Информационный гид АСБЕСТА

ФОТОИСТОРИЯ ГОРОДА

Разделы новостей

Авто [1623]
Бизнес [928]
Громкие имена [210]
Домашний доктор [249]
Жизнь молодежи [1934]
Земляки [562]
История [353]
История города [320]
История в судьбах [249]
Культура, творчество [963]
Криминал [1790]
Любимый край [98]
Медицина, здоровье [2277]
Мероприятия [2100]
Народный календарь [251]
Наука, образование [1076]
Общество [13693]
Официоз [949]
Острый вопрос [149]
Поздравления [5]
Политика [710]
Право [496]
Праздники, памятные даты [1130]
Проблемы ЖКХ [1565]
Проиcшествия [2161]
Реклама [21]
Религия [217]
Ретроспектива [344]
События [148]
Советы врача [0]
Социальные вопросы [1092]
Спорт [2352]
Ураласбест [523]
Храмы Урала [246]
Экология [1170]
Экономика, производство [1964]


Как нас обслуживают


Анекдот


Интернет-компас

Главная » 2021 » Январь » 13 » 13 января 1940 года завершился героический дрейф во льдах Арктики ледокола «Георгий Седов»

13 января 1940 года завершился героический дрейф во льдах Арктики ледокола «Георгий Седов»
13:10
Экипаж провел во льдах 812 дней.

В 1937 году научная экспедиция на «Георгии Седове» занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Новосибирских островов. 

Программа исследований была почти закончена, когда «Георгий Седов» послали на помощь судам «ленинского» каравана, застрявшим в тяжёлых льдах юго-западной части моря Лаптевых. Здесь собралось несколько ледокольных пароходов, но их усилия были тщетны: наступала ранняя зима — пробитые ледоколами каналы быстро затягивались льдом; закрыт был путь и на запад — через пролив Вилькицкого.

Легендарный дрейф
«Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин» не смогли выйти изо льдов. Легендарный дрейф фактически начался 23 октября 1937 года у западного побережья острова Бельковского. Координаты: 75°21′ с. ш. 132°15′ в. д.HGЯO — на 200 миль южнее того места, где 44 года назад остановился Фритьоф Нансен на своём «Фраме».

Только 30 октября пришёл приказ начальника Главсевморпути — переходить на зимовочное положение. Опыта зимовки ни у кого из 217 человек не было. Начальником дрейфующего каравана был назначен профессор Р. Л. Самойлович.

10 ноября была выведена из эксплуатации машина, погасили топки, перешли на отопление с помощью камельков (буржуйка), освещение — керосинка («летучая мышь») и свечи.

«Среди дрейфующих льдов образовался целый город, — писал Константин Бадигин. — Рядом с трехэтажными пароходами выросли ледовые домики, палатки гидрологов и магнитологов… Быстро были протоптаны тропы, соединяющие корабли». Многое зависело от того, как поставить корабль на зимовку — чтоб не попасть на линию сжатия льдов (так в свое время погиб «Челюскин»). Лучше всех встал «Садко» — в естественной лагуне среди ледяного поля, окруженной мощной грядой торосов.

3 апреля из Тикси вылетели самолёты звена Героя Советского Союза Алексеева — «Н-170», «Н-171», «Н-172» (летчики Г. К. Орлов, П. Г. Головин — те же, что год назад высаживали папанинскую четвёрку). Не пробыв и двух часов после посадки на льдах, они отправились обратно (эвакуировав 22 человека). От Тикси их отделяло расстояние 1100 км, для второго рейса была создана промежуточная база в замёрзшей лагуне острова Котельного.

18 апреля на «Н-170» и «Н-172» Алексеев и Головин вывезли 83 пассажира.

26 апреля полярные лётчики отправились в последний свой рейс, эвакуировав 79 человек. После этого на кораблях осталось по 11 человек (33 во всём караване).

24 июня после осмотра водолазом Николаевым (Садко), удалось установить, что руль «Георгия Седова» сильно повреждён одним из сжатий: «…перо руля ниже 230 сантиметров от балера согнуто нижней частью вправо, под углом около 45°…» — судно самостоятельно управляться не могло.

28 августа 1938 года к каравану подошёл ледокол «Ермак» (капитан М. Я. Сорокин), тем самым установив мировой рекорд свободного высокоширотного плавания 83°4,80′ с. ш. 138°02′ в. д.HGЯO. Экспедицией командовал зам. начальника Главсевморпути М. И. Шевелёв.

После нескольких неудачных попыток буксировать «Георгия Седова», «Ермак» с «Малыгиным» ушли в ледовую разведку, но вскоре «Ермак» потерял винт (лопнул вал и вместе с винтом ушёл на дно). Ввиду угрозы, что суда застрянут во льдах, было принято решение оставить «Седов» на вторую зимовку.

30 августа корабли ушли.

13 сентября в Главсевморпути приняли решение послать к «Седову» новый мощнейший ледокол «Иосиф Сталин», а 17 сентября — и «Литке». Подойдя 23 сентября к «Седову» на 60 миль из-за тяжёлой ледовой обстановки (крупнобитый лёд 7 баллов, туман) ледоколы остановились. 24-го их отозвали обратно.

С 26 на 27 сентября в результате подвижек льда судно получило крен 18° на правый борт, в результате чего под водой оказалось сливное отверстие холодильника. Невозвратный клапан не сработал. Поступающая в холодильник вода своим напором выдавила прокладку крышки холодильника и стала поступать внутрь судна. Несмотря на принятые меры, поступление воды прекратить не удалось и к полночи крен достиг 30°.

… К концу лета 1939 года запасов угля оставалось 44 тонны (этого хватило бы на 2,5 суток полного хода).

3 января 1940 года уже в Гренландском море (северо-западнее Шпицбергена) к дрейфующему пароходу на расстояние 25 миль подошёл ледокол «Иосиф Сталин» (капитан M. П. Белоусов, руководитель экспедиции И. Д. Папанин), на оставшиеся мили он потратил 10 дней. Чтобы ускорить освобождение судна, пришлось закладывать в 2-3 метрах от корпуса заряды, взрывами разрушая пятиметровый лед под кормой. Наконец, 13 января спаситель и спасаемый встали борт к борту и «Седов» был выведен на чистую воду.

Дрейф продолжался 812 дней. Пройденный путь - 3307 миль. 21 января суда добрались до Баренцбурга на Шпицбергене. 29 января ледокольный пароход "Георгий Седов" встретили в Мурманске, откуда седовцев поездом направили в центр страны. 1 февраля их встречали в Ленинграде, а 2 февраля - в Москве.

Встретив седовцев в Москве, правительство СССР высоко оценило их подвиг. Все члены экипажа (по Crew list 2) 3 февраля 1940 года указом Президиума Верховного Совета СССР были удостоены звания Героев Советского Союза, а «Георгий Седов» награждён орденом Ленина.

Источник

На фото: Почтовая марка СССР, ледокольный пароход "Георгий Седов" (1977)

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: Праздники, памятные даты | Просмотров: 93 | Добавил: Atanasova | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
avatar
Отправьте свою новость 


Поделись с другом


Новости от партнеров



Календарь новостей

«  Январь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Форма входа

Ищу знакомства

Я

Ищу

от до лет

знакомства

Наш опрос

Ваше мнение о работе участковых МВД в городе
Всего ответов: 95

Статистика

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест.
Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию.
Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru