Покупая букет, не забудьте поинтересоваться его происхождением У жительницы Асбеста Марины Доможировой прошедший Международный
женский день оставил не очень приятные воспоминания: хотела порадовать
родственниц красивыми цветами, а получился конфуз.
— Купила четыре букета разноцветных тюльпанов, завернутых в
целлофан. Только дома обнаружила, что стебли растений почернели и
покрылись плесенью. Очевидно, что условия хранения в магазине были
нарушены.
История, в общем, неоригинальна — подобное случается, особенно в
праздничные дни, когда уходят влет все букеты, доставленные к прилавку. И
не очень свежие, и слегка заплесневелые — тоже. Складывается
впечатление, что на продажу цветов — товар нежный и скоропортящийся —
действие закона о защите прав потребителей не распространяется.
— Условия продажи цветочной продукции прописаны в статье 10
упомянутого закона и регулируются правилами торговли, — возражает
руководитель отдела защиты прав потребителя в асбестовском филиале
Роспотребнадзора Марина Дерябина. — Согласно этим нормативным
документам, информация о фирме-изготовителе, названии и происхождении
товара, сроках срезки живых цветов должна быть представлена покупателю
любым доступным способом.
Небольшой рейд по цветочным магазинам и прилавкам Асбеста показал
следующее: единственная доступная покупателю информация — цена товара.
— Где выращены цветы, когда срезаны, сколько могут храниться? — спрашиваю в цветочном павильоне.
— На все вопросы вам только директор ответить может, — осторожно
ответствует продавец. — Здесь его нет. А мне никакой информации не
сообщают, вот только цены — и все.
— Есть сертификат, будете покупать цветы — покажу, — слышу у
следующего прилавка. — А вообще не волнуйтесь, если в магазине цветы
застоялись, предупреждаем.
— Так информация о товаре должна быть доступной для покупателя, — начинаю просвещать продавца.
— Первый раз слышу…
В третьем магазине повезло — застаю директора Ларису Малькову.
— Тюльпаны к 8 Марта мы продавали свои собственные, выращенные в
теплице, — рассказала она. — И, конечно, они дороже «сетевых». Тут уж
покупатель выбирает — ему или качество, или цена подходящая. Что
касается информации, то о привозных цветах она минимальна. Ориентируемся
по внешнему виду, который специалисту скажет больше, чем неискушенному
покупателю. Допустим, указан производитель — «Москва», но я-то вижу:
цветок выращен гидропонным способом, у нас в стране он используется
редко, в отличие от импортных производителей. Зато о своем производстве
ничего не скрываем. К слову, проходим ежегодный карантинный контроль,
без разрешения карантинной комиссии реализация растений запрещена.
Но и здесь информация для покупателя «доступным способом» не выложена.
— Нарушения налицо, — считает руководитель отдела защиты прав
потребителей асбестовского филиала Роспотребнадзора Марина Дерябина. —
Однако горожане с жалобами обращаются крайне редко, а без заявления от
покупателя проводить неплановую проверку мы не можем. Очевидно,
покупатели даже не знают, что вправе требовать от продавца. Если в
магазине не размещена необходимая информация, нужно поинтересоваться,
где выросли цветы, когда срезаны, каков срок реализации. Не получив
ответа, покупать не стоит. Зато стоит сообщить о нарушениях в отдел
защиты прав потребителей. В этом сегменте торговли еще предстоит
наводить порядок. Информацией пренебрегают даже в специализированных
магазинах, не сообщая покупателям сведений не только о срезанных цветах,
но и грунтовых, в горшках. Ирина Атанасова Истчник газета-уральский-рабочий.рф |