Правовая инструкция Какие правила агитации должны соблюдаться в преддверии выборов Президента РФ 18 марта 2018 года.
Что такое предвыборная агитация?
Предвыборной агитацией, согласно закону, считается деятельность, направленная на формирование мнения у избирателей относительно кандидатов в органы власти или их списков. Она может проводиться в период избирательной кампании с целью убедить избирателей проголосовать «за» или «против» тех или иных кандидатов (ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...»). Данные положения применительно к выборам Президента РФ воспроизведены в ст. 8 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации».
Перечень действий, которые считаются агитацией, представлен в ч.1 ст. 49 этого закона:
- склонение к голосованию за того или иного кандидата;
- высказывания в поддержку какого-либо кандидата или партии, от которой он выдвигается;
- информирование о предполагаемых последствиях избрания или неизбрания кандидата;
- распространение информации, большая часть которой содержит сведения о кандидатах и партиях и которая сопровождается оценочными комментариями;
- сообщение сведений о любой другой деятельности кандидата, кроме профессиональной;
- создание положительного или отрицательного образа кандидата или связанной с ним партии.
Когда запрещена агитация?
Ведение предвыборной агитации запрещается за день до дня голосования. Такое время называют «днем тишины».
Перед выборами Президента РФ 2018 года, которые пройдут 18 марта 2018 года, таким днем будет 17 марта, когда с ноля часов по местному времени нельзя выполнять действия, считающиеся агитацией. Не допускаются они и в день выборов.
Также запрещается агитация вне агитационного периода:
- до дня представления в Центризбирком заявления кандидата о согласии баллотироваться;
- более, чем за 28 дней до голосования при агитации на телеканалах, в газетах, журналах и в сетевых изданиях;
- после окончания агитационного периода (ст. 50 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).
При этом агитматериалы на биллбордах и в других местах, предусмотренных законом (п. 10 ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...»), могут оставаться там и в «день тишины» и в день, голосования.
Во всех случаях запрещена агитация при следующих обстоятельствах:
- при проведении иностранными гражданами и иными лицами и организациями, перечисленными в п.7 ст. 48 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав...»;
- с привлечением несовершеннолетних на день голосования лиц, в том числе с использованием в агитации их фото и мнений;
- способствующая разжиганию какой-либо розни между людьми (при этом защита идей социальной справедливости не считается возбуждением социальной розни);
- если в ходе агитации происходит злоупотребление свободой массовой информации, нарушение законодательства об интеллектуальной собственности.
Как наказывают граждан за нарушение правил проведения агитации?
Для граждан, нарушающих правила проведения агитации, предусмотрена ответственность в в виде штрафа от 1000 до 1 500 рублей (ст. 5.10 КоАП РФ). В судебной практике есть примеры разбирательств по таким делам. При проведении дополнительных выборов в Совет Депутатов одного из муниципальных районов Тверской области в интернете был размещен агитационный материал «Партия жуликов и воров выдвигает кандидатом в депутаты мошенницу...». По данному факту полицией был составлен протокол о проведении агитации вне агитационного периода, что было признано судом первой инстанции с присуждением штрафа правонарушителю в размере 1000 рублей (Постановление от 18 сентября 2015 г. по делу № 5-651/2015 Судебный участок Старицкого района (Тверская область)).
Агитационный материал с таким же названием был размещен во время муниципальных выборов в Московской области и также суд назначил наказание в виде штрафа 1000 рублей (постановление и.о. судьи судебного участка N 15 Волоколамского судебного района Московской области от 04.09.2015 N 5-753/15). В данном случае признанный правонарушителем гражданин не согласился со всеми судебными инстанциями, оставившими в силе решение мирового суда, и дошел до Верховного суда РФ, который отменил все судебные акты и производство по делу прекратил.
В высшей инстанции посчитали, что до дня выдвижения кандидата не может быть предвыборной агитации, а распространяемая информация касалась лица, не имевшего на тот момент статуса кандидата. Поскольку предвыборная агитация возможна только в отношении кандидата, распространение агитматериала в сети "Интернет" в отношении лица, не являющегося кандидатом, не может рассматриваться в качестве предвыборной агитации (Постановление Верховного Суда РФ от 23.05.2016 N 4-АД16-4).
Источник
|