минеральной добавки как в бетонные смеси,
растворы в заводской технологии изготовления железобетонных конструкций
общестроительного направления, так и при монолитном бетонировании. Зола в
бетонных и строительных смесях повышает их сохранность, снижает
водоотделение и расслоение. Введение 60% золы в состав цементной сухой
смеси позволяет выпускать специальные сухие строительные смеси. В
сочетании с керамзитовой глиной она может быть использована для
получения глинозольного керамзита. Перспективное направление —
использование золы в производстве керамического и силикатного кирпича.
Планируется продолжить проверку в экспериментальных условиях пригодности
золы для получения минеральной ваты и пеностекла.
На Урале есть
примеры строительства коммерческого жилья, материалы для которого на
80% состоят из рефтинской золы. Построено два опытных участка дороги
протяженностью по 500 метров. Исследования показали: применение золы в
составе золоминеральных смесей для устройства слоев оснований дорожного
покрытия может стать основой ресурсосберегающей технологии,
обеспечивающей значительную экономию финансов. В частности, прямые
затраты на производство строительно-монтажных работ снижаются на 5,5%.
Подведем
итог: экологический эффект и экономический потенциал от реализации
мероприятий по комплексной переработке золошлаковых материалов
выражается в сокращении объемов складирования золы, снижении влияния
Рефтинской ГРЭС на окружающую среду, использовании золы в качестве
вторичных ресурсов.
Это хорошо,
но мало. Зеленые газоны смотрятся, конечно, лучше, чем золошлаковые
полигоны. Однако пора уже научиться превращать золу в деньги.
Сегодня в
России действует 179 теплоэлектростанций на угольном топливе.
Золошлаковые отвалы на многих переполнены. По данным Агентства по
прогнозированию балансов в электроэнергетике, утилизируется и
используется только 10% отходов. Для сравнения: в Германии
золошлакоотвалы в принципе запрещены, там и в Дании применение
золошлаков в производстве строительных материалов достигло практически
100%, в США, Великобритании, Польше, Китае их используют на 50 — 70%.
Удельные
затраты на эксплуатацию золошлакоотвала, экологические платежи,
инвестиционные расходы составляют до 7% себестоимости производства
энергии на угольной станции, стоимость строительства нового
золошлакоотвала достигает нескольких миллиардов рублей. Все это
включается в тариф и оплачивается конечным потребителем, потому
генерирующим компаниям зачастую невыгодно вкладывать деньги в расширение
использования золошлакоотвалов. Чтобы изменить ситуацию, нужна в первую
очередь законодательная база, стимулирующая максимальное применение
золошлаковых отходов в промышленности. Но это уже отдельная тема.
Людмила Колбина Источник: expert.ru |