Программа помощи моногородам провалилась, сообщили «Труду» в Минрегионе: из 200 населенных пунктов деньги получили лишь три. Но чиновники не отчаиваются и готовят новый проект, в успех которого эксперты не верят.
Прошло два года после того, как ситуация в моногородах оказалась 
в центре внимания властей и общественности. Но, как оказалось, для самих
 моногородов за это время фактически ничего не изменилось.
Напомним, что Министерство регионального развития определило список 
из 200 моногородов. При этом из них было выделено в короткий список 25 
населенных пунктов, которым планировалось оказать финансовую
 помощь в размере 27 млрд. рублей. Суть программы — помочь городам 
диверсифицировать экономику. Иными словами, сделать так, чтобы 
в Байкальске выпускали не только целлюлозу, но и минеральную воду.
Как рассказал «Труду» источник в руководстве Минрегиона, в настоящее 
время из 335 городов только 50 представили вменяемые проекты, 
финансирование которых можно всерьез обсуждать.
«От остальных моногородов проектов пока нет, — констатировал 
собеседник издания. — Да и по короткому списку вышло так, что лишь три 
города к настоящему моменту увидели живые деньги — это Тольятти (Самарская область), Сокол (Нижегородская область) и Нижний Тагил (Свердловская область)».
В частности, Нижний Тагил получит около 800 млн. рублей, которые 
пойдут на инфраструктурные проекты и капитальный ремонт. Тольятти 
получит почти 1 млрд. рублей, а Сокол — 76 млн. рублей.
IT-парк среди бурьяна
Однако, как стало известно «Труду», пока о диверсификации в Тольятти 
точно говорить не приходится. Напомним, что в городе запланировано 
строительство IT-парка, который по замыслу авторов проекта 
(администрация Самарской области) должен обеспечить работой сокращаемых 
сотрудников «АвтоВАЗа».
В частности, в парк должны прийти различные IT-компании —
 от выпуска компьютерных игр до создания информационных продуктов. Между
 тем по состоянию на вчерашний день проект был скорее мертв, чем жив.
Как сообщили «Труду» в администрации Тольятти, сейчас на месте 
будущего технопарка голое поле. «Пока прорабатывается техническая 
документация прокладки труб и проведения электричества, — сообщил 
представитель администрации. — По плану парк должен начать работать 
в 2012 году, но я сомневаюсь, что с такими темпами это реальные сроки».
Проект обречен на провал
По словам источника в Минрегионе, первоначальная программа 
столкнулась с рядом сложностей. В частности, как показала практика всего
 минувшего года, регион не в состоянии самостоятельно разработать 
проекты диверсификации своей экономики. «Да, действительно, такая 
проблема существует», — подтвердил «Труду» заместитель министра 
регионального развития Юрий Осинцев.
Ошибки и неудачи плана спасения моногородов заключались 
в непрофессиональном подходе ко всей этой программе. Такого мнения 
придерживается Светлана Серебрякова из Института региональной политики, 
который в самом начале пытался заниматься проектами моногородов.
«Лично для меня весь этот проект, скажем так, с профессиональной 
и психологической точек зрения кончился, когда от регионов за две недели
 до Нового года потребовали подготовить комплексные программы 
моногородов, — сказала эксперт „Труду". — И когда я взялась читать эти 
документы, то они оказались просто компиляцией ранее подготовленных инвестпроектов, без сроков и финансовых расчетов».
Серебрякова уверена: именно непрофессиональный подход стал причиной 
провала проекта. «Было халтурное отношение к стратегированию всего 
проекта, ставились нереальные сроки и смешные цели», — резюмирует она.
«Необходимость решения проблемы моногородов особенно остро встала 
примерно год назад, когда обострилась ситуация в Пикалево, — рассказала 
„Труду" замдиректора Института экономики города Людмила Падилья Сароса. 
— Тогда, чтобы погасить социальный взрыв, правительство предприняло 
экстренные меры так называемого ручного управления. Потом стали говорить о комплексной программе развития моногородов, но до этого дело не дошло».
По мнению эксперта, это связано в определенной мере с некоторой 
пассивностью местных властей и предпринимателей, которые так и не смогли
 предоставить в межведомственную комиссию собственные программы развития
 и дать четкие обоснования для выделения средств из бюджета.
«От самих моногородов практически не было инициативы, а ведь без планового документа Минфин не может выделить средства», — говорит Людмила Падилья Сароса.
Спасение утопающих — не дело утопающих
Собеседник «Труда» в Минрегионе отметил, что именно неспособность 
регионов предоставить внятные планы спасения их самих затормозила 
программу. «На местах нет специалистов, способных делать 
профессиональные проекты, — сказал собеседник. — Банально не хватает 
квалификации».
Именно поэтому вопрос финансирования моногородов пока не решен. 
«Сейчас выделение запланированных федеральных средств под вопросом, — 
сообщил Юрий Осинцев. — Все обсуждается». По его словам, средства могут 
быть выделены, но по другим статьям бюджета.
Но и это не последняя осечка. Замминистра также признал, что возникли сложности с участием банков
 в финансировании проектов в моногородах: «Даже госбанки неохотно этим 
занимаются, поскольку и для них приоритетом является прибыльность 
инвестпроекта, а в случае с теми идеями, которые приходят из регионов, 
это не всегда очевидно».
Не удалась программа — написали новую
Тем временем в министерстве задумали новую программу спасения 
моногородов: чиновники решили помочь местным властям нарисовать 
грамотные инвестпроекты. Для этого во всех федеральных округах будут 
созданы специализированные центры развития.
«Они будут заниматься тем, что станут отбирать проекты 
на региональном уровне и отсылать их нам, в Москву, в центральный 
проектный офис, — рассказал „Труду" председатель правления 
некоммерческого партнерства „Центр развития государственно-частного
 партнерства" (выступает партнером Минрегиона) Павел Селезнев. — Вместо 
чиновников этим будут заниматься специалисты в области разработки 
инвестпроектов».
По его словам, проект задуман именно из-за того, что регионы оказались не способны спасти себя сами.
Стоимость новой программы только с технической стороны — около 
10 млн. рублей в год. Большая часть этой суммы идет на содержание офисов
 в регионах. Однако успешность
 новой инициативы Минрегиона эксперты пока ставят под вопрос. 
«Я не верю, что у нас появится хорошо стратегированная программа, — 
полагает Серебрякова из Института региональной политики. — Появятся 
новые проблемы, и я думаю, что они будут связаны с согласованием всех 
проектов моногородов, особенно если на территории одного региона 
их несколько».
Cтатистика
- 4 млрд. рублей было выделено из бюджета на модернизацию инфраструктуры трех моногородов
 - 27 млрд. рублей правитель-ство собиралось направить в этом году на поддерж-ку моногородов
 - 27 моногородов считаются самыми проблемными
 - 335 населенных пунктов в России являются моногородами, по данным Минрегиона
 
Главные моногорода
- Тольятти (Самарская область)
 - Байкальск (Иркутская область)
 - Пикалево (Ленинградская область)
 - Нижний Тагил (Свердловская область)
 - Сокол (Вологодская область)
 - Семилуки (Воронежская область)
 - Прокопьевск (Кемеровская область)
 - Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область)
 - Вятские Поляны (Кировская область)
 - Ревда (Мурманская область)
 - Чусовой (Пермский край)
 - Дальнегорск (Приморский край)
 - Камские Поляны (Татарстан)
 - Гуково (Ростовская область)
 - Асбест (Свердловская область)
 - Каменск-Уральский (Свердловская область)
 - Карабаш (Челябинская область)