Шокирующий случай произошел совсем недавно в поселке Рефтинском: 20-летний инвалид был избит своими знакомыми двенадцати- и шестнадцати лет.
Откуда столько злобы?
Агрессия - симптом подросткового кризиса и отсутствия эмоциональной связи с близкими. Проще говоря, ярость накапливается от того, что подростка не видят и не слышат, а агрессивные выходки становятся действенным способом обратить на себя внимание. А вести "видеоблоги" становится почти модой. Тринадцатилетняя девочка из Березовского, подбивавшая товарищей и снимавшая убийство инвалида на телефон, в ходе выяснения ситуации заявила, что хотела стать журналисткой.
- Негативные ролевые модели сегодня ребенок может увидеть не только на примере отношений в семье, но и по телевизору, в Интернете. Сам по себе негативный информационный фон создает напряжение, которое ощущаем даже мы, взрослые, а что уж говорить про подростков. По телевизору эта агрессия наращивается и подается как норма, - считает руководитель Центра социально-психологической помощи "Ковчег” Татьяна СОКОЛОВА.
Немалую роль в распространении таких случаев может играть и безнаказанность. В период кризиса подросткам свойственна манера "ходить по краю", так они проверяют окружающих, определяя для себя новые границы дозволенного. И если на небольшие проступки родители и общество будут смотреть сквозь пальцы, то со временем шалости могут стать гораздо серьезнее. Психологи подтверждают: если человек чувствует свою безнаказанность - он начинает получать удовольствие от нарушения границ.
Травля сверстников
Как отмечают в Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних, случаи травли со стороны одноклассников в школе - редкость, но бывают ситуации, когда у школьника вымогает деньги местный "хулиган". Даже если сын или дочь не признаются, что их обижают сверстники, определить это можно по косвенным признакам.
- Первый признак - ребенок не хочет идти в школу. Может жаловаться на головную боль или боль в животе, но как только родители предлагают обратиться в больницу, говорит - не надо врача, я пойду. А в итоге он до школы и не доходит, - рассказывает председатель Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних Ирина ВИЛКОВА. - В Асбесте такие ситуации - на контроле, педагоги всегда, если ребенка не было на занятиях, звонят родителям. Поэтому у нас нет такого, чтобы родители пришли и сказали - он у меня месяц в школу не ходит, а я только сейчас узнаю.
Даже выяснив, кто именно обижает ребенка в школе, родителям не стоит брать на себя функции полицейского и идти разбираться с обидчиком самостоятельно. В этом случае решать вопросы с несовершеннолетними должны правоохранительные органы, уверена Ирина Вилкова.
- Если есть какие-то синяки, - сходили, засвидетельствовали в поликлинику. И вам даже в полицию идти не надо, потому что информация сразу вся автоматом уходит в отделение. Полиция сама к вам придет домой. Нельзя закрывать глаза на это, - считает она. - Я вообще призываю, чтобы ничего нигде не скрывалось. Пусть диалог с ребенком будет составлен так: если ты виноват - ты будешь наказан. В противном случае создается ощущение вседозволенности. Скольких он еще побьет, если в этот раз ему все с рук сошло?
Родителей хулиганов пугает не столько штраф за поведение их чада, сколько постановка на учет. Ведь это означает, что контролировать будут не только подростка, но и семью, устанавливая условия, в которых ребенок растет. Информация о состоянии на учете попадает в базу данных, и такая метка остается до 18 лет. Но, как рассказывает Ирина Вилкова, для большинства подростков это оказывается эффективной мерой.
- После первого раза, как правило, до второго дело может не дойти. К тому же, можно досрочно снять ребенка с учета. Прошло полгода: если подросток хорошо характеризуется, так почему мы его будем держать на учете? Да мы только рады, если он все понял, если он больше ничего такого не совершает. Но снятие с учета - только по ходатайству школы.
В Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних не поддерживают практику, когда учитель сам пытается разобраться в конфликте. Именно поэтому высказываются опасения по работе службы медиации в школах - что они могут "прикрыть" такие случаи и создать у подростка ощущение безнаказанности.
- Везде должен быть грамотный человек. Сейчас уже меньше педагогов, которые сами ситуацию разберут, преступление раскроют, сотовый телефон найдут, виноватых назначат, - и никому в полиции не скажут. Когда школьных инспекторов вводили в школу - преступность резко взлетела. Потому что школьный инспектор полиции находился в школе, все нарушения фиксировались. А потом пошло снижение, потому что с этим начали работать. С той поры педагоги на себя эти ненужные функции не берут, - считает Ирина Вилкова.
Если есть какие-то сомнения в отношении безопасности ребенка в школе, в первую очередь необходимо подружиться с классным руководителем. В образовательном учреждении подростки проводят большую часть времени (особенно если посещают школьные кружки), здесь все их взаимоотношения с одноклассниками на виду, и грамотный педагог может вовремя скорректировать ситуацию.
Страдают все
В конечном итоге ответственность за проступки детей несут родители - это прописано в Административном и Гражданском кодексах Российской Федерации. Но порой мы сами не отдаем себе отчет, до какой степени наши слова и поступки влияют на ребенка, особенно если говорим мы одно, а поступаем совсем по-другому.
В недавнем интервью журналисту "Уралинформбюро" психоаналитический психотерапевт Андрей Кошеленко отметил, что склонный к насилию подросток всегда социопатичен, а социопат понимает только четкие ограничения. Жесткие границы ребенку должны демонстрировать семья и социум, но, по-видимому, сегодня этот механизм не работает. Если в советские времена старушки у подъезда выполняли функцию блюстителей порядка и останавливали такие конфликты, то теперь взрослые все реже вмешиваются в разборки чужих детей - себе дороже. Да и сами родители могут пренебрегать воспитанием ребенка в погоне за заработком, или налаживая личную жизнь. По словам Ирины Вилковой, девочки двенадцати-пятнадцати лет из неблагополучных семей наиболее остро реагируют на такие ситуации, как появление у матери сожителя или появление в семье нового ребенка. Дело может доходить до открытых сцен ревности.
Когда подростковая агрессия проявляется в нападениях или травле сверстников - это огрехи воспитания, считает клинический психолог Елена МУСТАФИНА.
- Опять же родители не научили, не объяснили ценность жизни как своей, так и чужой. Не заложено у ребенка, что личность не определяет цвет волос и размер одежды.
Даже если родители трудных подростков признаются, что не в состоянии справиться со своим ребенком, они редко обращаются к специалистам. Чаще всего взрослые надеются на то, что ребенок "перебесится", и проблема решится сама собой.
- Бывает еще родители отказываются от помощи - это мой ребенок, мы никуда не пойдем, мы сами справимся. Или "я с ней поговорила, она все поняла". И комиссия тут ничего уже не может сделать, - делится Ирина Вилкова.
- Они приходят к психологу, только когда их адвокаты начинают подталкивать - ищут у ребенка какие-то психические отклонения, чтобы избежать реального наказания, получить условный срок, - рассказывает клинический психолог. - В итоге часть таких детей остается на "ус-ловке", часть уезжает в спецучреждения. Но нет ни одного, кому назначили условное наказание, и они ходят на лечение.
А бывает, что правоохранителям приходится защищать самих юных преступников. Сейчас информация в Интернете распространяется молниеносно, а такие ситуации всегда вызывают огромный интерес и активное обсуждение у публики. В итоге заведенная толпа готова учинить "суд Линча" над подростками, которые даже не успели осознать, что совершили.
- Вот в Рефтинском два подростка избили инвалида. Так мы уже спасаем не инвалида. Мы спасаем вот этих мальчиков, потому что против них ополчились местные жители, которые стоят у школы и подкарауливают этих ребят, в их адрес звучат угрозы. Меня это тоже возмущает до глубины души, - признается Ирина Вилкова.
Специалисты считают, что предупредить агрессивное поведение подростка может дополнительная занятость - кружки и секции. Кому-то научиться управлять эмоциями помогают занятия в театральной студии - примеряя на себя новые роли, ребенок начинает лучше понимать других людей. В первую очередь подросток должен осознать, что быть взрослым означает не только свободу, но и ответственность за себя и свои поступки.
Т. Мельникова, "Асбестовский рабочий"
|