Итак, у нас, жителей Малышевского городского округа, появился реальный шанс исправить нашу совместную жизнь в лучшую сторону. Через четыре месяца мы будем выбирать себе нового Главу и новых депутатов, которым на пять лет доверим право управления территорией.
А пока, до 4 марта 2012 года, округом будут управлять избранные нами на предыдущих выборах депутаты и привезённый недавно из соседнего городского округа и.о. Главы Хомутов В.П. Своих депутатов мы знаем хорошо, а вот про Хомутова В.П. мы знаем только одно – то, что его единственной заслугой, позволившей занять этот пост, является его членство в партии «Единая Россия». Так сказать, пользуется доверием верхней власти, состоящей, как мы знаем, сплошь из таких же членов. Очевидно, можно предположить, что среди поселковых «единороссов» людей, пользующихся таким же доверием, просто нет.
Ну, что ж, думаю, не стоит винить наших депутатов, согласившихся на такой вариант. Возможно, они рассуждали следующим образом: коли Хомутова так сильно навязывают нам, то не будем копья ломать, согласимся, всё равно скоро выборы, пусть наши люди посмотрят на него, на его умение управлять повседневной жизнью посёлков в пользу проживающих здесь жителей. За 4-5 месяцев больших бед он не натворит, наоборот, может принести пользу в виде дополнительных денег из областной казны, ведь ими распоряжаются свои люди, однопартийцы. За это время народ присмотрится к чужаку, заодно оценит засилье чужаков в органах управления и других организациях посёлка, задумается о своих кандидатах и лучше поймёт, кого надо избрать в марте – своего земляка или наезжающего пять дней в неделю из соседнего города чиновника.
Если депутаты рассуждали приблизительно так, то я с ними согласен. Окончательно решать вопрос с избранием Главы на пять лет предстоит нам, десяти тысячам избирателей МГО. Но сегодня мы не готовы решить этот вопрос в свою пользу. Поэтому надо всем крепко задуматься, несколько месяцев для принятия решения каждым из нас есть, а пока пусть будет В.П.Хомутов.
А задуматься нам есть о чём. Ведь нам нужно выбрать на должность Главы не абы кого, а человека, чей жизненный и производственный опыт, квалификация, порядочность и чувство ответственности перед избравшими его людьми позволили бы ему с первых же дней пребывания во власти заняться решением двух важнейших вопросов: восстановлением промышленности и восстановлением жилищно-коммунального хозяйства. Решение всех других проблем зависит от того, как мы справимся с этими.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Основная промышленность представлена у нас двумя градообразующими предприятиями – Малышевским рудоуправлением и подземным рудником. Другие немногочисленные предприятия, функционирующие на территории округа, представляют малый бизнес и погоды не делают. Поэтому их роль в восстановлении промышленной базы можно рассматривать только в качестве вспомогательной по отношению к двум основным предприятиям.
Почему именно восстановление полноценной деятельности этих двух горно-обогатительных предприятий становится главнейшей задачей новых властей? Думаю, большинство жителей прекрасно понимают это, но я всё-таки на всякий случай повторю причины.
Во-первых, имеются полностью готовые к разработке большие запасы ценного минерального сырья, среди которых главные полезные компоненты – оксид бериллия, изумруд, попутные – хризоберилл, фенакит, берилл, александрит и рассеянные элементы (цезий, литий, рубидий). Добыча и извлечение из руды всех этих элементов является обязательным условием лицензии на право разработки главного месторождения – Малышевского изумрудно-бериллиевого. Для извлечения этих элементов из недр и производства на их базе товарной продукции требуется создание мощного производственного комплекса. Основа для этого в виде Малышевского рудоуправления и подземного рудника существует.
Во-вторых, восстановление и развитие крупной промышленности для добычи и производства товаров из столь ценных и уникальных полезных ископаемых и обеспечение её стабильной деятельности – это появление многих сотен новых рабочих мест, на многие десятки лет обеспечение полноценной и постоянной занятости проживающего здесь населения, это постоянная потребность в привлечении высокообразованных молодых кадров самых разных профессий, это гарантия быстрого карьерного роста и высокой оплаты труда, т.е. всё то, что обеспечивает полноценную безбедную жизнь для всех жителей и ясную перспективу для самореализации молодёжи.
В-третьих, потребность крупной промышленности в привлечении сначала сотен, а потом и тысяч новых работников приведёт к необходимости строительства десятков новых и капитального ремонта с реконструкцией и расширением действующих социальных объектов: жилых домов, дорог, детских садов и яслей, школ, клубов, спортсооружений, мест отдыха и досуга, медицинских учреждений и т.п.
В-четвёртых, возобновление полноценной деятельности этих двух градообразующих предприятий создаст базу для появления новых организаций малого бизнеса: строительных, ремонтных, сервисных, торговых и т.п., т.е. появится основа для самореализации граждан, не желающих трудиться по найму, особенно для молодых;
В-пятых, резкое расширение занятости населения, рост его доходов и, как следствие, потребность в строительстве и приобретении нового жилья приведут к значительному расширению налоговой базы местного бюджета, основой которого являются налог на доходы и имущество физических лиц и земельный налог. Это даст возможность органам местного самоуправления меньше просить и зависеть от дотаций из областного бюджета и повысить уровень благоустройства жизни в округе.
Этот перечень каждый житель может легко продолжить, но основные причины, мне кажется, названы. И теперь главное – а что же представляют собой эти два названных выше градообразующих предприятия и как на их базе восстановить нашу промышленность?
Малышевское рудоуправление (МРУ) выпускает на обогатительной фабрике полевошпатовый и слюдяной концентраты из вмещающих пород Квартального тантал-бериллиевого месторождения (отвал № 12). Запасов этого отвала хватит в лучшем случае до 2020 года, других нет. Как следует из отчётов и публикаций в прессе, производственно-финансовая ситуация на предприятии неудовлетворительная: непреходящие убытки, высокая текучесть и низкая квалификация кадров, плохое состояние зданий, сооружений и оборудования, открытое недовольство трудящихся условиями труда. Основным акционером (собственником) является Уральская горно-металлургическая компания (УГМК), приобретавшая МРУ через дочернюю компанию у государства для своих проектов, которые впоследствии оказались экономически несостоятельными, и теперь не знает, что с ним делать. Поэтому она не вкладывает в МРУ никаких денег, не связывает с ним никаких планов, предоставив МРУ самому себе, в связи с чем оно потихоньку умирает.
На Малышевском подземном руднике, после долгого простоя в 90-е годы прошлого столетия, на деньги иностранных акционеров вначале была восстановлена и в 2001 году заработала изумрудоизвлекательная фабрика, а к концу 2007 года была почти закончена работа по капитальному ремонту самой шахты и начаты горные работы. Но в этот момент по надуманным основаниям лицензия на право разработки месторождения была отозвана и иностранцы со своими деньгами вынуждены были прекратить свою деятельность. Но всё основное имущество рудника (здания, сооружения, горные выработки, оборудование) принадлежит до сих пор им в лице ООО «Мариинская холдинговая компания» (г. Москва). Государственные органы в лице Министерства природных ресурсов, Министерства финансов и др. привели на рудник государственное предприятие «Калининградский янтарный комбинат» (КЯК) якобы для возобновления разработки месторождения и весной 2011 г. даже выдали ему постоянную лицензию на право разработки. Однако до сих пор никакой разработки нет и не предвидится, поскольку у КЯКа нет главного – самого рудника, который, как уже было сказано, принадлежит прежним хозяевам. Его надо покупать, т.е. договариваться о цене и платить. Но КЯК и стоящие за ним госорганы не хотят платить, хотят получить рудник задаром, т.е. отобрать, но не получается, так как имущество рудника зарегистрировано по всем правилам в соответствии с российским законодательством. Поэтому рудник снова уже четыре года стоит и потихоньку обрушается.
Такова новейшая история этих очень важных для округа предприятий. В одном случае (Малышевское рудоуправление) государство долго держало его у себя, отобрав при этом перспективное урановое подразделение в Курганской области, а потом, когда частные акционеры обвинили государственных в сокрытии выручки от продажи продукции и затеяли судебное расследование, быстро выставило его на аукцион и продало УГМК, которому, как выяснилось через пару лет, МРУ совершенно не нужно. Поэтому УГМК его просто бросило на произвол судьбы.
В другом случае (подземный рудник) государство, владея контрольным пакетом акций рудника, долгое время не знало, какое решение принять: то ли принудительно затопить его, то ли подождать, когда он сам разрушится и затонет. Но люди, работающие на руднике, не поддержали государственных чиновников и приняли третье решение – они спасли рудник и вместе с иностранцами восстановили его и подготовили к добыче руды. И вот тут-то наше государство подсуетилось («такая корова нужна самому») и решило прибрать его к себе при помощи своих обычных ломовых приёмов. Но не получается. А ситуация на руднике всё хуже и хуже, ещё год-два такого простоя – и мы снова вернёмся в разруху 90-х годов. И найдётся ли какой-нибудь капиталист, готовый вложиться в новое восстановление производственного комплекса рудника – большой вопрос. Государство точно не будет вкладываться, у него много других уже запланированных трат и слишком много желающих попользоваться федеральным бюджетом. А тут ещё новый финансовый кризис замаячил.
Таким образом, нынешняя печальная участь обоих градообразующих предприятий в значительной степени обусловлена неквалифицированными, если не сказать резче, действиями государственных чиновников высокого ранга. Кроме того, значительная доля вины лежит на органах местной власти, которая безучастно наблюдала за всеми пертурбациями с этими предприятиями, за исключением Л.В.Илькиной, которая в силу своих возможностей пыталась помогать. Поэтому вытаскивать их из этой ямы без участия государства и муниципалитета не получится.
Муниципалитету в этом деле принадлежит особая и тяжёлая роль: он должен стать зачинателем, разработчиком и организатором выполнения плана восстановления промышленности, действуя от имени и во имя интересов жителей. Больше некому. Полагаться только на областных и федеральных чиновников, как показала наша собственная история, нельзя. А начать, наверное, стоило бы с создания экспертной группы, составленной на паритетных условиях из наших опытных (такие ещё есть) и молодых энергичных специалистов, которая бы проработала основные возможные варианты, пути и средства достижения цели, а потом на расширенном заседании органов местного самоуправления были бы выбраны и утверждены один-два варианта, согласно которым развернутся действия муниципалитета в окружающей внешней среде.
Вариантов для обсуждения может быть несколько, но, по-моему, самый главный и самый тяжёлый, который диктуется временем и лежит на поверхности – это присоединение Малышевского рудоуправления к подземному руднику с целью воссоздания единого комплекса по добыче и комплексной переработке руд Малышевского и других месторождений и извлечению из них бериллия, изумрудов, хризоберилла, фенакита, берилла, александрита, лития, рубидия, цезия, полевых шпатов, слюды и др. элементов, в которых сегодня остро нуждается наша страна. Но это потребует от местной власти неимоверных усилий, так как предприятия принадлежат разным, в т.ч. иностранным, собственникам, за оба заплачены немалые деньги, одно из них находится в сфере влияния федеральных структур – значит, необходимы переговоры с этими собственниками и структурами на предмет их заинтересованности в такой реорганизации. Необходимы большие финансовые вложения в новое предприятие – значит, следует определить возможность их получения от нынешних собственников и структур, если они выразят намерения об участии в новом предприятии. Если же таких намерений у них не будет, то необходимо подыскивать сторонних инвесторов (такие есть), которые возьмутся за это непростое дело. Необходима тщательная проработка юридических аспектов замысла. И так далее.
Таких вопросов возникнет очень много. Поэтому экспертная группа, если она будет создана, должна работать быстро и квалифицированно, под руководством и при самой полной поддержке местной власти, ведь придётся убеждать и переубеждать, кроме государственных чиновников самого разного ранга, ещё и собственников этих двух имущественных комплексов – как отечественных, так и зарубежных. Времени и сил на это потребуется много, но жалеть их нельзя, за нас этого никто не сделает, в противном случае будем прозябать, как сейчас. Надо начинать. Нужен план преобразований.
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Сразу уточню – под жилищно-коммунальным хозяйством я подразумеваю весь комплекс имущества, действий и работ по надлежащему содержанию и ремонту жилых домов, мест общего пользования (дороги, тротуары, детские площадки, междомовые территории, площадки для сбора мусора), культурно-развлекательных и спортивных объектов, медицинских, школьных и дошкольных учреждений, по круглогодичному обеспечению холодной и горячей водой, по обеспечению комфортной температуры во всех помещениях, где живут и работают люди, в холодное время года, по своевременной вывозке бытовых отходов и т.п. В общем, ЖКХ – это всё, что обеспечивает нам достойные и комфортные условия проживания в нашем округе.
О проблемах ЖКХ в нашем округе мы все хорошо знаем не понаслышке, на себе прочувствовали, и в наших местных СМИ много об этом говорится. Коротко повторю: в течение последних нескольких лет когда-то бывшая образцовой единая жилищно-коммунальная организация доведена до банкротства и разрушена, на её руинах образовалась куча мелких маломощных частных компаний с небольшим уставным капиталом и отсутствием собственных активов, некоторые из них в предбанкротном состоянии, управление этими компаниями со стороны администрации было утеряно, а контроль осуществляется от случая к случаю по требованиям надзирающих или областных органов, качество жилищно-коммунальных услуг ухудшилось. Таким образом, жители округа остались один на один со своими бедами перед лицом этих мелких компаний, лишившись защиты и поддержки от администрации. Лишь Дума МГО время от времени встаёт на защиту избравших её граждан, отказывая в требованиях управляющим компаниям в их постоянных обращениях о повышении тарифов на жилищные услуги.
Конечно, многое зависит и от нас самих, от нашей самоорганизации. Тот же опыт инициативной группы по отзыву Главы показал, что любой цели можно достичь, если граждане, избиратели объединятся и будут настойчиво её добиваться. Но далеко не все граждане готовы и могут участвовать в общественных организациях по активной защите своих гражданских прав и не всё зависит от инициативы граждан. Нужна поддержка органов самоуправления, наделённых реальной властью согласно законам РФ. Что же могут сделать новые власти с нашей помощью?
Для восстановления полноценного качественного жилищно-коммунального обслуживания необходима чёткая организация и постоянный контроль со стороны органов местного самоуправления, особенно со стороны Главы и его администрации, над этим самым обслуживанием и над организациями, которые его осуществляют. Как этого добиться в условиях, когда всем ЖКХ в округе «рулят» частные коммерческие организации и их юридические права на эту деятельность каким-то образом оформлены?
Помочь нам в этом смогут областные власти. Наш губернатор тоже понял, что с реформированием ЖКХ власти что-то недодумали, поэтому в этом вопросе плохо везде. С целью исправления ситуации и оказания муниципалитетам помощи руководством области созданы общеобластные государственные организации: Облкоммунэнерго и его дочерние предприятия Региональный информационный центр и Областную управляющую жилищную компанию. Перед Облкоммунэнерго поставлена задача объединить в единое государственное унитарное предприятие все муниципальные сети и источники тепла. Региональный информационный центр принимает на себя осуществление всех расчётов за жилищно-коммунальные услуги по области по единой методике в открытом доступе в интернете, т.е. любой пользователь жилищно-коммунальными услугами в любой момент сможет зайти на сайт РИЦа и посмотреть состояние расчётов за услуги по своему дому и по каждой квартире, по посёлку, городу, по расчётам с поставщиками ресурсов, сравнить тарифы в разных муниципалитетах и т.д. Областная управляющая жилищная компания собирается принять на себя управление жильём по всей области в тех округах, которые выразят желание и только после соответствующего решения общих собраний собственников помещений.
Одно из больших достоинств этих предприятий – то, что они образованы областным правительством и в случае нашего недовольства их деятельностью мы всегда будем знать, к кому обращаться с жалобой. Никто из власть предержащих не сможет отмахнуться от наших проблем в этой области, ссылаясь на то, что не имеет права вмешиваться в дела частной организации, и отсылать нас в суд. И самое главное – под руководством этих предприятий мы сможем восстановить полноценное муниципальное управление жилищно-коммунальным хозяйством в нашем округе. Это посильная задача для названных государственных организаций и новых властей нашего округа, надо только захотеть. А нам, жителям, если мы согласны на такую реорганизацию, надо поддержать их.
Но, как и в случае с промышленностью округа, решение этой задачи тоже требует нашей местной инициативы и потребует много сил и уменья. Очевидно, придётся также создать экспертную группу, которая должна работать быстро и квалифицированно, под управлением и при самой полной поддержке местной власти, ведь предстоит действовать не только силой убеждения, но кое-когда и силой принуждения. Но с помощью областных организаций мы сможем пройти через это, всё равно надо что-то делать. Мы должны руководствоваться собственным благополучием, а также тем, что за нас этого никто не сделает, в противном случае будем так же беспомощны перед жилищно-коммунальным произволом, как сейчас. Надо начинать. Нужен план преобразований.
ОБ ОРГАНАХ ВЛАСТИ
Таковы кратко мои предположения об основных задачах, которые предстоит решать новому Главе округа вместе с новыми же депутатами. Признаю, что вариантов действий на самом деле значительно больше, но я сознательно их не приводил здесь, руководствуясь тремя обстоятельствами: во-первых, размеры заметки не позволяют это сделать; во-вторых, у многих жителей имеются свои варианты действий и они заслуживают непредвзятого рассмотрения; в-третьих, проработкой вариантов должна заниматься экспертная группа, о которой выше было сказано, если она будет создана.
Одновременно хотелось бы повторить: если мы немедленно не займёмся решением этих вопросов, то мы обречены на прозябание. Поэтому столь важное значение приобретают предстоящие выборы, ведь мы должны избрать Главу и депутатов, способных их решить.
Депутатский корпус, на мой взгляд, должен состоять в равной пропорции из молодых и зрелых людей. Такое сочетание молодой энергии и зрелого опыта просто необходимо для квалифицированного решения вопросов представительной власти, для учёта интересов всех групп населения. А возглавлять Думу должен образованный опытный человек, способный к диалогу и выслушиванию мнений всех депутатов и рядовых избирателей, который может отделить зёрна от плевел и настроить депутатов на конструктивный лад. Кроме того, такой председатель Думы нужен для ограждения молодых депутатов от излишней горячности и поспешности при обсуждении вопросов нашего самоуправления, которые могут привести к принятию неправильного решения.
Что касается Главы, то, мне кажется, на эту должность в нашем округе пора выбирать женщину, желательно в возрасте 35 – 50 лет. Почему женщину? Потому что предстоящие действия требуют именно женских качеств: обдуманных решений, настойчивых целенаправленных действий, понимания того, что Глава несёт ответственность за обеспечение комфортных условий проживания на территории всех жителей. Женщины лучше мужчин просчитывают последствия каждого своего шага, более критичны, осторожны и ответственны в переговорах. Женщины в основной своей массе не склонны решать деловые вопросы в банях и за рюмкой, чему сильно подвержены мужчины. Женщины более бережливы в отношении к деньгам и имуществу. Женщины более человеколюбивы, милосердны и сострадательны, но и более беспощадны к врагам своей семьи. Эти черты в сочетании с материнским инстинктом, на мой взгляд, делают женщину-руководителя значительно более полезной для нашего общества, чем мужчина. И именно женщина – молодая, энергичная, образованная, знакомая с вопросами государственного и местного управления, с азами бюджетного планирования, не игнорирующая сограждан и готовая с помощью общества решать все вопросы, стоящие перед муниципалитетом – такая женщина нам сейчас и нужна.
Деловой журнал «Эксперт» в одном из своих последних номеров (№ 40, 2011 г.) приводит слова некоего неназванного чиновника из Министерства регионального развития РФ: «…город – это планово-убыточное предприятие. Кто может пойти им руководить? Либо вор, либо дурак, либо романтик». Мне очень хочется надеяться, что это не полная характеристика кандидатур в Главы, несмотря на эту министерскую классификацию. Хочется верить, что мы не ошибёмся в очередной раз и к руководству округом придёт четвёртый тип руководителя – прагматичный, образованный, опытный, коммуникабельный, ответственный человек. Нам сейчас такой остро необходим. Но для этого нам надо всем думать, определяться с кандидатурами, выдвигать их, агитировать и голосовать за них. Нельзя отпускать этот вопрос на самотёк, на откуп какой-либо внешней силе – дескать, мы люди маленькие, от нас ничего не зависит. Нет, от нас зависит всё: либо мы голосуем за того, кого нам будут навязывать – и тогда прозябаем и дальше, и снова пишем жалобы губернатору и прокурору; либо выбираем тех, кому доверяем, и сообща пытаемся улучшить свою жизнь. Третьего не дано. Не зря говорится: «как голосуем, так и живём».
Т.Муратов, житель посёлка |