У каждого муниципального образования Свердловской области в апреле
появится свой инвестиционный паспорт. Работу по их оформлению
заканчивает региональное министерство инвестиций и развития. Такое,
своего рода территориальное удостоверение личности должно, по поручению
губернатора, сформировать представление о социально-экономическом
потенциале городов и районов и условиях для привлечения капиталов,
создания новых производств и рабочих мест. Министр инвестиций и развития
Михаил Максимов рассказал, что представляет из себя инвестиционный
паспорт и какие возможности он открывает перед муниципалитетами. - Сегодня
общероссийским трендом стал такой термин как геобрендинг. Чаще всего
под этим понимают программу с четко выраженными целями экономического
и социального развития территорий, управление проблемными зонами.
С вашей точки зрения инвестиционные паспорта муниципальных образований
укладываются в эти понятия? — Все наши программы,
рейтинги, мы делаем, в первую очередь, для руководителей, которые будут
решать: работать или не работать в Свердловской области. На уровне
муниципалитетов огромное количество полномочий, которые либо могут
способствовать развитию проекта на территории, либо блокировать его.
Поэтому инвестиционный паспорт муниципальных образований в первую
очередь это выполнение требований губернатора, чтобы главы муниципальных
образований уделяли своей инвестиционной привлекательности,
взаимодействию с бизнесом особое внимание. Мы хотим, чтобы были
объективные критерии, которые показывают территорию, её работу
с потенциальными предпринимателями, инвесторами. - Какие критерии отражены в паспортах? — Их порядка
четырехсот. В них учитывается социально-демократический потенциал,
экономический, ресурсный, инфраструктурный и инвестиционный. На основе
паспортов мы создали базу данных о 170 инвестиционных площадках общей
площадью более 28 тысяч гектаров. Это сделано впервые в Свердловской
области. Также впервые создана база данных о 146 инвестиционных проектах
с общим объёмом инвестиций более 172 миллиардов рублей. - Как
в инвестиционных паспортах учитывается дифференциация конкретных
территорий? Согласитесь, очень трудно сравнивать инвестиционную
привлекательность, к примеру, Шали и Нижнего Тагила. — Если
Шаля менее инвестиционно привлекательна, чем Нижний Тагил, мы так
и говорим, что менее инвестиционно привлекательна. И определяем,
по каким критериям нужно работать, чтобы она стала привлекательной.
Вы имеете ввиду, нужно ли сделать скидку на историческую слабость
отдельных муниципальных образований? - Хочется понять, как инвестиционный паспорт может выделить какую-то уникальность каждой территории? — У нас
нет задачи выделить. Наша задача, чтобы главы муниципальных образований
уделяли особое внимание взаимодействию с руководителями предприятий. - Чтобы они сами искали деньги на своё развитие? — Они
должны искать, помогать предпринимательскому сообществу реализовывать
проект на своей территории, должны создавать для этого условия.
Мы постарались структурировать эти критерии, которые важны для
бизнес-сообщества и оценить, к какой группе относятся различные
муниципальные образования. Если руководитель муниципального образования
сам не уделяет внимания взаимодействию с бизнесом, развитию территории,
то работать на территории такого муниципального образования сложно.
Мы часто сталкиваемся с такой позицией: привезите к нам инвесторов.
А нужно не везти инвесторов, а к ним надо ехать. Нужно постоянно на них
выходить, искать новые контакты, приглашать к себе. Инвесторы не берутся
из воздуха. Это результат работы руководителей территорий. - Принимали ли муниципальные образования участие в составлении этих инвестиционных паспортов? — Да.
Инвестиционные паспорта — это зеркало. Смотрятся они в него и видят,
кто где находится. Когда мы говорим, что Свердловская область должна
быть самой инвестиционно привлекательной территорией, это
же не пространные вещи. Есть, к примеру, простой показатель: сколько
средств привлечено за год на территорию области. Если этот показатель
выше, чем в других территориях, то область инвестиционно привлекательна.
Точно так же и муниципалитеты. Свердловская область
в хорошистах и отличниках среди многих территорий. Но при этом
мы отслеживаем проблемные вопросы, почему по каким-то критериям
мы не в первой десятке, и стараемся работать над ними, чтобы поменять,
чтобы войти в первую десятку. Того же самого мы ждём от глав
муниципалитетов, чтобы они, имея объективную оценку, видели, по каким
критериям они недостаточно привлекательны для инвесторов, и старались
работать над этим. - Каждое ли муниципальное образование может самостоятельно определить зоны экономической активности? — Каждое.
Всё зависит от руководителя. Если руководитель хочет, конечно. Вот
Калуга в лидерах во многих рейтингах по инвестиционной
привлекательности. - Там много сборочных производств западных компаний. — Откуда
же они взялись? Там были люди, команда, которые убедили прийти работать
к ним. Калуга ничем не отличалась от многих регионов. У неё бюджет
меньше в 10 раз, чем в Свердловской области, но при этом они смогли
открыть огромное количество производств. Татарстан за шесть лет создал
более 15 новых заводов с тысячами новых высокопроизводительных рабочих
мест. Поэтому здесь вопрос именно в энергичности руководителей, которые
на госслужбе находятся. Если вы пришли руководить
муниципалитетом, то ваша главная задача его развивать. Развивать каким
образом? Нужны дополнительные налоги и более высокая заработная плата.
Вот это развитие территории. Они откуда появляются? Благодаря тому, что
развивается бизнес. Если приходит, открывает, работает на вашей
территории. Всё. Поэтому, если вы реально хотите заниматься развитием
своей территории, то в первую очередь вы должны взаимодействовать
с руководителями предприятий, убеждать их работать на вашей территории,
предлагать им такие условия, чтобы они решили открываться у вас. - Вы считаете,
что в нынешней системе координат у наших муниципальных образований
достаточно полномочий, чтобы предлагать благоприятные условия для
развития бизнеса, притока капитала? — Достаточно. Если
их даже мало, это не говорит о том, чтобы не надо этим заниматься. Нужно
теперь остановиться и сказать: мы с бизнесом не работаем, пока нам
не пересмотрят полномочия. Сидеть и ничего не делать? Всегда можно найти
оправдание, почему ты сидишь в кабинете и не взаимодействуешь
с бизнесом. - Я правильно понимаю, что всё, по-вашему, упирается только в компетенцию глав муниципальных образований? — Посмотрите,
какое количество грандиозных проектов реализовал наш губернатор
за прошедшие два года, многие из которых казались нереальными. Никто
не думал, что Екатеринбург заявится на Экспо-2020 вместе с Дубаем,
Измиром и Сан-Паулу, городами более известными и могучими, чем
Екатеринбург. Но мы приняли это решение, заявились… И выбрали
Екатеринбург. Никто не думал, что проект ВСМ-2 (высокоскоростной
магистрали. — прим. автора) будет включен в федеральную программу,
и сейчас обсуждается вопрос как, когда, в какие сроки будет строиться
высокоскоростное сообщение, и мы получим связь с городами-миллионниками,
которые находятся между нами и Москвой. Всегда можно найти причины,
почему вы это не делаете. Лучше не искать причины, а идти и начинать это
делать. - Инвестиционный паспорт, это, видимо, тот
основополагающий документ, с которым глава муниципального образования
может пойти к потенциальному инвестору. — Инвестору
инвестиционный паспорт, по большому счёту, не очень важен. Руководитель
предприятия работает с главами, он не работает с программами,
рейтингами. Да, он воспринимает это на первом этапе, но у него
практические задачи. У инвестора нет задачи, чтобы
какой-то муниципалитет перешёл из одной группы в другую. Он либо
открывает там своё производство, либо нет. Для того чтобы он там его
открыл, ему нужна поддержка и помощь. Он смотрит на то, как органы
власти ведут с ним диалог, если ему помогают, он решает работать на этой
территории. Паспорт, это по сути, дела, краткое описание возможностей,
и он — средство. Это проекция особого отношения губернатора к теме
привлечения инвестиций. Потому что он понимает, что область развивается
только тогда, когда в неё приходят новые инвесторы.
Мы недофинансированы, то есть мы сделали громадный скачок в прошлом
году, когда на 100 миллиардов перевыполнили тот объём денег, который
планировали привлечь. Мы очень сильно, разительно отличаемся от других
регионов по этому критерию. Самый высокий темп роста. По 370 миллиардов
в год практически никто не привлекает, только нефтяники и столица. Для
сравнения: Челябинская область привлекает 170 миллиардов, просто чтобы
понять масштаб, хотя она не слабее нас. И наш рейтинг, который
мы составим на основании паспортов, — посыл от губернатора главам
муниципальных образований: вы должны уделять особое внимание работе
по привлечению на свою территорию инвесторов, занимать не выжидательную,
а активную позицию, идти, искать, защищать, требовать поддержки тех
предприятий, которые работают на вашей территории. - Исходя из этого рейтинга, можно ли назвать наиболее инвестиционно привлекательные территории? — Мы старались
сделать так, чтобы не было потребительского отношения у глав
муниципалитетов. В каждой территории есть то, за что можно зацепиться
и от чего оттолкнуться. Если у нас какая-то территория инвестиционно
непривлекательная, то мы не должны подстраиваться, а честно говорить:
да, это непривлекательная территория. Работайте над тем, чтобы изменить
ситуацию. - Насколько муниципальные образования
в рамках своих возможностей способны грамотно воспринять инвестиционные
паспорта и работать по ним? — Александр Сергеевич
Мишарин всегда очень хорошую фразу говорит: «Две беды: нет денег и есть
деньги». Потом когда появляются полномочия и деньги, глава
муниципалитета всё равно не может справиться. Вопрос привлечения
инвестиций на свою территорию — очень простой вопрос, только это работа
тяжёлая. Нужно не в кабинете сидеть, а летать, ездить, участвовать.
Не надо сидеть и ждать, когда вам перераспределят дополнительную порцию
дотаций или ещё чего-то. Нужно идти к бизнес-сообществу, убеждать
и помогать им открывать новые производства на своей территории. Вот
откуда появляются деньги. - Экспо как выставочная
площадка сможет помочь в этом? Муниципальные образования активно
используют её для представления своих возможностей? — Нет,
не активно. Сейчас задача поставлена на Иннопроме-2012, чтобы каждый
глава представил свою территорию. В прошлом году только Екатеринбург
сделал хорошую презентацию, отличную деловую программу отработал.
От других муниципальных образований не было активности. Мы всегда
открыты, чтобы главам предоставить возможность, всю нашу информацию,
много внешних мероприятий, но инициатива должна исходить от них. - Вы же понимаете,
что есть территории, где контакты с бизнесом установить проще,
по крайней мере там алгоритм поведения понятен, если это градообразующее
предприятие, успешное, входящее в транснациональную корпорацию. — Возьмем
то, что было с моногородами. Почему в России из девяти первых три были
от Свердловской области (Нижний Тагил, Асбест и Каменск-Уральский
включены в федеральную целевую программу поддержки моногородов на 2010–2012
гг. Всего в Свердловской области 12 городов входят в федеральный
перечень монопрофильных населенных пунктов. — прим. автора)? Они
получили пять миллиардов рублей в тот момент, потому что главы были
готовы, они отдельно с нами взаимодействовали, готовили комплексные
и инвестиционные программы по развитию территорий, и, когда Александр
Сергеевич Мишарин предложил Владимиру Владимировичу Путину посмотреть
на примере моногорода, как можно ему помочь в сложной ситуации, деньги
получили те, кто были готовы. Через год и другие тоже захотели получить,
только поезд ушёл, денег уже не выделяют. Вот реальная
оценка: те территории, которые были подготовлены, мы смогли защитить,
могли продвинуть их документы, они получили средства на своё развитие.
Такая же ситуация была по фонду реформирования ЖКХ, когда Свердловская
область больше всех получила денег из этого фонда, после его создания.
Опять же, там тогда стоял вопрос: кто готов, давайте программы,
мы их защитим, и деньги вам направим. Были территории, которые
подготовились, быстро сделали документы, предоставили их — получили
деньги на своё развитие. Если вы хотите развивать свою
территорию, вы должны выезжать за ее пределы. Нет никаких проблем
доехать до Екатеринбурга, до Москвы… Съездить на сессии инвестиционные,
которые мы организуем, когда показываем, как губернатор формирует
делегацию для поездок. - Многие ли главы муниципальных образований заявляют о готовности войти в состав областной делегации? — Немного. - Почему? — Я не хочу
отвечать за глав. Мы говорим о том, что открываем возможности — можно
ими пользоваться или нет. Кто какие приоритеты выставляет, это вопрос
каждого конкретного руководителя. Без помощи, без взаимодействия
с главами, конечно, нереально развивать ту или иную территорию. Источник: oblgazeta.ru
|