Новые больничные листы добавили головной боли и врачам, и пациентам О
том, что с 1 июля страна переходит на новую форму больничных листов,
горожане узнали недели за две до часа «Ч», с которого теперь ведут
отсчет нервотрепке.— Наконец-то пресса внимание обратила!— сердито прокомментировали стоящие в очереди, вступая в разговор с корреспондентом. — Сами бы здесь постояли… Постояла.
Послушала. Посмотрела, как регистраторы, боясь ошибиться, выводят
«черными чернилами чертеж»… то есть больничный лист, конечно. —
Сегодня еще ничего, — отвлеклась от выписки регистратор Евгения
Угрюмова. — Вот завтра после ВКК что будет, мало не покажется. Ругаться
будут сильно. —
Девушка, а куда теперь больничный лист сдавать? — интересуется мужчина,
достоявший до заветного окошка. — Начальнику? А если не возьмет? — Тогда в прокуратуру, — советует Евгения. Бабушка
в очереди стоит с рецептами. Регистратор ставит печать, хотя эту
операцию уже перенесли в другой кабинет. Но на объяснения «куда» и
«почему» больше времени уйдет, проще шлепнуть оттиск и отдать бумажки. —
Регистраторов разгрузили полностью, они только заполняют больничные, —
рассказывает старшая медсестра Наталья Перевозчикова. — В
травматологическом отделении организовали отдельную выписку. Сейчас
готовим общий кабинет, там поставим компьютеры, дело быстрей пойдет. Новую
форму больничных листов и разработали «под компьютеры», тем же оправдан
формат нового документа — А4. Пациенты несут голубенькие листочки в
кабинет врача на вытянутых руках, боясь смять и размазать чернила. — Ай! Не видите, что ли, я с больничным! — Как будто со сломанной рукой. Если
чернила смажутся, больничный в таком виде к оплате не примут, придется
выписывать новый. Снова стоять очередь, ждать, когда высохнут чернила,
подписать врачебной комиссией, не сгибать, нести по улице, как флаг, – с
таким «почетом» к документу мы еще никогда не относились. —
Электронное оформление документов — сегодняшняя норма, кто спорит? —
комментирует начальник городского здравотдела Виктория Устюгова. —
Непонятно, почему она так срочно и внезапно вводится. В идеале компьютер
должен быть в каждом врачебном кабинете, и это означает наличие 60
электронных машин. Простой вопрос: где взять? Ответ еще проще: кто
устанавливает нормы — пусть обеспечивает оборудованием, что вполне
логично. Но на самом деле никакого обеспечения нет. Компьютеры для
регистраторов мы попросили на предприятиях, объяснив, что страдают
прежде всего их сотрудники. Два
компьютера для поликлиники № 3, входящей в состав городской больницы №
1, в качестве благотворительной помощи передали из ОАО «Ураласбест» и
ОАО «УралАТИ» — прониклись возникшей проблемой. Оборудованием оснастят
отдел выписки больничных листов, в то время как врачи вооружились пером и
чернилами. —
Мы же не только в поликлинике ведем прием, — рассказывает о своих
сложностях, вызванных нововведением, участковый фельдшер Наталья
Брюховецкая. — Участковые по вызову больного приходят на
дом. Больничный лист обязаны выдать пациенту в тот же день, как
правило, документ выписывает доктор. Сижу, вывожу печатные буквы, не дай
Бог ошибиться или выйти за клетку — придется переписывать. А больные
ждут, нервничают, высказывают недовольство. —
Еще бы не высказывать, — вступает в разговор ее пациентка Светлана
Кузнецова. — У меня название предприятия в отведенные 29 клеточек не
вместилось. Сократили. На работе больничный лист приняли, но не знают,
оплатит фонд соцстраха или нет. Вдруг придерутся к неправильному
оформлению и откажут? По
словам руководства поликлиники, переписывать листки нетрудоспособности
приходится в большом количестве. Исправления, помарки не допускаются.
Ходить с больничными туда-сюда приходится, конечно, пациентам. Что
и говорить, был бы компьютерный набор — обошлись бы без помарок. Но,
оборудовав рабочее место регистраторов, полностью проблему не решить.
Каждому врачу необходим небольшой переносной ПК, о чем местные эскулапы
даже не мечтают. У кого, как говорится, охота пуще неволи, работают на
собственных. Неплохая модернизация здравоохранения… —
Написали запросы в министерство здравоохранения Свердловской области и
фонд социального страхования с просьбой разъяснить механизм выписки
новых больничных листов, — пояснил главный врач горбольницы № 1 Асбеста
Валерий Бердинских. — Ждем ответ. Собственных денег на покупку ПК у
больницы нет, зато масса других расходов. В этом году по решению суда
закрывали неврологическое отделение — здание требует срочного ремонта,
который оценивается в десятки миллионов рублей. Выбор — что важнее —
нелегкий, а помощи нет. С
1 января 2011 года городские больницы Асбеста — взрослая и детская —
перешли в областное подчинение. С надеждой на лучшую жизнь, потому что
были наслышаны о программе модернизации здравоохранения, которая, как
обещалось, поднимет периферийную медицину «из руин». Особенно радовались
программе в детской больнице: в перечень обещанного оборудования
включили рентгеновский аппарат, старый прослужил уже два срока, в общей
сложности 29 лет. —
О том, что нужен новый рентгеновский аппарат, сообщаю муниципальной и
областной власти, депутатам в течение последних пяти лет, — рассказывает
главный врач Асбестовской детской больницы Алексей Кислинский. —
Наконец был услышан — покупку аппарата запланировали в областной
программе модернизации здравоохранения, средства на реализацию которой
должны были получить из федерального бюджета. Обещали, что в этом году —
железно. А потом сообщили, что денег дали значительно меньше, поэтому
наш рентгеновский аппарат из списка удалили. По
словам руководителя, последние несколько лет реформы в медицине все
больше носят характер популистский. О программе модернизации областные
чиновники рассказывали в Асбесте дважды, участливо спрашивая, чего не
хватает в местных больницах. Оказалось, не хватает средств в самой
программе, и модернизировать лечебный процесс придется на какие-то
собственные или благотворительные деньги. Примерно то же было с
организацией электронной регистратуры, центра здоровья, других «акций» —
команда о перестройке, обещания «догнать и восполнить расходы»
(«догонят и еще дадут» — гласит народная мудрость), бравые отчеты и
галочки в бумагах. Объяснять высоким чиновникам, что больница, оказывая
медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования,
зарабатывает лишь на самые необходимые расходы, — устали. Проще «красиво
отчитаться и спокойно жить». Все давно знают, что посулов можно и вовсе
не дождаться, как не дождались полного комплекта оборудования в центр
здоровья для обслуживания 100 тысяч детей (своих в Асбесте 15 тысяч),
компьютеров для единой электронной регистратуры, а для выписки
больничных ПК и вовсе не обещали — скомандовали: «Переход!», и вся
недолга. За
восемь месяцев пребывания в областном статусе в асбестовских больницах
ничего не прибавилось, а муниципальной помощи убавилось. О
«выравнивании» качества услуг с уровнем области даже говорить не
приходится — в поликлинической службе Асбеста на все взрослое население
(80 тысяч) один невролог, один офтальмолог, даже врачей-терапевтов
недостает. Неделями не функционируют флюорографы, о которых можно
сложить отдельный рассказ. Это
не к тому, что городская медицина не на высоте (есть свои уникальные
специалисты, энтузиастов немало), а к тому, что при сегодняшнем
положении собственными силами компьютеризировать приемы и выдачу
больничных листов нереально. Пачкать чернилами бумагу придется еще очень
долго. На снимке :Очереди к регистратору.
Резюме Телега впереди лошади Как
выяснили наши собственные корреспонденты, проблемы с новыми больничными
листками возникли не только у жителей и медиков Асбеста. Полностью
компьютеризированные лечебные учреждения в уральской глубинке можно
пересчитать по пальцам, поэтому докторам поневоле приходится осваивать
ручную шифровку документа. Почему бы чиновникам сначала не обеспечить
поликлиники и больницы техническими средствами, а уж потом
экспериментировать с больничными листами? — таким вопросом задаются не
только асбестовские медики. К
сожалению, ответить на него некому. В областном министерстве
здравоохранения, куда «Уральский рабочий» обратился за комментарием,
перевели стрелки на региональное отделение Фонда социального страхования
РФ. В фонде ответили, что все необходимые разъяснения даны на сайте
ведомства. Да, там действительно есть подробные консультации, как
правильно заполнять больничные листы, но ни слова о том, как избавить
докторов от дополнительной писанины, а пациентов — от стояния в
очередях. «По этим вопросам вам лучше обратиться непосредственно к
министру Голиковой», — посоветовали автору этих строк в уважаемом
ведомстве. В
принципе меня устроила бы и заместитель министра В. Скворцова, на
которую возложен контроль за реализацией приказа о переходе на новую
форму больничного листа. Но опыт общения с руководством
Минздравсоцразвития не позволяет надеяться на исчерпывающий ответ —
просто потому, что в министерстве не принято отвечать на такие запросы. |