Главная » 2013»Апрель»24 » Дыры в лесном законодательстве накалили обстановку в Асбесте и Сухом Логу
Дыры в лесном законодательстве накалили обстановку в Асбесте и Сухом Логу
11:51
Реализация крупного инвестиционного проекта в Свердловской области столкнулась с личными интересами местных «хозяев леса».
Лесничество Сухоложского городского округа, заручившись поддержкой муниципалитета, а также слабым законодательством в лесной сфере, продвигает интересы небольшого семейного бизнеса. Эксперты полагают, что глобальные вырубки леса и использование лесной базы в интересах узких предпринимательских групп провоцирует сам Лесной кодекс вкупе с неоднозначными региональными законами.
В Сухом Логу Свердловской области, по всем канонам «лихих 90-х», начался передел сфер влияния. Причем «дележка» идет не на предприятиях, а буквально в лесу: местное лесничество инициировало борьбу за «свой» кусок лесных угодий. В ход идут все стратегии черного пиара, включая общественные протесты. Между тем, все инициативы якобы «зеленых» имеют четко выраженный коммерческий интерес. Как сообщил источник «Правды УРФО» в областном правительстве, руководство «Сухоложского лесничества» напрямую заинтересовано в дальнейшем контроле за распилом леса, и приход инвесторов закроет прибыльный семейный бизнес, в котором участвуют директор ГКУ СО «Сухоложское лесничество» Александр Терин, его супруга, занимающая пост главного специалиста лесничества, а также сын, получающий заказы на вырубку.
«Сын директора «Сухоложского лесничества» Александра Терина возглавляет сухоложский филиал ГУП СО «Лесохозяйственное производственное объединение». Предприятие занимается распилом и продажей леса. По факту, сын рубит, а папа его контролирует. Они уже сумели заручиться поддержкой главы Сухого Лога, и теперь он выступает на их стороне», – сообщили «Правде УРФО» в областном правительстве.
Напомним, как уже сообщала «Правда УРФО», ООО «Уральская лесопромышленная компания» намерено открыть производство по глубокой переработке древесины. Проектом предусмотрены инвестиции в размере почти 400 млн рублей. Открытие новой линии поддержали в областном министерстве природных ресурсов и экологии, в департаменте лесного хозяйства по УрФО. Более того, проект согласован на уровне федерации в Рослесхозе.
Однако против такой инициативы уже выступили жители Асбеста, Сухого Лога и поселка Малышевский, собрав в общей сложности порядка 12 тыс. подписей под обращениями к губернатору Евгению Куйвашеву и полпреду Игорю Холманских. Местные жители требуют остановить вырубку леса на территории «Сухоложского лесничества». В последнем уверены, что вырубка затронет участки, расположенные в защитной зоне.
Вместе с тем, прокуратура не усмотрела нарушений закона в случае реализации проекта. В надзорном органе подчеркивают, что лесное законодательство разрешает использование защитных лесов, в том числе и для заготовки древесины
В Минприроды удивлены многочисленным жалобам руководства «Сухоложского лесничества»: местные лесники до появления инвестпроекта не особо заботились о сохранении леса, уделяя внимание исключительно сплошным вырубкам
«В основном, освоение расчетной лесосеки идет за счет заготовки древесины сплошными рубками спелых и перестойных насаждений, а уход за лесом (прореживание, проходные, санитарные рубки и др.) в последние годы ведется слабо. При таком ведении лесного хозяйства в недалеком будущем насаждения защитных лесов будут слабо выполнять возложенные на них функции защиты», – сообщают в министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Как отмечает источник «Правды УРФО» в департаменте лесного хозяйства по УрФО, вырубки силами самих лесничеств – не редкость, а скорее обычная практика. Как правило, используются дружественные фирмы, занимающиеся распилом и заготовкой древесины, все их действия прикрыты неработающим Лесным кодексом. Дополняют федеральный закон абсурдные нормативные акты региона. По одной из схем коммерческие фирмы намеренно скупают разрешения на вырубку леса у частников.
«При Мишарине (Александр Мишарин – губернатор Свердловской области с 2009 по 2012 год. – Прим. ред.) был принят закон, по которому каждый житель региона имеет право на определенное количество леса. Это 25 куб. м на ремонт и 125 куб. м на строительство дома. Достаточно обратиться с заявкой в департамент лесного хозяйства по УрФО и заплатить энную сумму, и ему обязаны выделить делянку. Представляете, сколько у нас жителей и сколько у нас леса? Понятно, что на всех не хватит. Закон, прямо говоря, дебильный. По некоторым данным, в день до 600 человек подают заявку на получение делянки. После получения документов они продают их уже за гораздо большую сумму какому-нибудь ООО. Есть целые фирмы, которые целенаправленно скупают эти разрешения. И даже если придет полиция по вызову возмущенных жителей – все вполне легально. А департамент по лесному хозяйству – это не полиция, у него нет полномочий проверять, построили эти заявители себе дом или нет», – сообщает собеседник «Правды УРФО».
Напомним, что сам директор ГКУ СО «Сухоложское лесничество» Александр Терин опроверг наличие каких-либо связей и личных интересов в отмене инвестпроекта.
Впрочем, наиболее часто используемая схема «лесных распилов» связана, прежде всего, с санитарной вырубкой леса. Как уже сообщала «Правда УРФО», по Лесному кодексу «клеймить» больные деревья могут только арендаторы – закон запрещает лесникам вмешиваться в этот процесс. В итоге под видом санитарной рубки происходит, в буквальном смысле, скашивание леса целыми гектарами – торги, как правило, выигрывают также исключительно «свои» компании.
«По санитарной рубке на особо охраняемых территориях проводятся аукционы. Однако зачастую они пишутся под конкретные компании, близкие к чиновникам, курирующим лес. Чтобы доказать в итоге, что рубка была не санитарная, нужны юристы, никто этим заниматься не будет. На данный момент идет такая рубка в Режевском заказнике, остановить ее никто не может», – отмечает источник «Правды УРФО» в департаменте лесных ресурсов.
Лесной кодекс – комплексно неправильный документ, резюмирует юрист «Гринпис России» Михаил Крейндлин. В некоторых случаях лесничества распоряжаются лесным фондом на правах полноправных хозяев. Рослесхоз, по факту, даже не вмешивается в их деятельность.
«Лесной кодекс не прописывает, кто принимает решение о предоставлении лесного фонда в пользование, иногда это делают сами лесничества, хотя, конечно же, в большинстве случаев этим занимается управляющий орган субъекта федерации. При этом лесничества фактически лишили функции охраны и защиты леса – после расформирования лесхозов численность работников была сокращена в десятки раз. Там просто физически нет людей. Те, кто остался, – это не охранники леса, а чиновники, которые пишут бумажки. За всем этим, по идее, должен следить Рослесхоз, однако он снимает с себя всякую ответственность», – отмечает Михаил Крейндлин.
Отметим, что общая сумма инвестиций в инвестпроект ООО «Уральская лесопромышленная компания» составит 396,4 млн рублей, объем ежегодно перерабатываемого древесного сырья – 50 тыс. куб. м. Вопрос о правомерности выделения под реализацию проекта защитных лесов неоднократно поднимался местной администрацией. Однако проверка прокуратуры Асбеста в 2011 году установила, что оснований для отказа ООО «Уральская лесопромышленная компания» в передаче в аренду лесного участка не имеется.
Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест. Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию. Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru