Экс-лидер легендарной «Агаты Кристи» - о Ходорковском и Путине, православии, нацизме и своем отношении к малой Родине
Совсем скоро, в понедельник, 13 января, в Екатеринбурге откроется традиционный рок-фестиваль «Старый Новый Рок». На этот раз на его сцене выступят сразу несколько крупных «политизированных» хедлайнеров — The Matrixx Глеба Самойлова, сольный проект его брата Вадима, группа «Рабфак». Наш земляк, в прошлом солист «Агаты Кристи» Глеб Самойлов - один из немногих бунтарей-нонконформистов на современной российской рок-сцене. Стоявший у истоков «русского рока», он не только в песнях, но и на деле отстаивает принцип «не стоит прогибаться под изменчивый мир».
«Ходорковского трудно назвать оппозиционером»
- Глеб, вы так или иначе относите себя к оппозиции правящему режиму. Как, на ваш взгляд, развивается ситуация во взаимоотношениях власти и ее оппонентов?
- 2013-й год лично мне в политическом плане принес только разочарование. В 2012-м, 12 июня, на «Марш миллионов» вышли порядка 200 тыс. человек. Но власть, на мой взгляд, придумала идеальный ход: она вообще никак не отреагировала. Это, по всей видимости, повлияло на то, что народ за год разочаровался в митинговом движении, поэтому в 2013 году в этом шествии участвовали всего 8 тысяч. Народу стало ясно, что сколько бы его ни пришло и что бы он ни требовал, власть его просто, я извиняюсь, на кое-чем вертела. Поэтому, по сути, это движение стало бесполезным. Это для меня главное огорчение. Тем не менее некоторые акции все равно продолжаются. Например, я пару раз принимал участие в пикете у приемной президента. Второй раз был пикет перед пресс-конференцией нашего всенародно избранного. Разумеется, мы все попали в ментовку, но потом нас выпустили. То есть какое-то протестное движение остается, но нужны новые способы борьбы. Потому что сколько бы нас ни пришло, на них это уже не действует. Они выбрали тактику: не замечать.
"Амнистия со стороны Путина и его режима - это просто подачка. За его спиной продолжает твориться беззаконие"
- В конце прошлого года Владимир Путин амнистировал ряд политзаключенных. Разве это не повод для оптимизма?
- Всего по «Болотному делу» на свободу выйдут только 9 человек. Разве можно эту амнистию рассматривать серьезно? Это просто показной жест. По делу Болотной площади остаются еще 30 человек. И Сергею Удальцову, лидеру «Левого Фронта», грозит серьезный срок – 10 лет. Те, кого режим считает для себя реальной угрозой, по-прежнему остаются за решеткой.
- Кто из амнистированных вам близок по духу? МБХ близок? Раньше вы не раз говорили, что буржуи – ваши враги.
- В данном случае это не важно. Я рад за всех, кто вышел на свободу. Я хочу сказать другое: что со стороны Путина и его режима это просто подачка, милость со стороны царя-батюшки. А за его спиной продолжает твориться беззаконие.
- Вы видите в МБХ потенциал лидера оппозиции?
- Лично с ним не знаком. И не уверен, что он способен изменить в этой стране что-то в лучшую сторону. Мои симпатии находятся все-таки не на стороне либералов, а на стороне людей действия, пусть даже их кто-то называет радикалами. Мне даже не так уж важно, какой идеологии они придерживаются, левой или правой. Главное, что они готовы действовать. Я в большей степени симпатизирую не таким, как МБХ, а Сергею Удальцову. Да и вообще Ходорковского трудно назвать оппозиционером. Не совсем понимаю тех, кто связывает его с нашим протестным движением. Я не видел с его стороны каких-то реальных шагов или действий.
«Пора разделить веру и РПЦ»
- 2013 год отметился большим количеством охранительно-запретительных законов. Может, для таких, как вы, людей творчества это к лучшему? Говорят, чем душнее атмосфера в обществе, тем гениальнее произведения. «Мастер и Маргарита» не на Западе же был написан.
- Понимаю, о чем вы говорите, но если честно, для этой власти я не такая уж большая фигура, чтобы меня как-то преследовать или зажимать. Хотя каждую из этих поправок воспринимаю в свой адрес. Конечно, у нас есть проблемы с радиостанциями. Но это, на мой взгляд, связано не с политикой, а с тем, что музыка The Matrixx не соотносится с понятием «русский рок», а тексты действительно провокационные и неудобоваримые для модных радиостанций. Я к «русскому року» вообще имею слабое отношение. Да и, собственно, «Агата Кристи» никогда не была классическим «русским роком», мы экспериментировали с электроникой, нас называли попсой. А уж The Matrixx и вовсе не вписывается в понятие «русский рок». Поэтому если «русскому року» в классическом понимании на радиостанциях, типа «Нашего радио», еще есть какое-то прибежище, то такие, как мы, оказываемся за бортом, мы не вписываемся в их репертуар. Мы пришлись не ко двору, оказались не в том месте и не в то время, но будущее нас рассудит.
"Надеюсь, до гражданской войны не дойдет"
- Инициаторами консервативных законопроектов выступают поборники «традиционных ценностей». Вы сами в свое время в интервью газете «Завтра» обозначили православие как скрепляющую идейную силу нашего общества. А в прошлом году депутат Мизулина предложила внести поправку в Конституцию об особой роли православия в нашей стране. Испытываете гордость, что начали двигать эту тему до того, как она стала мейнстримом?
- Да, такое было. Но очень давно. И сейчас я бы такого уже не сказал. В нашей стране православие ассоциируется с РПЦ, а у меня к этой организации очень много вопросов. И когда арестовали и судили Pussy Riot, я подписывал письма в их поддержку и давал благотворительные концерты. И с нами тогда выступал даже православный Шевчук, лидер группы ДДТ. Для себя я давно решил, что пора разделить веру и РПЦ.
- То есть сегодня вы не подержали бы таких деятелей, как Мизулина или Милонов? Хотя, по сути, они говорят то же, к чему в конце 90-х призывала патриотическая оппозиция, к которой вы имеете некоторое отношение.
- Да, вряд ли. Все это, к сожалению, превращается в фарс. Я с давних времен поддерживал отношения с РПЦ, с газетой «Завтра», которая сегодня выбрала пропутинский путь. Да и сегодня с рядом журналистов редакции этой газеты я остаюсь в хороших, дружеских отношениях. И иногда «Завтра» печатает интервью со мной, причем без всяких купюр, даже если я говорю что-то такое, что не соответствует генеральной линии редакции. Но сегодня мы, так или иначе, оказались по разные стороны баррикад. Надеюсь, что до гражданской войны дело не дойдет.
- А вы сами в бога верите?
- У меня по жизни сложные отношения с высшими силами. В официальных институтах, заведующих верой, я, как, наверное, уже стало понятно, разочаровался. Но в самой вере – нет. Однако периодически возникают ощущения, что либо там, на небесах, нет никого, либо эта сила к нам враждебна. Хотя все-таки хочется верить, что, может быть, хорошие люди найдут свой покой где-то там. Потому что в этой жизни все происходит наоборот: хорошие люди страдают и погибают, а то, чему, согласно поговорке, положено плавать и не тонуть, чувствует себя хорошо.
- Последний альбом группы The Matrixx снова насквозь политизирован и наполнен критическим отношением к нашей реальности. В этом альбоме вы попираете самые «духовные скрепы». Речь о песне «Живые и мертвые», которая излагает отличный от официального взгляд на события Второй мировой. Откуда такое отношение?
- У меня большой круг друзей, достаточно хорошо осведомленных в этой теме. И не думаю, что те ощущения, которые передает песня «Живые и мертвые», могут являться пересмотром итогов Второй мировой войны. На мой взгляд, то, что в ней изложено, совершенно исторически справедливо. Я не считаю победу Сталина над Гитлером победой сил добра над силами зла, рая над адом и так далее. Я не смешиваю память о наших погибших предках с борьбой Гитлера против Сталина.
"Я не считаю победу Сталина над Гитлером победой сил добра над силами зла"
- Да, но наше правосудие, судя по многочисленным делам об «экстремизме», любит все притягивать за уши. В ушедшем году депутат Яровая и сенатор Добрынин предложили законопроекты, которые бы усилили борьбу против «реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников». Так что исполнение таких песен может оказаться хождением по лезвию бритвы.
- А я разве кого-то реабилитирую или героизирую? Или подвергаю сомнению итоги войны, предлагая вернуть Германии границы периода 1939 года? Песня «Живые и мертвые» вообще поется от лица дьявола, вот сами послушайте:
Срывая флаг Германии,
Германии, Германии,
Вали ее, вали ее,
Вали, вали, вали.
Россия и Германия
За Гитлера, за Сталина.
Какая черту разница?
Вы все мои, мои…
Эта песня как раз полна сочувствия к обычным солдатам как с той, так и с другой стороны:
И возвращались зольдат
К разрушенным, убогим
Домам из лагерей
Расстрелянных семей.
И может быть, у многих
Вопросы возникали:
За что мы воевали?
За тыловых (слово на букву «б», запрещенное Роскомнадзором – ред.)!
- И все равно в ваших образах, имидже так или иначе прослеживается некая симпатия к Третьему рейху. Достаточно взглянуть на логотип The Matrixx. Да и в молодости у вас был сольный альбом «Маленький Фриц», в котором война показана глазами обычного немецкого солдата.
- Понимаете, нужно различать идеологию и эстетику. Речь не о Третьем рейхе, а о той эпохе в целом. Да, я иногда выхожу на улицу в кожаной куртке и надеваю с одной стороны значок с красной звездой, а с другой — какую-нибудь нацистскую атрибутику. Этим я пытаюсь снести людям башку, чтобы они начали о чем-то думать.
- О чем?
- О том, что нас всех разделили по разным лагерям: левые, правые, фашисты, коммунисты, либералы, консерваторы… И пока они делят ресурсы страны, мы друг на друга нападем. Есть такой неофашист Пьерлуиджи Конкутелли, в 70-х он был лидером ультраправых боевиков и получил в итоге несколько пожизненных сроков — за убийство прокурора, похищение банкира и многочисленные боевые акции против ультралевых. Так вот, в своей книге воспоминаний он пишет, что его главная ошибка —вражда с коммунистами. По его словам, если бы в свое время «чернорубашечники» и «Красные бригады» объединились против буржуазного государства, то все в Италии могло сложиться иначе. Но они истребляли друг друга. Уже в тюрьме он встретил одного из лидеров «Красных бригад». Когда оба были на свободе, то несколько раз пытались друг друга убить. А за колючей проволокой они, не сговариваясь, обнялись и похлопали друг друга по плечам.
Было такое издательство «Ультра-Культура». Возглавлял его наш земляк, ныне покойный Илья Кормильцев. Так вот, лозунгом этого издательства была фраза «Все, что ты знаешь, — ложь». Я на все 100% с этим согласен. Это касается не только Второй мировой, но и вообще всего, вплоть до устройства мироздания.
- Ну да, такое уже было в новейшей политической истории России. Объединиться ультралевых и ультраправых призывали Лимонов и его НБП, при этом они тоже пытались «снести башню» обывателю, используя в своей символике элементы СССР и Третьего рейха. Но все это давно запретили, а их идеолог Александр Дугин сегодня работает на режим. А кто, на ваш взгляд, мог бы занять нишу, из которой выперли НБП?
- В какой-то мере место НБП занял «Левый фронт» Удальцова. И, как я уже сказал, я ему симпатизирую и вижу в нем потенциал не просто оппозиционера, а человека действия. Он сегодня также сидит, как в свое время сидел Лимонов.
- Но большинство-то с удовольствием поддержит запреты на «фашистскую» символику. Причем под «фашистской» будут подразумевать все подряд — даже Ганешу и Будду со свастиками на ладонях и груди.
- Давайте тогда запретим фильм «17 мгновений весны», нацисты там тоже показаны привлекательно с точки зрения эстетики. Да и потом, если так рассуждать, то признаки «нацизма» можно откопать и в дизайне немецкого автопрома, который так любят наши чиновники и депутаты. А знаменитый автомат «Калашникова» подозрительно напоминает немецкий автомат StG44 Хуго Шмайссера. Я пытаюсь объяснить, что это всего лишь протестное искусство, которое содержит эстетику, дизайн, аллюзии, которые, может быть, не всем приятны, но это не пропаганда идеологии. Зачем путать эти вещи?
«Мне абсолютно фиолетова эта Олимпиада»
- Скажите, почему один альбом TheMatrixx депрессивнее другого? Люди вокруг вроде радуются. Одни, например, тому, что олимпийские факелы шествуют по стране, другие – тому, что они тухнут. Вас это вообще никак не касается?
- Мне абсолютно фиолетова эта Олимпиада. Я вообще не слежу за спортом. А что касается Сочи, то печально, что столько денег разворовано. И уже никто никогда не узнает, сколько именно. Хотя, возможно, когда-то и будут возбуждены уголовные дела. Олимпиада — это имиджевое мероприятие для Путина и его друзей, а нашей стране нужны полезные дела для нашего народа. А что вместо этого? Какая Олимпиада, если перед самым Новым годом спецслужбы проворонили два теракта!
"Какая Олимпиада, если перед самым Новым годом спецслужбы проворонили два теракта!"
- Кстати, что вы думаете по поводу необычного новогоднего обращения президента?
- У меня самого в последнем альбоме есть песня, которая так и называется – «Новогоднее обращение». В ней я уже все сказал про Новый год:
«Сколько ты стоишь? Не стоит врать,
Что нельзя купить и нельзя продать.
Что ты там говоришь о любви
И говоришь о борьбе, нужно только тебе.
Ни ты и ни одна свинья
Не ненавидели
Меня, как я всех вас,
Как я себя.
Горят на елочке огни,
Такие добрые
Они, что я подохну, сдохну от любви».
Этот праздник для меня уже давно ничего не значит. Единственное, что мне нравится, так это смотреть на мигающую ёлочку.
- Остались ли какие-то ностальгические чувства к Уралу, Екатеринбургу, родному Асбесту?
- Я прожил в Москве уже гораздо больше, чем в Екатеринбурге и Асбесте. У меня здесь работа, друзья, поэтому какая ностальгия? Это всего лишь малая родина.
- Тогда как понимать песню «Меня зовут», в которой припев таков: «Меня зовут «понаехали тут»?
- Ну, трудно, живя в Москве, не испытывать таких ощущений. Все мы откуда-то куда-то «понаехали». И в этом смысле бытовой шовинизм – это нормально. Он присущ, в том числе, и мне самому. В глобальном смысле все, что не желает мириться с несправедливостью этого мира, куда-то стремится, едет.
- Немножко про творческие планы. Будет ли альбом в 2014 году?
- Надеюсь, да. Но на самом деле все непредсказуемо. Я каждый раз боюсь, что мои способности писать что-то новое вот-вот иссякнут. Но пока получалось. Если в наступившем году не получится, мне будет очень тоскливо жить.
- Когда сравниваешь творчество «Агаты Кристи» и The Matrixx, складывается впечатление, что в своем новом проекте вы чувствуете себя более свободно. Мой последний любимый альбом «Агаты» — «Ураган», записанный аж в 96-м году. Потом, на мой вкус, потенциал группы иссяк, стали выходить шаблонные и проходные альбомы. The Matrixx гораздо живее и интереснее. А ваши, «авторские» ощущения?
- В «Агате» мы вынуждены были ограничивать себя. Иногда писали песни, но потом понимали, что это не «Агата Кристи» и не подходит для нее. И у каждого из нас осталось ощущение нереализованности. А сейчас и я, и Вадик (брат Глеба, еще один лидер «Агаты Кристи» - ред.) чувствуем себя свободными для экспериментов.
- Не удержусь и задам вопрос про Вадима. Как известно, он, в отличие от вас, занимает провластную позицию. В свое время его даже обвиняли в сотрудничестве с Владиславом Сурковым, да и песня «Агаты Кристи» — «В интересах революции» — явно написана под влиянием этого сотрудничества. Не смущает, что вы будете выступать на одной сцене?
- Нет, он же мой брат. Я не настолько категоричен, у каждого свои взгляды. Мы и раньше часто общались только во время совместной работы в «Агате Кристи». Сейчас эта работа исчезла, и мы заняты своими делами. Я уже как-то говорил, но повторю: мы не взрослели вместе, не было общего воспитания. Пока я учился в школе в Асбесте, Вадик — в институте в Свердловске. Нас очень крепко связывала любовь к музыке. Но политические предпочтения у нас всегда были разными. Я не считаю, что с властью можно договориться, а Вадим думает, что можно. Поэтому взгляды остаются прежними, а музыка остается музыкой, и она нас связывает. В данном случае на фестивале «Старый Новый Рок».
- Стоит ли идти на «Старый Новый Рок»? The Matrixx и так зачастили в последнее время в Екатеринбург…
- Во-первых, там будет выступать Вадик со своей новой группой. Ее еще никто не слышал. А во-вторых, мы сыграем новую программу, которую еще не играли в Екатеринбурге. Так что сходить стоит.
Вопросы – Евгений Сеньшин
Источник: znak.com |