Родственников солдата искали юнармейцы - и нашли.
Благодаря усилиям поисковых отрядов неизвестным солдатам, сгинувшим на полях сражений, удается вернуть имя.
В Асбесте связь с поисковиками осуществляет подразделение Юнармии. Как рассказывает руководитель военно-патриотического клуба "СМЕРШ" Юрий Швецов, знакомство с поисковыми отрядами состоялось, когда искали родственников асбестовского красноармейца Акима Мезенцева, погибшего в Воронежской области.
- Поисковики по содержимому медальона определили, что он - из Асбеста, - рассказывает Юрий Швецов. - Медальон - это металлическая ампула на резьбе, в ней лежит бланк-анкета. Такие медальоны были до 1942 года, потом их заменили на солдатские книжки. Сейчас главная проблема у поисковиков - опознать останки бойцов, призванных после 1943 года - бумага есть бумага... Еще существовало поверье, что если свой медальон заполнишь, то погибнешь. Кто-то в нем иголки носил, кто-то просто не заполнял. Для поисковиков найти заполненный медальон -супер, потому что они крайне редко попадаются, а если находят, то в плохом состоянии или пустые.
Другой способ опознать бойца - ориентироваться по личным вещам. Если они подписаны, ищут фамилию в архивах тех подразделений, которые вели боевые действия на данном участке. Поднимают списки потерь, которые заполнялись после боевых действий. В такие списки пропавших без вести добавляли через два месяца после исчезновения. Таким образом удалось опознать останки еще одного асбестовца -Александра Маркова.
- Вещи бойца привезли поисковики из Челябинска, которые регулярно ездят в Крым на раскопки, - Юрий Швецов показывает стенд, посвященный нашему земляку. - Все вещи были найдены между Феодосией и Керчью, где проходила линия обороны. Я там был - это степь, спрятаться негде, воевать было крайне тяжело, тем более авиация и артиллерия были у немцев очень хорошо развиты. О том, что там происходило - вот конкретная записка того товарища, который в общем-то должен был вытащить Маркова и увезти в госпиталь.
Александр Бубнов в письме, адресованном матери Александра Маркова, пишет:
"Враг по всему Крымскому перешейку пошел в наступление. Где и наша часть в составе 51-й Армии получила приказ выступить в бой. Около вечера приблизительно товарища Маркова ранило в живот. Я получил распоряжение от комроты оказать помощь товарищу Маркову. Мы положили его в машину, разорвали гимнастерку, перетянули бинтами: но могла ли быть наша помощь полезна, когда у него был разорван живот? Как только мы перевязали товарища Маркова, как машина была уже переполнена. Бездорожье, крик, снаряды рвутся, где я и потерял с глаз Маркова Александра Константиновича. Вскоре я был контужен".
- Родственников бойца нашли, кто-то из них из Вологды даже приезжал - очень много было родственников на похоронах. Ребята нашего клуба стояли в почетном карауле и везли его останки на нашем мотоцикле, - вспоминает Юрий Швецов.
В настоящее время решается вопрос о захоронении еще одного опознанного бойца - Сенцова Виктора Яковлевича, которого после войны разыскивала супруга, проживавшая в Асбесте. Родных погибшего помогали разыскивать участники клуба "СМЕРШ" - ходили по домам с участковым полиции, расспрашивали. Родственников красноармейца удалось установить, а вот где похоронить бойца, родня еще не решила.
Узнать судьбу многих фронтовиков сейчас уже невозможно. По словам Юрия Швецова, большинство предметов в музее было найдено в захоронениях, вот только определить имена владельцев не удалось. Что самое печальное - в семьях порой не помнят о воевавшем деде или прадеде, который пропал без вести, сражаясь за Родину...
Т. Мельникова,
"Асбестовский рабочий"
|