СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ НА СТАРТЕ ГУБЕРНАТОРСКИХ ВЫБОРОВ
Руслан Мухаметов, представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в Свердловской области:
Ключевым политическим событием 2017 года, вокруг которого выстраиваются все политические процессы в регионе, станут выборы главы области. Наибольшие шансы на победу имеет врио губернатора Свердловской области Евгений Куйвашев.
1. Политические игроки на старте выборов
«Единая Россия»: на выборах 2016 года в региональный парламент партия получила 40,26% голосов избирателей, а в Госдуму за партию проголосовали 40,53% избирателей Среднего Урала.
10 июня Свердловское региональное отделение партии на собрании выдвинуло врио губернатора Евгения Куйвашева кандидатом на пост главы Свердловской области. С формально-юридической точки зрения, кандидат от партии определился по итогам предварительного голосования, в котором приняли участие врио главы региона Евгений Куйвашев, а альтернативным кандидатом – секретарь регионального отделения Виктор Шептий. Губернаторские праймериз прошли по закрытой модели, т.е. голосовать могли только участники региональной конференции, запланированной на 10 июня. Перед этим с 15 мая по 5 июня потенциальные кандидаты в губернаторы встречались с секретарями первичных и местных отделений.
Фактически выдвижение Евгений Куйвашева от партии «Единая Россия» зафиксировало поддержку его кандидатуры со стороны Кремля. 17 апреля Президент России Владимир Путин своим указом утвердил отставку губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, по собственному желанию подавшего заявление о досрочном сложении полномочий, и оставил его во главе региона вплоть до выборов. Назначение действующего губернатора врио главы региона накануне новых выборов является доказательством доверия со стороны президента России. Процедура внутрипартийных праймериз «Единой России» в данном случае является в первую очередь не инструментом селекции, а инструментом легитимации выдвижения кандидатуры на пост руководителя региона: ни одна из крупных политических фигур не была выдвинута на праймериз, и это позволяет сделать вывод о том, что ключевые внутриэлитные договоренности были достигнуты ранее. Значительную роль в продвижении Куйвашева на пост врио губернатора вновь сыграл мэр Москвы Сергей Собянин.
В ходе недавнего визита в Екатеринбург Владимир Путин высказал ряд критических замечаний о деятельности областной администрации, прежде всего обусловленных жалобами граждан во время «Прямой линии». Фраза президента «мы с Вами так не договаривались», обращенная к врио губернатора, замечание о «борзоте» и подключение Генеральной прокуратуры к разрешению проблем с выплатой заработной платы в регионе могут свидетельствовать о том, что федеральная власть осознает недостаточную степень контроля Куйвашева за ситуацией в Свердловской области. Тем не менее ставка на Куйвашева сделана, и она вряд ли будет изменена.
Евгений Куйвашев, участвуя в губернаторских праймериз, использовал их для:
1) отчета о проделанной работе;
2) обсуждения своей предвыборной программы «Пятилетка развития»;
3) погружения в локальную повестку.
Будучи кандидатом от партии «Единая Россия», Евгений Куйвашев идет на выборы с Планом развития Свердловской области на предстоящие пять лет, программой «Пятилетка развития». Поставлена амбициозная цель – привести Свердловскую область в тройку лидеров (после Москвы и Санкт-Петербурга).
КПРФ: на выборах 2016 года в региональный парламент партия получила 13,82% голосов избирателей, а в Госдуму – 11,88%.
Коммунистическая партия определилась со своим кандидатом на предстоящих губернаторских выборах – им стал Алексей Парфенов. Он практически неизвестен на Среднем Урале. Впервые в региональной политической повестке он появился летом 2016 года, когда КПРФ выдвинула его в качестве кандидата в Госдуму по Каменск-Уральскому округу № 169. Однако он проиграл кандидату от «Единой России» Льву Ковпаку, заняв 4-ое место.
ЛДПР: на выборах 2016 года в региональный парламент партия получила 15,9% голосов избирателей, а в Госдуму – 16,54%.
Либерал-демократы выдвинули на выборы депутата ГД ФС РФ Игоря Торощина. Опыта проведения избирательных кампаний мало: и мандат депутата ГД, и мандат депутата свердловского заксобрания 2011 года он получил не в результате победы в избирательном округе, а прошел по спискам.
«Справедливая Россия»: на выборах 2016 года в региональный парламент партия получила 16,85% голосов избирателей, а в Госдуму – 13,20%)
Местные эсеры выдвинули в качестве кандидата в свердловские губернаторы депутата свердловского заксобрания Дмитрия Ионина. Он занимается решением коммунальных проблем горожан, активен в социальных сетях.
В 2016 году Д. Ионин баллотировался от «Справедливой России» в Заксобрание по Кировскому одномандатному избирательному округу, где конкурировал с поддержанным «Единой Россией» Михаилом Клименко. Одновременно он участвовал в думской кампании в Березовском округе, где противостоял «единороссу» Сергею Чепикову. Обоим оппонентам он проиграл, но получил место в региональном парламенте по списку «Справедливой России».
Партия «Зеленые»: выдвинула известного уральского политтехнолога и депутата гордумы Екатеринбурга Константина Киселёва.
Этот кандидат сможет привлечь либеральный протестный электорат города Екатеринбурга. Известность Киселева ограничена пределами городской (екатеринбургской) либерального, интеллектуального и политизированного сообщества.
«Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» выдвинула на выборы депутаты Екатеринбургской городской думы Дмитрия Сергина. Он считается человеком, близким к администрации Екатеринбурга.
Для большинства кандидатов характерна низкая узнаваемость в области, отсутствие значительных финансовых и организационных ресурсов на ведение полноценной избирательной кампании, невыраженная позиция по отношению к главному кандидату, а также отсутствие программы развития Свердловской области на среднесрочную перспективу.
Исходя из этого можно сделать вывод, что большинство кандидатов будут выполнять роль политических спарринг-партнёров основного кандидата. Они руководствуются олимпийским принципом – «главное не победа, а участие». То, что парламентские партии не выдвинули сильных политических игроков, можно объяснить тем, что в Москве был достигнут консенсус относительно кандидатуры будущего губернатора.
2. «Фактор Ройзмана»: неудавшаяся альтернатива и ее причины
18 июля Глава Екатеринбурга Евгений Ройзман объявил, что снимает свою кандидатуру с выборов губернатора Свердловской области. Как и ожидалось, главным препятствием для Ройзмана стало преодоление муниципального фильтра: мэр не смог собрать необходимое количество подписей муниципальных депутатов в свою поддержку.
Ройзман имеет реноме политического оппозиционера. Он известен как критик и политический оппонент врио главы области. Ройзман обладает федеральной известностью, популярностью в Екатеринбурге и в принципе мог составить реальную конкуренцию основному кандидату. Избирательный штаб Куйвашева, учитывая небольшой опыт проведения врио губернатором избирательных кампаний и публичных выступлений, естественно, не хотел превращать выборы в политическое ток-шоу с непредсказуемыми последствиями.
Однако главная проблема заключается в том, что Ройзман, которого устраивает его нынешний статус, рассматривал выдвижение на пост губернатора как имиджевый ход и не стремился стать главой региона на самом деле. Об этом свидетельствует целый ряд труднообъяснимых неудач в ходе подготовки кампании: поздний старт, отсутствие коалиции элит в его интересах и неудачный союз с «Яблоком».
3. Консолидация элит накануне кампании
С переходом замглавы администрации Екатеринбурга Владимира Тунгусова на пост руководителя администрации губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева в мае 2016 года на Среднем Урале кардинально поменялась форма взаимодействия элит.
До этого для региональной политической жизни был характерен политический конфликт между региональной и муниципальной элитой. Это противостояние принимало разные формы: от полусилового, когда уголовные или административные расследования и дела использовались в качестве инструмента давления на политических оппонентов с целью принудить их к политическим уступкам и капитулированию, до мягкого, которое обычно выражалось в информационных войнах и битвах кандидатов на электоральном поле.
Переход Владимира Тунгусова на новое место работы был оценен как сигнал о прекращении давнего противостояния региональных и городских чиновников, которое началось еще в 1990-е гг. во время работы губернатора Эдуарда Росселя и мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого.
На сегодняшний момент можно говорить о новой форме взаимоотношений элит – консенсусе.
Примирение региональных и муниципальных элит было достигнуто под принуждением. Это решение было принято по итогам консультаций в Администрации президента России. На принятие этого решения повлияло множество обстоятельств. Можно обозначить две группы причин. Первая – тактическая – была связана с необходимостью повышения эффективности работы избирательного штаба «Единой России», организации результативной предвыборной кампании партии накануне выборов-2016 (парламентских и в областное Законодательное собрание). Вторая – стратегическая – была связана с необходимостью консолидации усилий по развитию региона, усиления региональной политической стабильности и управляемости политической системой региона в целом. Иными словами, можно говорить о вынужденном консенсусе.
По прошествии года идет процесс перестройки внутренних взаимоотношений различных групп внутри региональной правящей элиты: ее новая (группа Тунгусова) и старая части договариваются о компромиссах по ключевым вопросам. Однако это не отменяет внутреннего неафишируемого противостояния, которое идет за усиление аппаратных весов и проведение относящихся к группам людей на те или иные должности.
Текущая конфигурация политических сил практически не оставляет интриги на предстоящих губернаторских выборах. Это стало возможно благодаря высокой степени консолидации региональных политических и бизнес-элит вокруг фигуры врио губернатора и его поддержке федеральным центром - при одновременной дезинтеграции региональной оппозиции.
Весной 2017 года оппозиционные «Единой России» парламентские партии региона вели переговоры о выдвижении единого коалиционного кандидата на выборах губернатора Свердловской области. Рассматривалась кандидатура Александр Буркова. Однако системной оппозиции выдвинуть консолидированного кандидата не удалось по нескольким причинам. Это и небольшой опыт сотрудничества и координации между партиями, и амбиции политиков, и идеологические аспекты.
Выбор кандидатуры действующего губернатора как основного кандидата на предстоящих выборах представлял собой сложный многоступенчатый процесс, включавший в себя оценку таких факторов, как общественная поддержка, поддержка политическими элитами, поддержка бизнес-элитами, наличие (и влияние) региональной оппозиции и наличие реальной внешней (федеральной) альтернативы.
«Тюменская» группа
Характерна ориентация на Собянина и Куйвашева. Своим назначением в правительство Свердловской области деятели группы обязаны Евгению Куйвашеву.
1. Орлов Алексей Валерьевич
Первый Заместитель Губернатора Свердловской области
2. Креков Павел Владимирович
Заместитель Губернатора Свердловской области
3. Кулаченко Галина Максимовна
Заместитель Губернатора Свердловской области - Министр финансов Свердловской области
4. Салихов Азат Равкатович
Заместитель Губернатора Свердловской области
5. Кузнецов Алексей Владимирович
Министр природных ресурсов и экологии Свердловской области
6. Пересторонин Сергей Валентинович
Министр промышленности и науки Свердловской области
7. Глацких Ольга Вячеславовна
Директор Департамента молодежной политики Свердловской области
8. Россолов Алексей Петрович
Директор Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
9. Зырянов Сергей Михайлович
Заместитель Губернатора Свердловской области
«Группа Тунгусова»
Их интерес состоит: (1) в возвращении горадминистрации градостроительных и рекламных полномочий, которые были переданы на уровень региона осенью 2015 года в период политического конфликта; (2) в проведении избирательной кампании врио губернатора Е. Куйвашева и поддержании региональной политической стабильности в соответствии с федеральными политическими установками и учетом региональной специфики.
1.Швиндт Сергей Владимирович
Заместитель Губернатора Свердловской области
2. Учайкина Светлана Николаевна
Министр культуры Свердловской области,
3. Катаржин Дмитрий Алексеевич
Директор Государственного автономного учреждения Свердловской области «Информационно-аналитический центр»
4. Александр Иванов
Директор департамента информационной политики
«Технократы»
Под технократами мы понимаем профессионалов с профильным опытом работы. Они, как правило, не принадлежат к тому или иному политическому лагерю, т.е. не являются политическими назначенцами. Технократы соблюдают политический нейтралитет. При смене руководства региона они, как правило, сохраняют свои должности и поддерживают того, кто придет к власти.
1. Высокинский Александр Геннадьевич
Заместитель Губернатора Свердловской области
2. Биктуганов Юрий Иванович
Министр общего и профессионального образования Свердловской области
3. Дегтярев Дмитрий Сергеевич
Министр агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области
4. Злоказов Андрей Владимирович
Министр социальной политики Свердловской области
5. Гладкова Татьяна Викторовна
И.о. Министра экономики Свердловской области
6. Рапопорт Леонид Аронович
Министр физической культуры и спорта Свердловской области
7. Смирнов Николай Борисович
Министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области
8. Соболев Андрей Олегович
Министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области
9. Старков Василий Владимирович
Министр транспорта и связи Свердловской области
10. Трофимов Игорь Михайлович
Министр здравоохранения Свердловской области
УГМК
1. Волков Михаил Михайлович
Министр строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
2. Нисковских Дмитрий Андреевич
Министр инвестиций и развития Свердловской области
3. Протестная активность
В Свердловской области нередки протестные акции, организуемые системной и несистемной оппозицией. Сюда можно отнести ставшие традицией ежегодные митинги и демонстрации 7 ноября, проводимые местными коммунистами и другими левыми организациями, митинги ЛДПР, приуроченные к праздничным датам (Дню России, Дню защитника Отечества, Дню весны и труда).
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, говорить о массовой протестной активности населения в настоящий момент не приходится. Но единичные акции протеста случаются. Некоторые из них вызваны локальными причинами, а другие – часть общефедеральных акций. В частности, 26 марта Екатеринбург присоединился к масштабной акции, организованной сторонниками оппозиционера Алексея Навального. Стоит отметить мирный, цивилизованный характер протеста и грамотную работу полиции. Политических требований против местной власти практически не было.
Свердловский профсоюз работников автотранспорта 28 марта провел митинг с требованием повысить зарплату на муниципальных транспортных предприятиях и сохранить рабочие места. Данный протест был вызван систематической задержкой зарплаты в екатеринбургских Трамвайно-троллейбусном управлении (ЕМУП «ТТУ») и Муниципальном объединении автобусных предприятий (ЕМУП «МОАП»).
В марте в городе Асбест был протест против строительства нового вредного производства – завода по производству триоксида сурьмы Национальной сурьмяной компанией, на котором звучали и жесткие политические требования против губернатора, против оптимизации медицины и прочее. Этот протест возглавила КПРФ.
В Екатеринбурге 12 июня 2017 года прошел второй митинг, на котором сторонники оппозиционера Алексея Навального требовали расследования по фактам, изложенным в известном фильме ФБК.
Существенного влияния на ход кампании протестная активность, вероятнее всего, не окажет.
5. Выводы:
- политическая ситуация в Свердловской области накануне выборов стабильна и находится под контролем исполнительной власти;
- федеральный центр выбрал осторожный кадровый подход в Свердловской области, остановился на консервативном сценарии развития Среднего Урала, сделав ставку на проверенного губернатора Евгения Куйвашева;
- областной администрации удалось сформировать довольно устойчивую коалицию в поддержку Куйвашева;
- большинство акторов, разделяя основные правила игры, понимают отведенную им роль;
- реализация сценария политической альтернативы или масштабный протест, сопровождающий избирательную кампанию, маловероятны;
- конкуренция на выборах, вероятнее всего, будет носить «нишевый» характер.
Источник |