Продолжаем публикацию глав из книги А. Чечулина, - «Асбест».
Предыдущие главы
Степан Щипачев, работавший в начале века на асбестовых приисках, описал в автобиографической повести «Березовый сок» первый день пребывания в Кудельке: «Мы сначала направились в контору за назначением. Я страшно боялся, как бы меня не отделили от своих, не поставили на работу с чужими ребятишками. Но все обошлось хорошо: всех из нашей деревни направили в одно место. Отдельно очутились только Тимка и матрос Василий. Тимке захотелось походить в непромокаемых сапогах с высокими голенищами, и он сам напросился в мокрый забой, а Василия назначили машинистом на маленький паровозик... Он тут же, неподалеку, бегал по узкоколейке и тоненько свистел».
В 1910 году, который и показан Щипачевым, один из владельцев приисков объявил о постройке на Рефте, небольшой речушке, омывающей Кудельку, электростанции мощностью 720 киловатт. Этой энергии, как прикинул предприниматель, должно было хватить всем рудникам акционерного Итало-Русского общества. Однако когда провели изыскания, составили проект и смету, пыл угас. Капиталист рассудил так: зачем тратить тысячи на приобретение машин, движимых электричеством, если дешевых рук хватает с избытком — народ валом валил на прииски из окрестных деревень. Проект отправили в архив, где и обнаружили его краеведы только в наши дни, когда на Реф-те началось сооружение тепловой электростанции.
Первый отряд строителей из 12 человек прибыл сюда июльским утром 1963 года. Один из первопроходцев, Иван Силуков, помнит и мельчайшие подробности пробного похода до той излучины, где проектировщики «посадили» ГРЭС.
— Едва установили палатки, как кто-то предложил посмотреть на Рефт,— рассказывал он.— Поехали на машине — ни одной дороги. Встретившийся лесник согласился быть проводником, он бодро вскочил на велосипед, но вскоре слез: пошел дождь и проселок выказал свое болотное происхождение. Речка-крохотулька, удобно устроившаяся сейчас в трубе под автострадой Асбест — Рефтинский, разлилась и оказалась серьезной преградой. Едва перешли ее по гати и лишь через несколько часов добрели мы до Рефта. Нашему взору открылась лесная река с дебрями черемушника и ивняка. Не вязалось увиденное с будущей стройплощадкой. Нашли перекат и легко, правда, замочив сапоги, перебрались на другую сторону реки.
Как уроженец здешних мест свидетельствую — в рассказе Ивана Силукова нет преувеличения. В конце пятидесятых мы, асбестовские пацаны, прихватив удочки, тащились несколько часов по грязи до Теплого Ключа, там отдыхали, наслаждаясь хлебом с черемшой, запивая их студеной ключевой водой из старого сруба, затем топали к Рассохам. В жару еще ничего, а вот ливень прихватит— чистая беда. Зато отменная рыбалка вознаграждала за все злосчастья долгого пути: уж больно крупные клевали окуни и чебаки.
В 1966-м Рассохи было не узнать. Вставали первые пятиэтажные дома в Рефтинском, строились дороги, вилась теплотрасса. На промплощадке важнейшим объектом становилась котельная. О собственно станции речь еще не шла. Позиция управляющего трестом Уралэнергострой Героя Социалистического Труда А. К. Поляковского современна: сначала создать бытовые условия для рабочих, обеспечить поселок инженерными коммуникациями, затем приниматься за главную стройку.
Как показала жизнь, эта позиция во многом предопределила успех большого строительства. Могу привести такой факт из журналистского блокнота. Поселок существовал первый год, еще много трудностей с жильем, а депутаты поселкового Совета ставят и решают вопрос о выделении помещения под детскую музыкальную школу.
Партийная организация Асбеста, трудящиеся города с самого начала взяли шефство над важнейшей стройкой. На Рефт выделяется техника, командируются люди, едут комсомольские отряды. Рефтинские грузы вне очереди доставляются по железным дорогам комбината Ураласбест. Словом, город заботится о стройке, как положено отцу заботиться о дочери.
Листаю старые блокноты. Вот первые записи о первых строителях ГРЭС. Особенно поразила штурмовая группа Г. Исламова, она вела просеки для дороги и линии электропередачи. Работали тут и женщины — от зари до зари. Одна из них, О. Русинова, в дальнейшем возглавит отдел кадров управления строительства. А горячий, порывистый инженер Адольф Хаппаев, руководивший монтажом котельной, давшей жизнь поселку!
Сколько было таких встреч, быстрых, неожиданных, но запомнившихся на долгие годы.
Собравшиеся сюда, на всесоюзную стройку, с Томь-Усинской, Верхнетагильской, Серовской, Яй-винской и других электростанций строители и монтажники, что называется, пуд соли съели вместе. Но встречались и новички. К примеру, братья Анатолий и Геннадий Микушины, пришедшие на ударный объект с соседнего кордона.
И надо было наблюдать, как благодарно вглядывался в лица этих людей начальник строительства Вольфсон, когда весенним днем Рефт праздновал в 1967 году укладку первого бетона в фундаменты главного корпуса станции. Невысокий ростов он выглядел бы младшим братом дюжих ребят из бригады орденоносца Василия Авдюкова, если бы не седые волосы. Не запомнил, что он тогда говорил, но сохранилось в памяти, что говорил без бумажки. Даже мне, вообще-то стороннему человеку, было радостно и гордо от сознания совершившегося факта, а что уж говорить о тех, кто дневал и ночевал на трассе, валил лес, выглаживал дороги, прокладывал трубы...
Было удовлетворение от того, что стройка — необычная. Нет, даже не по масштабам, хотя и они для Урала удивительны. Необычна прежде всего тем, что начали строить не времянки, а комфортабельные дома. Больше того, очистные сооружения сдали еще до того, как появились благоустроенное жилье, школы, детские сады, магазины. И еще. Ни одно дерево в поселке без крайней нужды не упало под топором строителей. Так что было чем любоваться делегации санитарных врачей с Украины, приехавшей на Урал за опытом сохранения окружающей среды в жилых массивах.
( Продолжение следует.)
А. Чечулин "Асбест" 1985 г.
|