О династиях земляков, опаленных войной.
В доме № 24 на ул. Горького в Асбесте до войны жила дружная семья грузчика фабрики № 2 Павла Петровича Белоусова, в которой подрастали три сына: Андрей, Александр и Иван да дочь Валентина.
Нападение фашистской Германии на советскую землю круто изменило судьбу этой семьи: отец и трое сыновей ушли защищать Родину.
Павел Петрович Белоусов, участвуя в гражданской войне, был ранен в ногу и признан нестроевым. Но тем не менее в конце августа 1941 года он был мобилизован в Красную Армию. Служил в воинской части, которая дислоцировалась под Свердловском. Сопровождал военные грузы на фронт.
Через три года Павла Петровича Белоусова демобилизовали по состоянию здоровья.
СТАРШИЙ - АНДРЕЙ
Пенсионер республиканского значения. В настоящее время живет в Киеве. Вот что рассказывает в своем письме:
- Поскольку я был членом бюро горкома комсомола (да два года руководил комсомолией в средней школе № 1), меня в горвоенкомате знали. Офицер, выслушав мою просьбу поскорее отправить на фронт, посмотрел мне в глаза, помолчал, зачем-то открыл ящик стола. Заглянув в него, медленно закрыл, откинувшись на спинку стула, совсем по-отцовски спросил:
- Андрей, что ты там будешь делать?
- Ну стрелять-то я умею!
- Вот что, Андрей. При первой же разнарядке в военные училища или школы поедешь туда, получишь специальность - и на фронт.
- Так война же к тому времени закончится! - возразил я.
- Этому будем только рады. Но боюсь, что и на твою долю хватит лиха, жди повестку...
И вот в ночь на 15 августа резкий стук в дверь. Мой товарищ Леня Дернов закричал с порога:
- Андрей, ты чего спишь? Собирайся быстро, тебя ждут на вокзале!
Что тут началось! Вскочили родители, мать все старается мне чего-либо дать.
- Не плачь, мама, я скоро вернусь.
В Свердловске нас распределили, и мы осталис-вдвоем с Николаем Горных (моим одноклассником, заядлым шахматистом, жил он в поселке Изумруд). Я попал в учебную команду 72-го запасного артполка и только в ноябре прибыл в Гомельскую военную авиатехническую аэрофотограм-метрическую школу (она находилась тогда в Башкирии). Проучился до мая 1942 года.
Тогда как раз формировалась 3-я воздушная армия. Меня направили в 11-й отдельный разведывательный авиаполк (впоследствии он будет называться Витебский Краснознаменный ордена Кутузова III степени). В составе этого авиаполка Андрей Белоусов дошел до Кенигсберга.
СРЕДНИЙ - АЛЕКСАНДР
По характеру Александр Павлович Белоусов нетороплив, зря слово не скажет, исполнительный и дисциплинированный. Общественная жилка заложена в нем с юношеских лет, как и у старшего брата Андрея. Не случайно после отъезда брата на фронт в бюро горкома комсомола был избран он - Александр. Как-то однажды таены бюро заседали допоздна. И вдруг звонок из обкома ВЛКСМ: "Срочно направьте сегодня же ночью юношу для учебы в военно-политическом училище".
Первый секретарь Анна Бердышева всполошилась:
- Кого же я пошлю? Нет времени для подбора кандидатуры. Что будем делать? - обратилась она к членам бюро.
- Я поеду,- сказал Саша Белоусов.
После ускоренной учебы в спецшколе некоторое время Александр пробыл в Москве при Управлении военной контрразведки, вот тогда-то ему удалось встретиться с отцом, проезжавшим через столицу. Эшелон следовал на Курскую дугу. Потом назначили уполномоченным контрразведки 145-го отдельного танкового батальона на 4-м Украинском фронте.
В освобожденном концлагере "Освенцим" Белоусов побывал "по свежим следам". Поразили, ошеломили на территории лагеря огромные, словно стога сена, кучи волос, отдельно - очков, отдельно - обуви. Все прибирали к рукам рачительные "хозяева нового порядка" в Европе.
Приближалась Победа. 9 мая подвижная группа фронта вошла в Прагу. Для старшего лейтенанта Александра Белоусова война продолжалась. В 1947-м при задержании нацистского преступника Белоусов был ранен в руку.
Александр Павлович вернулся домой в 1948-м. Его знают многие в городе, особенно ветераны войны и школьники. Со дня основания, то есть 30 лет, он возглавляет совет ветеранов войны сначала на заводе асботехнических изделий, а потом и в городе.
МЛАДШИЙ - ИВАН
Он прожил короткую, но яркую жизнь. С15 лет трудился на слюдяной фабрике (было такое предприятие в годы войны в Асбесте). В 17 лет ушел по комсомольской путевке в Красную Армию.
У сестры Валентины Павловны Куракиной
сохранились его фронтовые письма.
"10.08.44 г. Привет с фронта. Здравствуйте, мои родные! Вчера я получил от вас письма, за которые сердечно благодарю... Я уже месяц нахожусь на фронте, но в бою почти не были, только раз наш полк отбил атаку танков противника в количестве 60. Мы стоим в обороне...".
"07.09.44 г. Здравствуйте, мои родные! Как живете? Накосили ли сена? Как дела с дровами, продуктами, овощами, хлебом? Как ваше здоровье? От кого получаете письма? Я живу хорошо, питание хорошее. Воюю уже на второй машине. Теперь я наводчиком у командира полка. 18 августа ходил в бой и больше не бывал. Подбил и поджег четыре танка противника, но и меня чуть не подбили тоже. Снаряд попал в угол и срикошетил. Живу весело, каждый день слушаю музыку или "катюш", или "ванюш", а то как начнут играть все лесные обитатели Литвы, так лес загудит. С приветом, младший сержант Белоусов".
Эта весточка от сына Елене Александровне и Павлу Петровичу (к тому времени он вернулся домой) была последней. А потом пришло такое письмо с фронта:
"Глубокоуважаемая Елена Александровна! Ваш сын Белоусов Иван Павлович служил в нашей части и храбро сражался с фашистскими захватчиками.
Отважный и смелый в бою, он всегда выходил победителем. Но вражеская пуля преждевременно остановила биение горячего сердца мужественного воина. В бою за освобождение литовской земли Иван Павлович погиб.
Разрешите, дорогая мать, выразить Вам глубокое соболезнование и почтить вечную память павшего в боях преданного патриота нашей Родины.
За смерть боевого друга мы отомстим.
Гвардии подполковник Дубровский".
В начале декабря 1945-го опять письмо с той же полевой почты от земляка Александра Мартынова.
"... с Иваном я виделся последний раз 4 октября, а потом началось наше наступление. И вот 8 октября где-то под вечер, были сумерки, стали переправляться на танках через речку Вента. Я уже переправился, а они стояли на той стороне, ожидая переправы всех машин. Ваня был на машине командира полка наводчиком, а немцы сделали засаду, замаскировались в лесу (их так гнали, что они не успевали отступать). Им надо было задержать наши войска, чтобы оттянуть свои воинские тылы. И вот тут-то мы пострадали. Ванину машину подбили, она загорелась, успел выскочить только один командир, механик тоже выскочил, но был тяжело ранен и сгорел около машины, а Иван да еще заряжающий не успели выскочить из горящего танка. Так погиб Ваш сын. Честь и слава ему".
Напомню лишь о последней встрече земляков. За несколько часов до боя ранним утром они случайно встретились у фронтового колодца, где установлен был ящик полевой почты.
- Слушай, Иван, если со мной что случится, напиши моим старикам в Асбест, а когда вернешься, навести их, пожалуйста,- сказал Мартынов.
- Обещаю, друг,- отозвался Белоусов. - Но если мне не повезет в этом бою, ты сделаешь то же самое...
Мартынов слово сдержал.
В лихую годину отец и три сына, как герои старинных былин, встали на защиту своей Родины. Выстоять им помогли те черты, что воспитала в них земля уральская.
Анна ПОПОВА.
Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.
|