Прошедший год для производителей магния был весьма непростым. Экспансия на мировой рынок китайского дешевого магния привела к резкому падению цен, в результате чего не все западные заводы сумели удержаться на плаву. В средствах массовой информации сообщалось о том, что и Соликамский магниевый завод закончил 2002 год с убытками. На днях состоялось годовое собрание акционеров ОАО «СМЗ». Каково, по мнению акционеров, финансовое положение на заводе? Не грозит ли ему участь некоторых западных производителей магния, приказавших долго жить? Чтобы прояснить ситуацию, мы связались с управляющим директором основного акционера ОАО «Соликамский магниевый завод» - Russia Growth Fund Марком ЛИСНЯНСКИ.
Конечно, нелегко работать, когда полтора года подряд сохраняется экономически негативная ситуация на рынке. Почти 75 процентов нашей продукции идет на экспорт. А мировые цены и на редкоземельные металлы, и на магниевые сплавы в прошлом году были очень низкими одновременно, чего не было за годы рынка. Но причиной этого послужили абсолютно объективные факторы, и мы просто с ними как можем боремся.
- Справляется ли со своими обязанностями в такой сложной ситуации новый генеральный директор Александр Субботин?
- Александр Михайлович уже почти два года на предприятии. Был директором по экономике и финансам, а последние несколько месяцев исполнял обязанности генерального директора. На собрании акционеров его утвердили в должности.
Он сумел существенно понизить некоторые расходы. И эффект уже виден. Кроме того, завод стал заниматься переделами: выпускать не только сырье, но и продукцию с добавленной стоимостью.
- А кто избран председателем совета директоров?
- Председателем совета директоров завода избран Максим Длуги, акционер Russia Growth Fund.
- Какова сумма убытков СМЗ за 2002 год?
- Около 140 млн рублей. Но еще в 2001 году, удачном для нас, была заложена программа технического развития и капитальных вложений на 2002 год. И она почти полностью реализована. В результате более 180 млн рублей составили капитальные вложения - рекордная для завода сумма. Вот и получилась такая парадоксальная ситуация: при убытках в размере 140 млн рублей капитальные вложения составили 180 миллионов. И при этом возникли некоторые трудности с оборотными средствами.
- На многих наших предприятиях очень большой процент износа оборудования...
- Мы потому его и обновляем. Да, завод не молодой, но должен сказать, что на Соликамском магниевом заводе все оборудование абсолютно работоспособно. Нет такого, которое разваливалось бы. Надо просто поддерживать его состояние и каждые несколько лет проводить мероприятия по его обновлению. А кроме того параллельно двигаться по внедрению углубленной переработки сырья, ведь одновременно с этим, как правило, и происходит обновление оборудования.
В общем, то, что мы намечали, делаем. К сожалению, немножко медленнее, чем хотелось бы. Но уже три-четыре программы по более глубоким видам переработки продукции у нас на стадии завершения. Это даст заводу дополнительную маржу.
- Что это за программы?
- Основное - это цех карбонизации. Таким образом радиоактивные плавы редких земель превращаются в карбонаты редких земель, причем без какой-либо радиоактивности. И у нас на эту продукцию появляются западные покупатели, от которых уже присланы заявки и которые ждут не дождутся, когда мы запустим этот цех. А запустить его мы надеемся к осени. На цех будет потрачено к моменту запуска 6 с лишним млн долларов.
- Немало. А что он вам даст?
- Он даст дополнительную прибыль. Мы надеемся, что около двух миллионов долларов каждый год. Наряду с этим мы уходим от монопольной зависимости от единственного потребителя на этот радиоактивный плав редких земель. А сколько еще за транспорт платили! Карбонат же - абсолютно ликвидный вид продукции.
Потом можно его делить дальше: мы надеемся, что со временем станем оттуда доставать церий, лантан, неодим, европий, гадолиний. Некоторые виды этой продукции кроме Китая никто не выпускает. Покупатели же хотят хеджироваться против китайских поставщиков через таких производителей, как мы. Этот проект очень позитивный.
- А другие программы?
- Мы немного продвинулись вперед по выпуску дисков колес, с помощью некоторого оборудования для мехобработки увеличив объемы производства в два раза. Достраиваем кристаллизатор полунепрерывного литья. Он будет давать нам возможность получать некоторые полуфабрикаты из магния - круглые слитки, а впоследствии и пруток. Это уже «продвинутый» магниевый полуфабрикат, изделие с добавочной стоимостью. И, наконец, хлоратор. Мы построили экспериментальный хлоратор, надеемся запустить его на следующей неделе. Там мы сможем хлорировать - а у нас очень много хлора - не только лопаритовый концентрат, на чем мы специализировались многие годы (он приходит к нам из Мурманска), но и любого вида руды. И даже некоторые металлургические отходы. Мы опробуем на этом хлораторе разные варианты и выберем еще несколько позиций, после чего построим еще несколько хлораторов.
- Есть ли у завода проблемы с инвестициями?
- К сожалению, есть. Инвестиции могут быть разными: партнерство с кем-либо по конкретному проекту, долгосрочные кредитные ресурсы или дополнительная эмиссия и увеличение уставного капитала. Но некоторые акционеры выступают против допэмиссии - и мы решили не идти против их воли. По долгосрочным обязательствам должен был поработать другой акционер «Соликамского магниевого завода» - компания ФТК, но пока результата нет. Что касается партнерства, то мы ведем переговоры в этом направлении. Есть интересные проекты, по которым кое-какие партнерства могут быть реализованы. Но говорить об этом еще рано.
- Изменился ли за прошедший год состав акционеров СМЗ? И каковы взаимоотношения между акционерами?
- За прошедший год состав акционеров не изменился. Хотя в ближайшем будущем кое-какие изменения, скорее всего, будут. Взаимоотношения же между акционерами абсолютно рабочие. Хотя в некоторых вопросах и бывают разногласия. Так, мы настроены на переделы, на более глубокую переработку сырья. Мы это давно декларируем. Но, видимо, не всем это выгодно, кому-то проще торговать только сырьем. Но мы тем не менее постепенно свою линию проводим. Не вопреки желаниям, а убеждаем, демонстрируем на примерах.
- Расскажите о планах предприятия...
- Наша программа была рассчитана на много лет. Мы ее просто реализуем. Правда, не такими темпами, как хотелось бы. Но на то есть объективные причины, в том числе и связанные с ценами на мировых рынках. Но мы настроены на рост объема продаж через углубление переработки продукции. И очень позитивно рассматриваем те возможности, которые существуют у предприятия. У Соликамского магниевого завода очень хорошая платформа для того, чтобы развиваться. Будем привлекать для этого ресурсы.
- Как сегодня ведут себя на рынке магния китайцы?
- Сейчас у них возникли свои проблемы, что давно ожидалось - в том числе и экологические, связанные с углем, и другие. И за последний квартал их цены поднялись. Началась тенденция роста цен на китайский магний. Надеемся, что она продолжится. К тому же российские потребители магния (в частности, алюминиевая промышленность) сегодня считают, что лучше брать магний у российских заводов. А раньше очень много покупали у Китая.
- Скажите, Марк, кто основные потребители продукции СМЗ?
- Основные потребители, как и прежде, литейщики. Это западные заводы, которые льют изделия из магния, например, для автоиндустрии. Очень жаль, что мы эти изделия сами пока не льем, но это в наших планах, мы к этому в будущем придем. В числе потребителей нашей продукции - поставщики «Дженерал моторс», «Даймлер-Крайслер». Это очень крупные заказчики. Их нужды превышают наши возможности. Эти автоконцерны нам указывают, кому из их поставщиков мы должны поставлять свою продукцию. В прошлом году мы у них просертифицировались, что заняло три года, получили сертификаты и теперь можем обслуживать эти два концерна.
Еще один наш серьезный потребитель - алюминиевая промышленность. В России («СУАЛ», «Русал») и на западе есть несколько компаний, которые для своих алюминиевых сплавов покупают наш чистый магний.
- Какой долей Соликамского магниевого завода управляет сегодня Russian Growth Fund?
- Фонд сегодня в кооперации с еще несколькими акционерами может влиять на все решения, которые затрагивают интересы предприятия.
КСТАТИ.
На прошлой неделе арбитражный суд Пермской области возобновил рассмотрение вопроса о проверке обоснованности требований введения на ОАО «Соликамский магниевый завод» процедуры внешнего наблюдения по заявлению ОАО «Ловозерская горная компания» (Мурманская область). Представитель заявителя опроверг поступление трех платежек на депозит ЛГК и указал на отсутствие сведений о зачислении всей суммы долга (56 086 4289 рублей) на счет ловозерских горняков. Документов, подтверждающих или опровергающих это заявление, на судебном заседании представлено не было. Со стороны же должника были представлены доказательства приема электронного платежа банком ЛГК. Суд, не найдя оснований для введения внешнего наблюдения в отношении ОАО «Соликамский магниевый завод», решил производство по делу прекратить.