Елена Хорькова из Рефтинского в этом году окончила магистратуру филфака, параллельно работая в школе.
Девушка в полной мере прочувствовала специфику учебы и преподавания в период пандемии.
Защита диплома онлайн
В 2014-м Елена поступила на филологический факультет Уральского федерального университета в Екатеринбурге. Изучала иностранные языки и зарубежную литературу. Год назад девушка успешно защитила диплом бакалавра и решила продолжить обучение в магистратуре.
Все шло по плану, размеренно и без суеты: утром - тренировки в спортзале, днем - работа в школе, вечером - учеба в вузе.Все перевернулось с ног на голову в марте 2020-го. На мир обрушился коронавирус, а с ним - ограничения и запреты.
Формально в последнем семестре для студентки Хорьковой ничего не поменялось. Лекций уже не велось, оставалось написание магистерской работы. А вот процесс защиты стал в корне другим. Из живого коммуникабельного он превратился в удаленный электронный.
- Когда заканчивала бакалавриат, защита длилась шесть часов. В онлайн она прошла за два с половиной. На интернет-платформе создали конференцию. По техническим причинам, чтобы ничего не висло, рецензентов не было, комиссия была меньше и вопросов от нее тоже. Собралась за пять минут до защиты, прочитала с ноутбука защитное слово. Нахождение дома прибавляло уверенности, но были и минусы, - говорит Елена. - При традиционной защите чувствуешь, что сделала важное дело и теперь его представляешь. В онлайне не видно лиц, так как на экране показываешь презентацию. Непонятно, слушают тебя или нет, не видно реакции на твои слова.
О выпускной вечеринке пришлось забыть. Поздравления Елена с сокурсниками принимала тоже удаленно - по видеосвязи. Традиционную мантию и шапочку-конфедератку вчерашней студентке вручали не торжественно в университете, а доставил курьер - в маске и перчатках.
- После бакалавриата мы стол накрывали, покупали цветы преподавателям, устраивали афтерпати. Было душевно, такой вариант мне - ближе, он запоминающийся.
Учите, как хотите?
Поступив в магистратуру, Елена параллельно устроилась в одну из екатеринбургских школ. Три четверти для новоиспеченного преподавателя английского языка прошли без эксцессов.
- В Рефтинском все школы - общеобразовательные. В Екатеринбурге же я работаю в учреждении с профильными классами. Чтобы здесь учиться, надо сдать экзамены. Поэтому дети - более целеустремленные и самостоятельные, хотя у подростков бывают сбои. Иногда нужно прикрикнуть, чтобы на уроке была дисциплина.
На четвертую четверть выпала пандемия, обучение стало дистанционным. Сначала Елена обрадовалась, в надежде выспаться и заняться давно запланированными делами. Но работы лишь прибавилось. Надо придумать процесс преподавания для "удаленки", составить план на урок, на домашнюю работу и в день от каждого ребенка проверять по два задания. Всего - порядка двухсот упражнений.
- У меня на уроках - живое общение, пришлось искать подходящие видео, писать к ним объяснения,самой снимать ролики, чтобы приблизить формат к привычной подаче. К маю создали специальную онлайн-платформу, куда загрузили программу по нашим учебникам, но ей не пользовались, так как уже придумали свои варианты. Потом пришло распоряжение сократить нагрузку, сделав уроки по тридцать минут. Дети стали халтурить, и подключились родители. Звонили, писали, что и как делать. Еще ученики делали «домашку» кто в шесть часов утра, кто в обед, кто в 12 часов ночи. И всем ответить надо...
Финский для выживания
Сейчас границы закрыты, поэтому Елена с ностальгией вспоминает о путешествиях и учебе за рубежом. На первом курсе магистратуры девушка подала заявку на стипендиальную программу по сотрудничеству УрФУ с одним из вузов в финском городе Тампере. И стала одной из двух российских студенток, кто выиграл грант в три тысячи евро. Грызла гранит науки в северной стране рефтяночка пять месяцев: с января по май, выбрав для изучения английский язык и литературу на факультете коммуникаций.
Система обучения в Тампере называется расслабленная. На каждом факультете есть учебные курсы обязательные и по выбору. Можно даже записаться на курсы других факультетов.
- Когда сам выбираешь направление, есть мотивация учиться. В УрФУ тоже внедряют такую систему, но получается не то. В этом году было слияние кафедр русской и зарубежной литературы - сделали новую магистерскую программу с модулями по выбору. Из четырех модулей нужно выбрать два, с определенным набором предметов. Но так как литературы объединили, получается: если хочу попасть на курс к преподавателю по зарубежной литературе, получаю в нагрузку четыре курса по русской...
В Тампере Елена выбрала шесть курсов: постколониальная литература; финское общество и культура; финский язык; история английского языка; театр, общество и политика в Англии и Шотландии 1660-1760 годов; литература и общество в Британии раннего Нового времени.
- Преподаватели и студенты общаются на "ты". Групп на курсах как таковых нет. На каждом занятии - новые студенты, много групповой работы, общения. Например, на курсе английского театра контрольным заданием было сыграть пьесу. У нас такое даже представить невозможно. Если изучаешь литературу, то читаешь тонны книг и потом зубришь билеты, - сравнивает Елена. - Каждый курс - одна пара в неделю. Получается, у меня было шесть пар. В среднем студенты выбирают не больше четырех и меня спрашивали, почему выбрала так много. А я с ума сходила от свободного времени. Обучаясь в УрФУ, иногда даже из дома не выходила: куча книг, три языка, лекции и домашнее задание.
На этом удивления уральской студентки не закончились. В университетах Тампере можно не только учиться, но и развлекаться и даже спать. Внутри оборудованы комнаты отдыха с настольными играми, пуфиками, телевизорами, местами с одеялами и подушками. Библиотеки в финских вузах - круглосуточные, а доступ в них - свободный для всех горожан.
Жить Елене посчастливилось в студенческом общежитии. Посчастливилось, потому что это новый пятиэтажный дом, с отдельными комнатами для каждого студента.
- Там стол, кровать, шкаф, туалет с душем. На каждом этаже - кухня, в общежитии есть стиральная машина и сушильная комната. Стоимость - 250 евро в месяц. Примерно 20 тысяч рублей, но по финским меркам - это очень мало. У них средняя зарплата три тысячи евро. А я на эти деньги жила пять месяцев: покупала еду, платила за жилье и умудрялась путешествовать. Ездила в Лапландию, за полярный круг. Три дня жили в норвежском Осло, два дня - в Берлине, день - в Швеции. Билеты дешевые. Если бы в тот же день поехать из Екатеринбурга, они стоили бы 17 тысяч рублей, а так я отдала всего 2500, - с удивлением говорит Елена.
Финны казались рефтяночке инопланетянами не только в учебе. Ценят природу, уважают личное пространство и других, спокойные, дружелюбные, никто не разбрасывает мусор, все поголовно занимаются скандинавской ходьбой. Нет бездомных людей и бродячих животных. А еще в Тампере на первом этаже каждого дома - сауна, даже в музее и миграционной службе.
- Здесь - доверие. В раздевалках нет гардеробщиц и номерков. Люди на улице оставляют велосипеды. Подруга однажды забыла планшет в аудитории, пришла на следующий день, а он там же лежит. Еще одна девушка потеряла вид на жительство - самое важное, что есть за границей. Так ей через несколько часов позвонил водитель автобуса, договорился о встрече и вернул документ, - уточняет рефтяночка.
Особняком в Финляндии стоит местная кухня. Некоторые блюда очень специфические. Например, твердый ржаной хлеб. Финны шутят, что об него ломаются шведские ножи. С соседями-шведами они соперничают во всем: в хоккее, кухне и, видимо, в чувстве юмора.
- В Тампере советуют кровяную колбасу: это кровь, смешанная со злаковыми зернами, подается с черничным вареньем. На Первомай едят маленьких рыбок, пережаренных в кляре. На Пасху жарят сахар с мукой - получается сладкая черная масса, похожая на сырую землю, - рассказывает Елена. Самая дешевая еда в студенческой столовой - обед 2.50 евро. Обед в городском кафе стоит около 700 рублей, у нас такой же обошелся бы в 150. Поэтому русские студенты на всем экономили. Европейцы жили шикарно: чуть ли не каждый вечер готовили пасту с лососем и вином. Мы покупали дешевую муку и яйца, готовили им русские блины - они были рады. Время пролетело интересно и непривычно легко.
Н. Ксенофонтова,
"Асбестовский рабочий"
|