Упадок сил в осенние месяцы знаком большинству людей, дети не исключение. Как противостоять патологическому переутомлению, сколько кислорода требует наш мозг для эффективной умственной деятельности и можно ли его восполнить? Почему создатель гаджетов Стив Джобс не позволял своим детям «сидеть» в телефонах?
На эти и другие вопросы ответил главный детский невролог Свердловской области, кандидат медицинских наук Алексей Сулимов.
Когда ягненок видит волка
– Алексей Валентинович, стало принято говорить о существовании синдрома хронической усталости у школьников. С таким понятием согласны? – Мне знаком другой термин – синдром десятого сентября. Когда заканчиваются букеты, праздничные речи и начинается системное обучение, нагрузки, жёсткие требования. Думаю, этот же смысл вкладывают в словосочетание «хроническая усталость у школьников». Называть можно по-разному, суть одна – школьники требуют повышенного внимания со стороны взрослыхв эти периоды. Важно не пропустить такой момент.
Но астенический синдром в чистом виде не часто ставят как диагноз, с подобными жалобами ребенка мало кто приводит к докторам. Хотя заниматься лечением необходимо, пока истощение не стало хроническим.
– Взрослые любят упрекать детей: соберись, не ной, потерпи. Не принимают всерьез их тревоги, уверены, что так они отлынивают от учебы. Однако в финале могут быть не только проблемы со здоровьем, но и эмоциональный разлад в семье. А надо было просто проконсультироваться у специалиста.
– И начать с того, что заметить, придать значение нехорошим симптомам: ребенка подолгу невозможно разбудить, у него апатия, жалобы на недомогание, снижен интерес к новому, повышенная тревожность, возможно, плаксивость. Здесь уместно напомнить известный опыт с ягненком. Его поместили в большую комнату, где всегда была еда, вода. Он мог свободно перемещаться. Но туда же на короткой цепи посадили волка. Достать до ягненка хищник не мог. Тем не менее угроза «витала в воздухе». Постоянный страх, беспокойство постепенно истощили ягненка – он заболел. Этот эксперимент доказывает, что психическое состояние оказывает огромное влияние на физиологию.
– Показательно, но чем конкретно грозит детям длительное переутомление?
– Ухудшается процесс взросления, роста. Это самая легкая из возможных форм нарушений. Обостряются хронические патологии, до сих пор находившиеся в стадии декомпенсации. Высока вероятность появления новых заболеваний. От перегрузок прежде всего страдает зрение. Сердечно-сосудистая, нервная системы. Возникают проблемы с мышечным корсетом и осанкой. Как только человек «скрючился», ломается нормальное расположение внутренних органов. В итоге замкнутый круг – форсирование нагрузок для более высоких результатов в учебе вызывает усталость, она ухудшает функциональные и умственные способности – снижается успеваемость. Легче не допустить подобное, чем позже пытаться разорвать порочную закономерность.
Хочешь быть здоровым, ложись спать вчера
– Угроза понятна. Как с ней бороться?
– Если помните, в советские времена «железно» работала система оздоровления в Домах отдыха. Даже там, где не было чудо-процедур, отдыхающие без особого труда восстанавливались благодаря жесткому режиму дня: своевременные сон, еда, прогулки. И большинство бед уходило прочь. Вот это и есть самый важный рецепт – соблюдение режима труда и отдыха. Звучит банально, но работает. Сама по себе учеба своим однообразием, нагрузками истощает. Конечно, взрослые должны помнить ряд моментов, которые продлят детям социальную и образовательную активность. Первое и главное – достаточная продолжительность сна. Иначе прямой путь к проблемам с нервной системой. Невыспавшийся человек не восстанавливается полностью, у него снижена память, внимание. Нагрузки на этом фоне приведут к усилению раздражительности. Родителям своих пациентов в качестве рекомендации привожу слова: «чтобы быть здоровым, нужно ложиться спать вчера». Разбираем на примере известной сказки про Золушку. Что происходит с теми, кто не успевает уснуть до полуночи – красавица превращается в замарашку, карета – в тыкву и так далее. Чудеса заканчиваются, наступает апатия. Так лучше понимают: потому что, если рассказывать, что во время сна вырабатывается очень важный гормон роста соматропин, его нехватку организм замещает выработкой кортизола (гормона стресса и активности), то это, как правило, мало тревожит. На самом деле, дефицит соматропина сказывается на обмене веществ, проявляется в виде плохого настроения, чувства постоянной усталости и нехватки энергии для жизни. Снижается мышечная масса, сила и выносливость с одновременным увеличением количества абдоминального жира. Если утром мы с трудом поднимаем ребенка с постели, не можем его разбудить, это сигнал, что что-то не так с режимом. Значит нужно увеличить продолжительность его сна. Хотя бы на полчаса.
Сколько глюкозы съедает мозг
– Думаю, второй момент – питание. Дети не любят завтракать и часто отказываются от обеда в школе.
– Мозг человека весит около одного килограмма, независимо от роста и веса. При активности он «съедает» до 20 процентов глюкозы.Представим,ребенок уходит в школу голодным. Начинает работать на уроках, выполнять трудные задания, на что моментально уходят запасы микроэлементов. Новых-то не поступило. Далее, наконец-то школьник поел на перемене перед началом занятия. Он неминуемо впадает в расслабленное состояние, эйфорию – идет активное пищеварение. Все это не физиологично. Еда по часам, выход из дома с пищевым запасом. Состояние умеренно сытости, без огромных перерывов и голода – вот что позволит поддерживать высокие умственные способности. И еще про то, как не устать думать. Мозг во время активности забирает 30-40 процентов кислорода. Если он лишен этого, то бессмысленно активизировать его за счет медикаментов. Наступает гипоксия – кислородное голодание. И низкое усвоение новой информации. Вспомните, сколько ребенок бывает на свежем воздухе? Ведь даже путь до школы и обратно стал для большинства неактивным, в автомобиле. Детская прогулка – всего несколько шагов от подъезда до квартиры. Мозг не насыщается кислородом. Нужно увеличить пешеходный маршрут, любыми доступными способами, например, позволить пройти самостоятельно одну остановку или до магазина.
Повторить приказ
– Моральная поддержка от взрослых важна? Говорят, дети все должны делать самостоятельно.
– Нужно быть рядом, помогать ребенку усваивать новый материал. Посильными мерами. Хотя бы убедитесь, что школьник четко понимает суть домашнего задания.Не случайнов армии требуют от военнообязанного повторить приказ. Такое проговаривание – своего рода форма проверки, что поставленная цель воспринята правильно. Убедитесь, что требования, предъявляемые ребенку, ему посильны. Слишком сложные задачи могут ввести его в ступор, естественно, далее последуют эмоциональные проблемы. И усталость.
– Витамины показаны?
– Витамины нам нужны на протяжении всей нашей жизни ежедневно, в разумных дозировках. Пусть их посоветует лечащий врач. Поскольку без медицинских знаний можно не учесть биодоступность витаминов, уровень их включения в работу организма, обменные процессы. Польза окажется не та. В связи с этим нет смысла в приеме витаминных препаратов на голодный желудок. Они не сработают. И конечно, не забываем о правильно сбалансированном питании с достаточным содержанием овощей и фруктов в пропорциях, соответствующих возрасту ребенка.
Врачи против гаджетов
– Вы говорите, что, если бы создавалась партия «Врачи против гаджетов», то непременно возглавили бы ее.
– Верно. А вы знаете, что Стив Джобс – основатель компании Apple – ограничивал использование своих же продуктов его детьми. Он осознавал, как плохо это сказывается на нейронных связях. Человеческий мозг получает информацию с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Вся эта информация перерабатывается в лобной доле мозга и перенаправляется в другие отделы для принятия решений. Со смартфонами мы активируем только один отдел, автоматически атрофируем функции других. Таким образом, если человек постоянно пользуется гаджетом, включая периоды отдыха, когда у него и без того напряженный график учебы, или он выполняет несколько задач с помощью персонального компьютера – одновременно делает домашнюю работу, смотрит сайты социальных сетей и играет в игры, то он очень рискует перегрузить свой мозг. Истощить. Как следствие – ребенок начинает совершать простые ошибки, плохо запоминает материал, становится раздраженным. У него пропадает мотивация и интерес. Чтобы избежать негативных последствий, давайте мозгу отдых. В перерывах гораздо полезнее сделать физические упражнения, а не пробежаться по ленте новостей. Дозируйте время пользования гаджетами и не позволяйте детям «сидеть» в них во время еды. Помните, это не просто нагрузка на глаза, но и подтормаживание мозга. Вообще я за то, чтобы для связи с родными школьникам давали обычные кнопочные телефоны. Если даже один или несколько пунктов из вышеназванного будет применяться на практике, вы быстро заметите улучшение и в психоэмоциональном состоянии, и в успеваемости ребенка.
Материал предоставлен ГАУЗ СО «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики»
Мнения авторов блогов, как и комментарии к ним, могут не совпадать с точкой зрения редакции сайта.
Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест. Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию. Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru