21
февраля в ГО Рефтинский произошло по одним понятиям рядовое,
незначительное мероприятие, с другой стороны знаковое, определяющее
событие в культурной жизни города. Совместными усилиями Рефтинского
объединения родоведов, отдела культуры Администрации ГО Рефтинский,
Центра культура и искусства ГО Рефтинский, Уральского Родословного
общества прошло очередное выездное заседание УИРО, так именуется это
мероприятие в деятельности этого общества. Девиз заседания -
«Возрождение родословных традиций».
Меня, как рядового члена УИРО, при гласили
на эту конференцию. Теперь я хочу поделиться теми ощущениями и мыслями,
которые возникли у меня в ходе конференции и после неё.
Прежде
всего, отмечаю четкую, последовательную организацию конференции. Все
продумано до мелочей. Интересные, насыщенные разнообразными полезными
сведениями доклады чередуются выступлениями самодеятельных артистов. Эти
выступления создают дополнительно атмосферу причастности присутствующих
к нашей истории, трогают душу. Безусловно, это заслуга работников
дворца культуры, которые имеют большой опыт проведения различных
мероприятий.
Выставка
результатов родоведческих работ участников конференции удивляет
многообразием. Люди, живущие в небольшом, очень молодом городе, можно
сказать без истории, корней, создали родословные до 10-15 колена. Я
привык к отображению родства в схемах и таблицах, в крайнем случае - нарисованное дерево. На
выставке были представлены родовые древа, сплетенные из ниток, объемные
в виде замка и другие, которые надо видеть, а не описывать.
Чувствуется, что в семье знают семейную историю, чтят память предков,
готовят эти сведения для потомков, ис ользуя для этого творческое воображение и творческие способности членов семьи, рода.
Очень
важно и правильно, что на заседании делали доклады и представляли на
выставке результаты своей деятельности краеведы. Родовое древо, как и
всякое дерево, растет на чем-то. Оно вписано в историю края, и люди, как
веточки, листочки одного дерева несут на себе его особенности. Изучая
свою родословную, человек невольно больше узнает свой край, его историю и
наоборот.
Немного
о докладах, прозвучавших на заседании. Конечно, в них, прежде всего,
говорилось о результатах поиска, путях поиска сведений о родных. И
всегда чувствовалось, что результаты это плод коллективного труда.
Необходимо общаться с родственниками, иногда дальними, иногда живущими
очень далеко. И это труд, требующий определенных навыков,
целеустремленности, творческого воображения и
конечно денежных затрат. Но это благородный труд. И когда появляется
семейный архив, он становится семейной ценностью, конкретной, на века.
Интересное
сообщение сделали члены Артемовского отделения УИРО. Тема доклада:
«Народные обычаи и традиции как составная часть родословия и
краеведения». На место, где когда-то жили люди, а теперь деревня
разрушена, собрались потомки тех людей. Развесили стенды, на которых
разместились схемы и другая информация. Люди подходили, вспоминали
предков. Все это с хороводами песнями. Был создан видеофильм. Это
результат деятельности родословного общества совместно с администрацией и
отделом культуры. И этот опыт станет примером для других о ществ.
На
«отлично» выступила с докладом «Моя семья в истории моей страны»
ученица 11 класса школы №9 г. Асбест. Толково и последовательно она
рассказала, чем занимались ее предки в разные годы, в том числе и об
участии их в Войне 1941-45 гг. Чувствуется, что продолжение следует,
работа будет продолжена, и прозвучала уверенность, что потомки оценят
этот труд.
Черепанова
Марина Леонидовна в докладе «Загадочный топоним» доходчиво и с
подробностями рассказала, почему же река Рефт так называется.
Увлекательное исследование.
Бугаенко
Валентина Игнатьевна в докладе «История поисков материалов для книги
«Родные мои» увлекательно и эмоционально рассказывала: поиском
родственных связей занялась недавно, в начале этого века. Но результаты
впечатляющие. С восхищением она делится тем, что она узнала и
переписывается с многочисленными родственниками не только по России, но и
за рубежом.
Звучали
еще выступления, в которых повторялись слова семья, род, судьба, Урал,
история России. Все выступления участников, выступления артистов,
создали во Дворце атмосферу эмоционального подъема. Не
звучало призывов к патриотизму, но чувствовалось, что здесь собрались
люди любящие свой край, свою Родину, не говорилось о семейных ценностях,
но они создавали их. Все участники заседания работают или учатся, т.е.
как у всех есть проблемы, и кризис их коснулся, но никто наверняка не
бросит обхаживать свое родовое древо. И это не увлечение, как представляют
некоторые. Это человеческая жизнь Ежику не нужно родословие, даже если
крутой собаке прочитать ее богатую родословную она и хвостом не вильнет.
А у каждого человека имеется родословное дерево. Ствол и крупные ветки
это предки, веточки и листочки это ныне живущие. Только все эти сведения
за пределом нашего сознания. И каждый стоит перед выбором: изучить это
дерево или ему достаточно знаний, что его предки все давно умерли.
Вот так я попытался выразить свои мысли и
чувства после общения с единомышленниками. Но остался без ответа вопрос
в заглавии моей заметки: зачем простым людям родословие. Управленческие
государственные структуры, средства массовой информации ну назовем
условно это все властью, которая по определению должна создавать в
обществе какие-то условия, вернее осмысленные правила общежития, строить
гражданское общество, создавать условия, чтобы у человека формировались
моральные устои, чувства патриотизма, семейственности и т.д. и т.п. Все то
как бы делается, но в этой системе программ, мероприятий нет стройной,
продуманной на всех уровнях власти системы памяти о предках. Вся эта
надстройка уверена, что родословие в принципе ни к чему. Но родословие в
обществе есть. Передаются по возможности в семьях предания о
репрессированных, раскулаченных и другое.
В родительскую субботу массово посещаем кладбище – это тоже форма
родословия как память о предках. Ищем останки погибших в боях за Родину -
форма поиска родных. Но мы начали жить в XXI веке. И нужна современная,
продуманная енеалогическая
система. Если бы больше было поколенных росписей и родословных таблиц,
то в них стояли бы вопросы о людях, и в продуманной системе памяти
предков облегчился их поиск.
Невозможно
выразить все мысли. Тема очень обширная. Расскажу, что знаю о состоянии
дел в Асбесте, вернее мое представление. Семей, в которых есть
оформленные родословные очень много. Все-таки душа просит сохранить
память. В трудовых коллективах Ураласбеста, возможно и завода АТИ
поощряют создание трудовых династий. Это такая усеченная форма
родословия. А.С. Попова-Седункова выпустила книгу «Маленькие люди
большой эпохи», которую без преувеличения можно считать пособием по
родословию. Много уделял внимания родословию А. Чечулин. Он пис ал
статьи в газету, есть стихотворение. В последнее время в дошкольных
садиках, и в школах дают задание составить родословную. Дети составляют,
и все. В центре творчества молодежи есть Клуб краеведов. Там возможно
есть секция родоведов. Нужно объединяющее начало.
В январе 2005 года в Асбесте проводилось
мероприятие как в Рефтинском. Приезжали представители УИРО, были
представители Администрации, проводилось оно в Детской библиотеке. Но
потом в городе не нашлось инициативных, умеющих организовать дело людей.
Все заглохло.
Не знаю, в каком виде заметка попадет на газетную полосу. Вероятнее всего ее подправят, таланта оформить на бумаге свои мысли у меня нет. Но хочется, чтобы опубликовали вот это обращение.
Вы
прочитали заметку. Какие чувства и мысли она вызвала? Напишите в
газету. От ваших ответов может многое измениться. Если вы разделяете
мнение замечательно! Если считаете все это несущественным, мне это тоже
понятно. Весна. Пора садить картошку. Картофельный куст растят весну,
лето; яблоню обхаживают полтора десятка лет. Родовое дерево растет в
веках. Какое родовое дерево?
Глобальный кризис! Но может у кого-то появилось больше свободного
времени. Можно призадуматься. Не решайте сгоряча.
А может кто-то откликнется, и мы сможем организовать инициативную группу и что-нибудь придумать.
(И
когда в средствах массовой информации, или в речах разного рода
чиновников и идеологов нас призывают оберегать, сохранять семейные
ценности, мне не всегда понятно, о чем речь. Давайте конкретно займемся
на первом этапе памятью о предках. Начнем побуждать людей к действию,
создавать нормальные условия, чтобы каждый человек, начав изучать
историю семьи, добивался результатов быстрее, с меньшими трудностями.)
Перевозов А.И. |