Давать ли деньги детям? Если давать, то, в каком количестве? Контролировать ли расходы? Вот наиболее "рейтинговые" вопросы, задаваемые родителями подростков на консультации психологов. Давайте разбираться.
Финансовая грамотность - необходимая составляющая нашего благополучия. Нас окружают соблазны, рыноктова-ров и услуг перенасыщен. За наши деньги выполнят любые наши желания. Нет денег? Возьми кредит! Можешь даже приобрести вещь без первого взноса. Многие попались на эту "удочку" и горько сожалели потом за свое импульсивное решение.
Важно, чтобы родители сами умели распоряжаться деньгами. Дети учатся отношению к деньгам, наблюдая за действиями родителей. Поэтому деньги могут быть хорошим тренажером для приобретения финансовой грамотности. Здесь очень важно, чтобы была сформирована система: например, раз в неделю в определенный день фиксированная сумма. Лучше наличными.
Наличные деньги приучат ребенка умению считать, получать сдачу, соразмерять имеющиеся деньги с ценниками на прилавке. С карточкой такие навыки сформировать труднее.
Не следует выдавать деньги по запросу подростка. Ведь и мы свои честно заработанные получаем не когда захотим, а в определенные дни. Это один из способов дисциплинирования ребенка, освоения социальных правил.
Какова должна быть сумма? Это решение индивидуально для каждой семьи, но общая рекомендация такова - сумма должна включать в себя обязательные расходы (дорожные расходы, питание, плюс небольшой процент сверх суммы). Но если все потребности ребенка удовлетворены, у него нет необходимости покупать еду и нет дорожных расходов, то и сумма не должна превышать разумные потребности. Для воспитания финансовой грамотности важно создать некоторый дефицит. Это необходимый компонент, мотивирующий вашего ребенка экономить.
Если выданная сумма вскоре "испарилась", и ребенок попросил еще, необходимо объяснить, что придется подождать до следующей очередной выдачи. Бессистемная выдача денег - это воспитание необязательности и распущенности, а также потребительского отношения к родителям, как к постоянному источнику денег. Обсудите вместе, почему денег не хватило на неделю. И как можно было распорядиться этой суммой более рационально.
Выдача денег по запросу ребенка опасна еще и тем, что у него появляется соблазн решать свои детские задачи через деньги - "покупать" друзей, снабжая их вкусняшками. В этом случае не формируются естественные навыки общения, настоящая дружба. Как правило, такие "друзья" исчезают с исчезновением денег.
Не следует выдавать деньги детям за выполнение домашних обязанностей. Ребенок должен понимать, что в семье заботятся друг о друге не за деньги, а просто потому, что любят друг друга. Иначе подросток может начать "монетизировать" межличностные отношения и смотреть на мир сквозь финансовую призму. Не стоит оплачивать и хорошие оценки. Лучше в случае каких-то особых достижений поощрить ребенка покупкой или устроить праздник.
Можно ли лишать карманных денег за какие-то проступки? Лучше этого не делать. Наказания не обязательно должны быть связаны с финансами, а лучшее воспитание - метод естественных последствий. Например, мой знакомый, уже дедушка, увидел, что его внуки кидают камни в огород соседа. Дед настоял на том, чтобы внуки извинились перед соседом и убрали все накиданные ими камни. Такое наказание принесет больше пользы, нежели штраф.
Хорошо, когда финансовая политика семьи прозрачна, и дети имеют представление о том, каким образом расходуются деньги в семье. Если их не допускают к финансовым проблемам семьи, они придумывают свое собственное объяснение, зачастую очень далекое от истины.
Н. Баруткина, психолог Центра "Ковчег"
"Асбестовский рабочий"
|