Разглядывая объемистые папки в архиве городского исторического музея, наткнулся на полуистлевшую афишу, извещавшую об открытии летнего сезона театра «Пролетновь»: ансамбль драмы и комедии под управлением Л.М.Яковлева давал очередное представление
Долго держал в руках ветхий лист. Полноте! Да было ли это когда-нибудь? С афиши смотрят одухотворенные лица артистов труппы В.Альской, Е.Мирославской, В.Крутовского, В.Тарлоо, Д. Свидерского, Д.Кириллова...
Да, было. В Асбесте в свое время существовал профессиональный драматический театр, помнят о котором очень немногие. Ставили Грибоедова, Островского, Гончарова, Шиллера, Зархи, Гоголя, современных соцреалистов.
Потребность тогда в драматическом искусстве была великая. Но время пришло, на повестку дня выносились более важные вопросы. Тридцатые годы сменились сороковыми. Война. После ее окончания было уже не до театра. Так и ушел он в прошлое.
Но забывать о нем нельзя. Поэтому наш корреспондент попросил поделиться воспоминаниями о театре «Пролетновь» художника В.А.. Абаскалова, отец которого стоял у истоков создания театра.
- Истоки эти, - вспоминает Владимир Андреевич, - надо искать в 1903 году. Тогда по инициативе бухгалтера и кассира Вознесенского прииска Петра Прокопьевича Шабурова был создан драматический кружок имени Федора Волкова. В коллектив вошли рудничная интеллигенция, служащие, члены их семей.
Из архива
10 апреля 1903 года на одном из складов, переоборудованных под театр, состоялось знаменательное событие - драматический коллектив выносил на суд зрителей свои первые спектакли. Поставлены были «Женитьба» Н.Гоголя и «Не зная броду, не суйся в воду» Д.Манфельда.
Трудно представить театральное помещение того времени. Половина так называемого зрительного зала была завалена рудой. Большинство зрителей, придя прямо из разреза и сортировки, устраивались на этих кучах и следили за игрой артистов.
Порой шли со спектаклями прямо в казармы, где жили рабочие, на общих нарах устраивали сцену и вновь начинали творить чудеса.
Из воспоминаний В. А. Абаскалова
- Петр Шабуров руководил театром лет шесть. После его смерти в должности режиссера остался мой отец - Андрей Абаскалов, как наиболее активный участник коллектива. Шабуров и Манохин (один из основателей кружка им.Ф. Волкова) были наставниками А. Абаскало-ва, привившими любовь к театру на веки вечные. Под их руководством он освоил нотную грамоту, что потом дало возможность руководить и оркестром народных инструментов.
Можно вспомнить еще и других участников коллектива. Допустим, немца Грюна. Кстати, был даже Гитлер. Представляете себе? Почему упоминаю о немцах. В Германии в то время в школах обязательно преподавалась музыка, и любой образованный немец непременно владел музыкальными или художественными навыками. В частности, Грюн увлекался акварелью, что очень привлекало отца. Вероятно, под влиянием этого человека он и стал заниматься живописью.
Из архива
После 1910 года с постройкой специального театрального здания появилась сцена и удобное помещение. Драматический коллектив резко прибавил в мастерстве, ведь с созданием подобающих условий
у «жрецов Мельпомены» появилась возможность работать над репертуаром. В труппу входил разношерстный народ: от простых рабочих до руководителей предприятий.
Из воспоминаний
- До 20-х годов театральный коллектив им.Волкова существовал как любительское объединение. Всего коллектив насчитывал около 60 человек. Помимо актеров в него входили костюмеры, гримеры, декораторы, плотники, электрики, т.е. все, кто по-настоящему «болел» за свой любительский театр. Например, столяр Н. Расковалов, плотник и машинист сцены П. Ланских, киномеханик и электрик А. Якимов.
После революции построенное здание стали называть «Пролетновь». Его возвели после 1910 года с использованием конструкции финских складов: параболическое в основании помещение с пристроенной с торца сценической коробкой. Это давало возможность двойного подъема декораций.
Из рассказов родителей помню, что в репертуаре тогда в основном шла русская классика, особенно популярны были Островский, Чехов, Гоголь (часто ставили «Ревизора»), Это репертуар дореволюционного периода.
Время шло. В Асбест стали приезжать профессиональные актеры. Дело в том, что у актрисы Л. Сибирской в Асбесте жили родственники - Померанцевы. Л.Сибирская часто к ним приезжала. Она была замужем за провинциальным актером и режиссером Л.Яковлевым. Когда Яковлев увидел, что в маленьком Асбесте такой сильный театральный коллектив, предложил пополнить его профессиональными актерами и в перспективе создать в городе свой театр, что и было сделано впоследствии.
Нашли средства, Л.Яковлев и Л.Сибирская получили приглашения в первую очередь. По их рекомендации подобрали группу актеров. Помню Н. Холодова, Ф. Версальского, Д. Даворского. Люди разносторонне одаренные, прекрасно подготовленные профессионально. Одни актеры уезжали, им на смену приезжали другие. Жизнь в театре не замирала.
В 23-24-х годах постоянно ходил в театр с отцом. Меня увлекал этот необычный мир. Заходили в гримерную, а там - целые кучи всевозможного оружия, шпаги с дворянскими гербами на эфесах. В это время там уже присутствовал Л.Яковлев, поэтому, на мой взгляд, 1923-1924 годы можно считать временем становления профессионального театра «Пролетновь».
...В 1931 году на берегу Щучьего озера был построен Дворец культуры по проекту «а ля Корбюзье». Построили «коробку» дворца быстро, но в зимний период технологию строительства не соблюдали, и стена лопнула. Пришлось разбирать и перекладывать. Если не ошибаюсь, в 1932 году профессиональный театр начал свои сезоны в здании Дворца культуры.
Тогда трест «Ураласбест» решил отойти от разовых антреприз и создать полностью профессиональный театр, пригласив актеров на постоянную работу. Л. Яковлев к тому времени уехал из Асбеста. Побывал он здесь лишь во время войны со своим новым театром, созданным в одном из городов области.
Кроме профессиональной драматической труппы, на сцене имел возможность работать и коллектив свердловской оперы. Причем без переделки декораций (сцена позволяла). В 1934-1936 годах трест «Ураласбест» регулярно на летние гастроли приглашал оперный театр. Горком профсоюза буквально в принудительном порядке раздавал рабочим абонементы и обязывал посещать оперные спектакли.
Когда построили Дворец, то театр уже перестал носить название «Пролетновь». Это название осталось за клубом Южного рудоуправления (впоследствии клубу дано новое название - им.Кирова). Именно с переездом во Дворец кончается история «Пролетнови» как таковой и начинается история чисто профессионального городского драматического театра, его третий этап развития.
Была сооружена еще раньше Дворца культуры дополнительная театральная площадка в саду, который в свое время являлся собственностью упраляющего рудником. Площадка была под крышей-раковиной, имелся открытый партер на две сотни человек, появилась танцплощадка. Сад стал излюбленным местом отдыха и гуляний горожан. Соорудили пышные ворота и повесили вывеску: «Сад «Пролетновь». А вот когда появился Дворец, то сад «Пролетновь» постепенно «захирел». Потребность в спектаклях под открытым небом исчезла.
Репертуар к тому времени включал в себя не только классику, сильно было влияние и пролетарской культуры.
Из ведущих, постоянно работающих актеров популярны были Даворский, Истомин, Бартенев (прекрасно играл Артура в «Оводе» Войнич). Режиссера постоянного не было, они ежегодно менялись.
Закат
Он произошел очень просто. Началась Великая Отечественная война. Дворец культуры переоборудовали под госпиталь. Принесли в него все, что было ценным: дорожки, ковры, постельные принадлежности.
Затем пришла правительственная телеграмма, где говорилось, что из Ленинграда эвакуируется завод асботехнических изделий и срочно нужно наладить производство. Управляющим трестом был тогда Н. Пашкин, он и принял решение передать здание Дворца заводу. Госпиталь рассредоточили по школам. А завод в этом здании находился до 60-х годов.
С прекращением существования Дворца культуры тихо-мирно отошел в небытие и драмтеатр. Артисты разъехались, а после войны заняться воссозданием театра не было у городских властей ни сил, ни времени. Были дела, считалось, поважнее.
Театр прочно занял свое место в анналах, навсегда уйдя в прошлое...
Музейная папка, содержащая документы и иные свидетельства о деятельности театра, еще не заполнена. И если старожилы города предоставят интересные факты из жизни драмтеатра и его актеров, можем считать свой долг перед прошлым и будущим исполненным. Он - в нашей памяти.
Юрий Марченков, "А.Р.", 2005
Театр Пролетневь. Позднее клуб им. Кирова
Первые участники драматического кружка им. Волкова, 1905 г.
Участники спектакля "Не так живи, как хочется", 1907 г. |